Три этапа эмоциональных отношений между родителями и детьми
1. Эмоциональная зависимость.
В силу своей привязанности к ребёнку, часто родители все его негативные эмоции связывают с собой: я не способен сделать счастливым своего ребёнка, я не способен создать ему для этого необходимые условия, чтобы он никогда не плакал, не сердился, ничего не боялся, не стеснялся, не испытывал скованности. Родители начинают оценивать свою эффективность в воспитании ребёнка, используя в качестве критерия его настроение и эмоции.
Но согласно известному в психологии правилу «10-90», только 10% негативных эмоций ребёнка непосредственно связаны с тем, как ведут себя родители, 90% является собственной, индивидуальной эмоциональной историей ребёнка.
Настоящая же сила и авторитет родителей проявляются тогда, когда родители свободно позволяют проявлять ребёнку негативные эмоции (безопасно для него самого и для окружающих), но при этом не поддаются их влиянию.
Есть грань, до которой удовлетворение потребностей ребёнка является здоровым, а после — разрушительным, т.е. когда удовлетворение потребностей превращается в балование. Где эта грань?
Грань между здоровым удовлетворением потребностй ребёнка и балованием
Если мы, удовлетворяя потребности ребёнка, стараемся оградить его, чтобы он никогда не сердился, не боялся, не плакал, не чувствовал какой-то неловкости или дискомфорта, и при этом всё больше и больше отказываем себе в своих потребностях (в развитии, благополучии, покое и т.п.), то эта неоправданная жертва не принесёт никаких позитивных результатов, и, в конечном счёте, ребёнок начнёт развивать худшие качества характера, вместо того, чтобы проявлять лучшие и совершенствоваться.
Если же удовлетворение потребностей ребёнка идет в гармонии с нуждами родителей, то в этом случае мы можем говорить о сотрудничестве и определённой гармонии в семье.
2. Бескомпромиссное жёсткое отношение к ребёнку.
Когда родители понимают, что зашли слишком далеко, то часто впадают в другую крайность — начинают вести себя слишком жёстко по отношению к ребенку.
Кстати сказать, такой же процесс происходит и в отношениях между супругами: из-за сильной привязанности сначала один из супругов потакает другому, стараясь избежать его негативных эмоций, относя их на свой счёт, не зная о правиле «10-90». А почувствовав, что такое «служение» грозит ему полностью потерей своих интересов, ценностей и вообще себя как личности, он входит в состояние «борьбы за независимость» (иногда достаточно агрессивно).
3. Взаимозависимость.
Золотая середина – забота о комфорте и благополучии ребёнка не в ущерб своим ценностям и целям. Родители смотрят на проявление негативных эмоций ребёнка не с точки зрения двух крайностей «мы плохие родители» или «ребёнок неадекватный», а с состраданием. Ребёнок — это живое существо, которое пришло в этот мир и сталкивается с его мощным давлением, с его тройственными страданиями, которые дают о себе знать спонтанно, посреди бела дня, в самой даже уютной, тёплой, комфортной квартире, где родители пекутся о хорошем образовании, здоровье, комфорте и благополучии.
Ребёнок — живое существо, которое слабее чем мы, которое не осознаёт свои эмоции и не может понять их, его разум не столь крепок, чтобы подняться над проявлением этих эмоций, он страдает от этого сам и причиняет страдания другим. Из-за этого другие могут вести себя достаточно агрессивно, защищаясь, и тоже причинять страдания. То есть, происходит тяжёлая борьба.
Мы не впадая в крайностидолжны помочь ребёнку пережить эти эмоции, дав ему необходимую поддержку. В этом главная наша задача.
https://www.baby.ru/blogs/post/415466765-181805786/
Р. Нарушевич, из лекции «Как им справиться со своими «психами»?»
У меня про кризис есть ещё такой пост, может там что найдёшь
https://www.baby.ru/blogs/post/393866322-181805786/