Если вам ставят ЗРР до трех лет.

Хочется написать про ЗРР. Работаю с детьми 2 года. Психолог-педагог.

ЗРР – задержка речевого развития.

На сегодняшний день, многие мамы приходят на развивающие занятия в наш центр «Ibambini» с детьми до трех лет и с поставленным диагнозом ЗРР.

Что делать и куда бежать. Как помочь себе и ребенку.

Слабая внешняя речевая активность еще не говорит об отставании в развитии. Это нужно запомнить как установку.

1. Если диагноз ЗРР вам поставил педиатр, советую такого «врача» незамедлительно покинуть. Педиатр не имеет прав, знаний для таких диагнозов. Да и просто это не его специфика работы.

2. Если до трех лет, вам данный диагноз поставил логопед или невролог, не спешите сразу пичкать ребенка таблетками и отдавать в коррекционные группы.

Конечно же, давно есть таблицы норм, которые должен уметь ребенок делать в определенный возрастной период. Но, только очень многие «Специалисты» в силу своих несостоятельных психологических качеств и врачебных знаний, при постановке диагноза, не учитывают огромное количество факторов. Таких как:

  • Ребенок просто боится врача (логопеда/невропатолога) — в детской поликлинике, в которой мы единожды посетили данных специалистов, испугалась этих врачей даже я.
  • В силу психологической особенности, ребенок очень застенчивый и не желает общаться с незнакомыми людьми.
  • Ребенок получает от матери достаточно обратной связи и пассивный словарный запас достаточно большой.

Внешняя речевая активность начинает формироваться у ребенка по необходимости. Ведь в его семье его и так прекрасно понимают. Для чего, объясните, ему напрягаться и что-то еще изобретать? Скорее всего, после трех лет начнется активная социальная жизнь и возникнет настоятельная необходимость с кем-то разбираться, кто не понимает его кода — вот тогда и возникнет потребность.

Поэтому дорогие родители, если у вашего ребенка никаких проблем нет, кроме внезапно поставленного диагноза ЗРР до 3 лет, не поднимайте панику. Сходите еще к паре тройке специалистов, желательно из других поликлиник.

«Но, нас отправили посещать коррекционные группы и ребенок начал говорить !?»

Дорогие мои родители! Любая социализация стимулирует ребенка. Каждый день он развивается, каждый час для ребенка – это новый опыт и развитие.

Если с ребенком заниматься – он в три года начнет рассказывать стихи. Но это только ваша работа. Читайте с ребенком много книг, одних и тех же (дети любят узнавать истории, которые они запомнили и знают что будет дальше) – если у вас мало времени, ходите на развивающие занятия или в сад, где дети учатся коммуникации. Чем активнее ВАША совместная социальная жизнь, тем больше шансов на то, что ваш ребенок начнет говорить раньше.

Карельская Елена, логопед – предлагает способы, для стимулирования вашего ребенка, на мой взгляд очень достойные и в принципе, всем известные.

Помните! Развитие ребенка – это ваша работа. Большинство мам делает эти упражнения и занятия на интуитивном уровне!

“ Для ранней коррекции речевого развития в домашних условиях можно проводить следующие игры:

  • Не говорящий ребёнок пытается добиться от родных чего-то с помощью выразительных жестов. Взрослые дружно изображают полное непонимание и вынуждают ребёнка произнести хоть какие-то звуки. Близким придётся проявить твёрдость, т.к. малыш будет плакать, топать ножкой. Мужественно стоять на своём, но успокоить ребёнка всё же придётся.
  • Проводите такие занятия как: ходьба с предметами и без них («Мишка косолапый», «Зайка-побегайка», «Лисичка-сестричка»), упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки» (Большие ноги ходили по дороге: «ТОП. ТОП. ТОП». Маленькие ножки ходили по дорожке: топ-топ-топ-топ-…). Возьмите одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики (уже отработанные на отдельном занятии), дыхательные упражнения: «Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки полетели!» «Буря в стакане» (через трубочку для коктейлей подуть в стакан с водой). Не забудьте игры на развитие внимания («Делай как я!», «Что пропало?», «Запретное движение»).

Такие игры развивают артикуляционную, общую и тонкую моторики, дыхание, память. Они улучшают работу двигательных и сенсорных центров в коре головного мозга ребёнка, что очень важно для формирования правильной речи.

  • Чтобы вызвать у ребёнка внимание к звуку, попробуйте сначала различать звучание музыкальных игрушек, шум бытовой техники, звуки улицы и т.д. Ребёнок при этом закрывает глаза и отгадывает, что звучит, воспроизводит в силу своих возможностей услышанное. Учите малыша звукоподражанию: «Как кричит петушок (курочка, кукушка, собака, кошка и т.д.)?».
  • Уточняйте с малышом произношение гласных и простых согласных звуков. Родители должны соблюдать определенную последовательность в работе над звуками (с учетом их формирования при нормальном речевом развитии). Сначала отрабатываются гласные звуки, а затем звуки [м], [м'], [б], [б'], [п], [п'], [д], [д']. Не пытайтесь сразу вызвать у малыша шипящие [ш], [ж], [щ], [ч], соноры [л], [л'], [р], [р']. У ребёнка с ЗРР они появляются в лучшем случае на шестом году жизни, и то после продолжительной предварительной работы. О том, как идёт постановка звуков в домашних условиях родители также узнают из разделов сайта(«Комплексная работа над речью…», «Постановка и автоматизация звуков»)
  • Игры по вызыванию звуков, звукоподражаний и слов можно проводить на обычной прогулке. «Как дует ветер? В-в-в-…», «Как мычит коровка? Му-у-у-…», «Как капает дождик? Кап-кап-кап…», «Как летит самолёт? У-у-у-у-…», «Кто это?», «Что это?» и т.д. Сначала малыш будет давать усечённую форму слов (один слог). Взрослый обязательно должен похвалить и повторить слова правильно.

Детям обычно очень нравится наблюдать за муравьями, бабочками и жуками, трогать кору деревьев, обнимать их стволы, слушать шелест листьев, рассматривать цветы и травинки. Все это помогает обогатить активный и пассивный словарь ребёнка (при условии, что взрослый всё это будет называть и показывать). Наблюдая за живой природой, ребёнок непроизвольно будет что-то «оречевлять», попытается составить простое предложение. А по приходу домой надо будет при непосредственном участии ребёнка что-то зарисовать, о чём-то составить коротенький рассказ из двух-трех предложений. О том, как строить комплексную логопедическую работу по различным лексическим темам («Времена года», «Домашние и дикие животные» и т.д.) родители также узнают из соответствующего раздела нашего сайта («Комплексная работа над речью по лексическим темам»).

  • Игровые занятия по построению фразы (предложения) строятся так, чтобы максимально использовать природные вещества – песок и воду. Например, игры для введение в речь ребёнка предлогов (В, ИЗ, ПО) предполагают выполнение инструкций: «Спрячь в песочек (в водичку) формочку»; «Достань из песка (из водички) формочку»; «Похлопай ручкой по песку, по водичке».

Песок понадобятся и для игры «Большой – маленький» (взрослый рисует на песке большие предметы и маленькие): дом-домик, дерево-деревце, цветок-цветочек, собака-собачка и т.д… Так вводятся в речь ребёнка слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Все эти игры очень нравятся детям!

Если ребёнок немного владеет речью, с ним можно провести игру «Эхо». Она предполагает сопряженное и отраженное проговаривание слов и предложений. Для этой игры берутся либо отдельные слова и предложения, либо строчки из детских стихов (для самых маленьких) А. Барто, С. Маршака, В. Степанова. Эти же стихи используются для договаривания отдельных слов в конце строчки стиха: «Уронили мишку… (на пол). Оторвали мишке… (лапу). Всё равно его не брошу, потому что он … (хороший)».

  • Проводя занятия с ребёнком, почаще обращайтесь к вещам и объектам, которые его окружают. Так, посвятив занятие домашним животным, обращайте внимание малыша на поведение кошек и собак во дворе или дома, говорите, какую пользу приносят домашние животные. Не лишним будет подражать повадкам животных: «Как кошка ходит?», «Как кошка выпускает коготки?», «Как киса лакает молоко?», «Как собачка дышит, когда ей жарко?», «Как лошадка цокает копытцами?». Работая по теме «Перелетные птицы», включите запись голосов перелетных птиц, рассмотрите картинки с их изображением, обсудите строение тела птицы. Очень благодатны для работы над речью темы «Овощи» и «Фрукты». У многих семей есть дачные участки, где растут овощи и деревья. Прибывая на даче, не забудьте всё это рассмотреть и обсудить с малышом, дайте ему попробовать свежие овощи и фрукты, покажите приготовление сока, различных блюд из овощей и фруктов. Все эти наблюдения должны непременно сопровождаться комментариями взрослых.

Родители знают, что на наших ладонях и стопах расположены биологически активные точки, в том числе те, которые отвечают за речь. Предложите ребёнку растереть руки до появления теплоты, помассировать каждый пальчик. Для активизации точек на стопах можно проделать следующее. Мама шьёт подушечки из плотной ткани и заполняет их гладкой галькой средних размеров. Малыш топчется ножками на этих подушечках. Можно сшить коврики и прикрепить к ним выпуклые пуговицы, скорлупки грецких орехов, косточки плодов. По таким коврикам ребёнок в носочках ходит, держась за руку взрослого.

  • Устройте для ребёнка (хотя бы раз в неделю!) кукольное представление. Перед его началом предложите малышу отгадать рифмованные или описательные загадки о героях, которых предстоит увидеть. Например, «У кого косолапые ноги, кто спит в берлоге?», «Белый, пушистый, длинные ушки, быстрые лапки». Эта предварительная работа необходима для того, чтобы настроить кроху на просмотр представления, активизировать его внимание и мыслительные процессы. В подобных спектаклях можно участвовать всей семьёй. Игрушек и кукол в доме предостаточно, вот и используйте их с максимальной пользой! Сказку можно выбрать в соответствии с той лексической темой, которую вы отрабатываете на данной неделе. Например: по теме «Дикие животные» (волк, медведь, лиса, заяц), это сказки «Колобок», «Теремок», «Три медведя»; по теме «Домашние животные» (кошка, собака, петух, курица) – сказки «Кто сказал “мяу”?», «Волшебная сметана», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок с семьёй» (К. Паустовского). Родители могут и сами сочинить сказку для своего крохи, так будет даже интересней.

Во время представления куклы (оречевлённые взрослыми) обращаются к маленькому зрителю с вопросами по сюжету сказки. Это побуждает его к речевым вы­сказываниям. Ребёнку очень нравится повторять за персонажами слова, слова песенок. Малыш должен свободно общаться с куклами и игрушками, танцевать с ними. Такие домашние спектакли всегда вызывают у малыша живой интерес. По окончании спектакля родителям следует побеседовать с ребёнком по его содержанию.

  • Занимаясь подобным образом дома, вы увидите, что в развитии малыша произошли существенные сдвиги. Он стал не только понимать обращённую речь, но и сам научился ей пользоваться. Увеличился его словарный запас, а грамматическое оформление речи приблизилось к норме.»

Занимайтесь и любите ваших детей. Если после трех лет ситуация не меняется, несмотря на все ваши старания, то индивидуальные занятия с логопедом вам помогут!

Соколова Екатерина


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться

Спасибо за советы

Пожаловаться
Елена Мельникова

Я такого мнения таблетки в последнюю очередь, а вот если что то надо идти к врачам для чего да просто вместе легче отследить так речевое состояние малыша, я тоже думала ну и что то в год мало, слов, ну вот лепет в 2, года потом я пошла к хорошему неврологу и она мне скаазала ситуация край у сына ЗРР, я начала заниматься ещё больше с ребёнком и поняла, что да есть ЗРР, моё мнение надо заниматься с ребёнком всегда и отслеживать. Если бы я не начала с ним ходить за консультациями мы так бы и ждали чуда.

Пожаловаться
Клео

Нам 2 и 3 и мы уже 2 месяца занимаемся с логопедом! По 1 занятию в неделю… пропили гамалон и глиатилин, а также курс цераксона.(назначение невролога)… стало больше звуков новых, стал усидчивым- на занятиях целый час сидит и не отвлекается! Дома тоже стал с интересом заниматься… но слов так пока и нет! Логопед говорит, что специфику накладывает тот факт, что сын левша!.. И к осени заговорит… мы ждём с нетерпением :)

Пожаловаться
Клео 

Невролог не назначает препараты для развития речи… И не имеет. Отношения к речи.

Пожаловаться
Клео
Светланa 

Вы очень плохо знаете работу неврологических препаратов. Часть из них стимулируют работу лобных и височных долей, а также корковых структур, которые в том числе отвечают за речь.

Пожаловаться
Клео 

Не спорю, не знаю конечно. Но их назначае не невролог, если речь идёт о речи, я об жтом

Пожаловаться
Клео
Светланa 

В нашем лучае, невролог назначает для стимуляции речи в том числе…

Пожаловаться
maria
ДД! Статья, конечно хорошая, и я с ней согласна. Не хочется пичкать ребенка таблетками… Но всё же, я, как мама, нервничаю.: нам 2 и 3 и мы не говорим, т.е. только подражание типа, кататься на качелях: кать-кать, прыгать: прыг, собачка- гав-гав, тигр- ррррррр и т.д. знает несколько имен друзей в саду, пеппу из мульта и слово: хлеб! и всё!
ВОт и думай, то ли бежать к врачу, то ли ждать… а если ждать то сколько и чего, не хочется же опоздать...
Добавлю, то, что с года точно, а может и раньше занимались и пластилином и рисованием, и клеем. До года постоянно гимнастика пальчиковая, потешки и т.д. Много читаем… наверно месяцев с 3-х… Т.е. с ребенком, всё время занимались.
Пожаловаться
Надежда
Ага, вот только если бы я ждала 3-х лет, я бы сенсо-моторного алалика. А так я получила моторного алалика, и то уже ушли в дизартрию и дислалию. Так что не надо так негативно относится к таблеточкам и врачам.
Пожаловаться
Надежда

Упс, планшет отредактировал, в первом предложении пропущено слово — получила)))

Пожаловаться
Екатерина
Я повторюсь, что все индивидуально. В большинстве случаев, по крайне мере лично я наблюдаю такую картину. И это конечно не 100% истина — это лищь мое мнение на основе 2летних наблюдений. В моей практике, детям до 3 лет зрр ставят с еще несколькими диагнозами. Чаще всего. Но на мой субъективный взгляд, если ребенку без патологий в 2 года, тем более в год ставят зрр и мама не идет больше никуда и не проверяет пять раз данный диагноз, это не в ее пользу.
Пожаловаться
Екатерина
К тому же, если я не ошибаюсь, алалия это в общем-то не просто зрр
Пожаловаться
Надежда
Алалия это продолжение диагнозов зрр и зпрр. Те сначала врач ставит зрр, а потом может перетечь в моторную алалию, а зпрр соотвественно в сенсо-моторную алалию.А какие патологии подразумеваются? Если все говорят, ждите 3-х лет, а потом..., ой, а что же это вы раньше то не пришли к нам((( и 2 года для наблюдений мало. Сейчас очень много «не говорящих» детей, и все почему то ждут 3-х лет. А потом головой начинают биться, вместо того, чтобы в два года дать «легкие витаминки для подпитки мозга» и начинают судорожно искать спецов.
Пожаловаться
Марина
Сенсорный компонент не возможно заработать, он или есть или его нет.
Пожаловаться
Марина
причиной сенсорной алалииявляется поражение коркового конца слухоречевого анализатора (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B5) и его проводящих путей [6]. Алалия это органика, с ней уже рождаются
Пожаловаться
Марина
Если есть алалия то зпрр это уже вторичный диагноз а не первоначальный
Пожаловаться
Надежда
Только наши медики сначала ставят именно зрр и зпрр, а потом уже алалию к 4-5 годам(((
Пожаловаться
Марина
Да по фиг что они ставят, при этих диагноза что медикаментозное лечение, что пед.коррекция одинаковы. Поэтому только пахать и пахать
Пожаловаться
Надежда
Да в том то и дело, что они лепят зрр, спец занимается методикой для зрр, а потом бац алалик, а это уже совсем другая коррекция(((а время то уже упущено(((
Пожаловаться
МамаОля

Старшему сыночку впервые диагноз ЗРР поставила неонатолог в 11 мес, потом в 1,3 невролог… хорошо, что я не стала пичкать дитё.

Пожаловаться
Екатерина

Во сколько заговорили?

Пожаловаться
МамаОля
После 2
Пожаловаться
вeнeрa тарадина
Пожаловаться
вeнeрa тарадина
Правильно написали!!! Не чего таскать и пичкать таблетками рано
Пожаловаться
Мила

нам до трех-четырех лет говорили — все хорошо, не переживайте, заговорит… в итоге в 4 года диагноз моторная алалия, онр 1, зрр которое в 5 лет плавно перетекло в зпрр… сейчас я буду с самого наала таскать ребенка если увижу задержку речи

потому что чем меньше ребенок тем проще скоректировать

Пожаловаться
Екатерина

Очень печально что у вас так сложилось. И развивать ребенка нужно и важно. Цель данной статьи донести, что на 80% случаев, если у ребенка нет (физиологических, гормональных и психологических патологии), что должен определить специалист, до ТРЕХ лет этот диагноз, в своем большинстве, не состоятелен. Но я говорю про 80% детей которым ставят такие диагнозы до трех, используя свой опыт и логопедов что работают с нами. Естественно, есть и оборотная сторона, когда такие специалисту упускают важные моменты. Если после 3 лет ребенок не говорит, не смотря на активную социализации и занятия — то да, повод обратиться с спецам.

Пожаловаться
Екатерина
Сори, автозамена пару окончаний изменила, но смысл я думаю, понятен.
Пожаловаться
Надежда
Плюсуюсь, если бы я ждала, я бы получила сенсо-моторного алалика, а так начала бегать как оголтелая в его 1,6 года, так что уже дизартрики и дислалики, авось к 4-5 годам разговоримся, дай Бог)))
Пожаловаться
Екатерина
Только вы своей статьей советуете всем ждать. Вот они послушают вас и станут ждать, а окажется, что они в те 80%% не попадают.
Пожаловаться
Lilit
Мила 

Как деоа у Вашей дочки сейчас?

Пожаловаться
Анна Жилина

замечательная статья, а то некоторые мамы в год уже панику разводят.

Актуальные посты