Можно ли «залюбить» ребенка?

Какой смысл вы вкладываете в слово «любить» и как проявляете свою любовь к ребенку? Наверное, на эти вопросы ответить не так просто, как кажется на первый взгляд.

Может быть, любить – это значит быть привязанным, уделять много внимания, быть доброжелательным, признавать индивидуальность, принимать ребенка таким, какой он есть? Или заботиться, беспокоиться о здоровье, ограждать от любых неприятностей, контролировать каждый шаг, руководствуясь мыслью «береженого бог бережет»?

Возможно, давать полную свободу, выполнять все пожелания малыша, разрешать ему делать все, что он хочет, следовать только его интересам: «Мы его так любим, что все разрешаем»?

А может, наказывать и критиковать, контролировать и стыдить за провинности, держать в строгости, как спартанца «в его же благо», исправляя недостатки? Либо тискать, баловать, угадывать желания, заискивать, возводить в кумиры семьи, пожертвовать своими интересами ради ребенка, существовать только ради него? Наконец, побольше вкладывать в ребенка, прививать культурные навыки, учить и развивать?

К сожалению, большинство этих позиций при чрезмерном следовании им являются крайностями и не ведут к формированию здоровой личности.

Восполнение пробелов

Родители склонны желать малышу того, чего они сами недополучили в детстве: заботу, внимание, свободу и независимость, материальные блага. Очень популярна фраза: «Мой ребенок ни в чем не будет нуждаться, у него будет все». Но ведь когда все легко достается, стремиться будет не к чему и жизнь станет пресной. Ребенок лишается возможности радостных открытий, удовольствия от «покорения вершин», его трудно удивить чем-то новым. В результате страсть к достижениям притупляется, не вырабатывается сила воли, у таких деток снижается интерес к получению новых знаний.

Другое проявление этого типа любви – неуемное желание видеть в ребенке те качества, которых родителям не хватает: это могут быть смелость, успешность, общительность, взрослость, ум, талант. Иногда такое желание так захватывает маму, что она изо дня в день водит малыша на развивающие занятия, танцы, в бассейн, организуя для чада невероятные физические и эмоциональные нагрузки, в то время как он нуждается не в «исправлении», а в доброжелательном общении с самыми близкими людьми.

Конечно, стремление сделать своего ребенка более счастливым похвально, однако во всем надо знать меру.

Если вы чувствуете, что хотите ради малыша «свернуть мир», подумайте, нужно ли это ему и что же нужно вам. Быть может, тоже немного любви? Когда вы в последний раз делали красивую прическу, покупали новую одежду, общались с подругами, устраивали романтический вечер с любимым? Неужели заботливая, любящая мама не заслуживает этого?

Прислушайтесь к себе: что вам хотелось бы сделать для себя приятного, может быть, даже «непозволительного»? Разобравшись с собой, вы сделаете поразительный вывод, обнаружив, что ребенку для «полного счастья» нужно не так уж и много. Что именно? Об этом и поговорим.

Обеспечьте потребности!

Только на первый взгляд кажется, что у дошкольника их может быть великое множество. На самом деле основные потребности детей дошкольного возраста таковы:

Потребность в самостоятельности В первый год жизни связь с мамой очень тесная, но постепенно кроха отделяется от матери. В 1 год малыш начинает сам передвигаться и осваивать пространство, а в 3 года кроха уже испытывает настоящую гордость, когда что-то делает самостоятельно и его хвалят за это. Дети изо всех сил пытаются доказать свою «взрослость», так не лишайте их этого удовольствия.

Потребность в безопасности Окружающий мир не должен ничем угрожать ребенку, хотя, конечно, полностью соблюсти это условие невозможно. Но, тем не менее, малышу комфортно, когда родители являются надежной опорой, отстаивают его интересы, не обманывают, когда в семье мир и покой.

Потребность во внимании «Я есть несчастный или прекрасный, о котором нужно заботиться». Взрослый для малыша – это эмоциональный отклик, сочувствие, признание и уважение, источник опыта.

Существуют родительские установки, которые позволяют ребенку чувствовать себя любимым и нужным, обеспечивают психологический комфорт.

Установка первая: «Я тебя вижу». Видеть – не просто замечать присутствие около себя, но и доверять, учитывать мнение, настроение, давать право выбора, признавать индивидуальность.

Установка вторая: «Ты мне интересен, и я постараюсь, чтобы нам было хорошо вместе».

Установка третья: «Пока тебе нужно, я буду здесь с тобой». Ребенку обязательно нужна такая поддержка, причем именно в тот момент, когда ему это необходимо. Не стоит себя навязывать. Разделите свои желания и желания и потребности малыша, ведь они не всегда совпадают.

Потребность в любви Человек нуждается в любви. В грудном и детском возрасте любовь имеет такое же значение для нормального психического развития, как белок для роста и прибавки в весе, если снова прибегнуть к сравнениям. Ребенок должен знать, что в любом случае: при удовлетворении потребностей, в беде и опасности – может рассчитывать на родительскую любовь, родители заботятся о нем, помогают, ухаживают и всегда любят, любят и тогда, когда наказывают. Ребенок должен чувствовать, что он кому-то принадлежит, что он желанный член семьи. Отсутствие любви является самой частой причиной поведенческих нарушений. Детство без любви оставляет глубокие рубцы в душе человека. Он может вырасти одиноким, холодным, не способным к завязыванию глубоких отношений с другими в течение всей жизни.

Потребность в признании Малышу очень важно осознавать свою нужность, значимость и индивидуальность. У него масса желаний и потребностей, и, конечно, окружающие должны признавать их существование. Дайте ему право выбора, посоветуйтесь о чем-нибудь, учитывайте и то, что не только взрослым хочется иногда покапризничать и полениться, но, конечно, не культивируйте безделье.

 Потребность в соблюдении границ У каждого человека есть свое личное пространство, бережно охраняемое. Соблюдение границ позволяет малышу побыть наедине с самим собой. Постоянный контроль, навязывание чего-либо нарушают это пространство и, регулярно воздействуя, могут даже вызвать неблагоприятные симптомы в виде кожных заболеваний, запоров и др. Когда ребенку позволяют все, его личные границы расширяются, и он теряет себя самого в этом огромном пространстве. Он сам с легкостью вторгается в пространство другого человека, считая его собственным.

Родительское руководство состоит не только из любви и заботы, но также включает в себя запрет. Даже обеспечение соматического развития и физической целостности закономерно требует последовательного поведения, направления и ограничения со стороны родителей. В питании и переваривании пищи ребенка необходимо приучить к определенному порядку и ритмичности. Активность ребенка старшего грудного и преддошкольного возраста необходимо часто ограничивать, ведь он все тащит в рот, все хватает и потому «самоопасен», так как не осознает опасности. Дисциплинированность, запрещающая деятельность родителей важны не только для защиты организма ребенка, но также и для того, чтобы научить его правилам общежития с другими людьми. Ребенок, который никогда не испытал разочарования, все желания которого исполняются, не сможет приспособиться к своей среде, а затем и к обществу.

Малыш чувствует любовь во всем: в доброжелательности, ласке, заботе, и, пожалуй, самые важные слова для него: «Мы тебя очень любим. Как хорошо, что ты у нас есть!» – которые не оставят никаких сомнений в его нужности и значимости (хотя не стоит, конечно, твердить это целыми днями). И никакими сладостями, игрушками и баловством вы не замените крохе этих самых нужных слов!

Можно ли «залюбить» ребенка?


Эжени
Эжени
Александр
4 года
Красноярск
011539

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Олеся
Олеся
истинной любви надо давать ребенку, а не разрешать ВСЁ, это-то ка раз и не любовь, просто так легче маме, а ребенку в жизни тажко будет