Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества (А.В. Запорожец).
Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.
Каждый человек, в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и научается ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложиться на годы школьного обучения. Нужны ли сенсорные эталоны дошкольнику?
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.
Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
В раннем возрасте еще нет возможности необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако, занятия с детьми должны строиться так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.
Поскольку эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый, пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три величины (большая, средняя, маленькая), то целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
Также свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.
Дети третьего года жизни активнее и плодотворнее работают за счет более устойчивого внимания и более совершенной координации движений рук. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделять именно сенсорным задачам.
Поэтому, начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
а) Сенсорные эталоны в области восприятия цвета.
Вначале у детей формируют представления о хроматических («цветных») цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а 6 цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.
в) Сенсорные эталоны формы.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними происходит в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Главное, дети должны узнавать эти формы, называть их и действовать с ними, а не производить их анализ.
Важное значение вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.
в) Сенсорные эталоны величины.
Величина предметов обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Т.о., в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.