… Разве это удобно – учиться группой в 30-40 человек, сидя в затылок друг другу?
В самом деле, почему в классе обычно такая странная мизансцена? Я имею в виду фронтальное (относительно учеников) местонахождение учителя, посадку «лицо к спине», лишающую учеников возможности встретиться взглядом, ровные ряды парт и пр. С точки зрения дидактики в этом нет практически никакого смысла. Что же это? Ответ для меня очевиден: это наиболее простой способ управлять личностью. Причем в основном, путем подавления. Помните, первый класс? Слова учителя: «Ну-ка подравнялись, правый ряд – закрыли рты, левый – на меня смотреть, полная тишина…. А теперь – тихонечко сели…» Это – как поворот выключателя. Зачем? А затем, что иначе учитель не умеет. Может только вырубить ток. выключить энергию, лишить ученика его права на собственное поведение, даже на самум концепцию собственного поведения. Глядя в затылок впереди сидящего, отвлекаться труднее. А на самом деле – думать труднее… Учитель превращается в единственный объект для ученика. Есть только он. «Всем сидеть! Молчать! Закрыть рты! Слушать меня!»… Вспомнили? Не страшно?..
С точки зрения адаптации существует несколько вариантов реакции на подобное обращение.
Реакция первая: «я хороший». Этот способ взаимодействия с реальностью предполагает «хорошее поведение», то есть выполнение всех требований того, кто сильнее (в нашем случае – учителя, воспитателя и пр.). В этом случае человек независимо от своих склонностей, желаний и пр. ведет себя «подобающим» образом: молчит, когда хочет говорить, встает, когда хочет сидеть, говорит, когда хочет молчать и пр. Он, конечно, научается делать не то, что хочется, только вот зачем? Многие скажут: легче жить будет… Ой ли?..
Реакция вторая: «я плохой, но делаю вид, что хороший». Это когда я веду себя как хочу, но стоит только на меня взглянуть – вытягиваюсь в струнку, замолкаю, выписываю в тетрадке и т.п. А этом случае мы учимся такому необходимому навыку как вранье. Причем, поскольку большинству учеников все-таки невдомек, почему нужно вести себя именно таким, а не иным образом, главное тут – подчинение, основанное на страхе. Я делаю вид.что хороший, иначе мне попадет.
Реакция третья: «я плохой». Она, прямо скажем, является наиболее редкой. По понятным причинам: непросто противостоять тем, кто по определению не просто сильнее тебя, но и с легкостью может испортить твою жизнь. Однако, встречаются посетители школ и других образовательных учреждений, которые бескомпромиссно остаются самими собой. Поскольку чаще всего это принимается за хулиганство (которым, впрочем, часто впоследствии и становится), жизнь их, мягко говоря, непроста.
И, наконец, еще один способ взаимодействия с описываемой действительностью я люблю очень, хотя и встречается он нечасто: «я хороший, но делаю вид, что плохой» Этот способ, на мой взгляд, является наиболее творческим. Его логика примерно такова: «Мне и самому-то приятнее существовать в тишине и покое в классе, но принуждение меня унижает. Поэтому я буду ему противостоять!» Да здравствуют герои!)
Заметим, все четыре упомянутых способа являются примерами извращенного поведения. Все они так или иначе предполагают насилие над личностью Среди них нет простого и понятного поведения: я веду себя так, как считаю нужным». Я – такой и имею право таким быть». Сами знаете, что является результатом такого подхода, не правда ли?
В то же время очевидно, что главной целью педагогического процесса является развитие личности, извините за выражение – самости человека и умение взаимодействовать с собственной самостью и со всеми факторами окружающего мира. Именно так у человека проявляются и впоследствии развиваются способности строить личные отношения с другими людьми (основанные не на комплексе неполноценности, а на личностной целостности и интересе). Знание и принятие себя позволяет нам находить такие способы образования и самообразования, которые являются наиболее приемлемыми для нашей личности, соответствующие нашим склонностям. Школа же, основанная на насилии, пусть и во имя самых благих целей, уничтожает саму возможность подобных открытий.
Возьмем, к примеру, одну школьную тему. Признаком чего является шум в классе? Классический ответ: признаком того, что ученикам не интересно… А на деле – все наоборот. Когда нам интересно – мы шумим, обсуждаем, высказываем свое мнение. Для того, чтобы принять материал, нам необходимо его обсудить – «присвоить». Кроме этого, на мой взгляд, шум является признаком того, что дети живы… Во всех смыслах. Дети – люди в основном, шумные.
Давайте вспомним, как устроено 1 сентября. То самое, которое «первый раз в первый класс». Построенные рядами дети, цветы, речи. (отдельная тема, зачем 1 сентября цветы, но об этом – в другой раз). Воля ваша, а мне это напоминает похороны… К кому обращена речь директора школы? Уж конечно, не к тем, кто в первый класс пришел. Вообще, это особый денек: дальше – больше. Вам предстоит впервые узнать, что для того, чтобы разговаривать нужно поднимать руки. А для того, чтобы поздороваться нужно не сказать «здрасьте» а молча встать. Это зачем же все? Врем про то, что «так вести себя интеллигентно и правильно», а на самом деле большинство учителей просто не умеет организовать учебный процесс, не «вырубая» детей. Вот и поднимают они руки уже в 5 лет, и встают, вместо того, чтобы доставлять удовольствие себе и близким разговором, объятиями и пр. Дети строем входят в систему, которая и доведет их до полно личностного нивелирования.
Вспоминаю историю, которую рассказывал мне человек, которому сегодня далеко за 70. Его, как и всех нас задолго начали готовить к первому сентября. Он радостно устремился в школу — поднимал руку, был внимателен на первых своих уроках, слушал учительницу. Вернулся домой радостный — все прошло наилучшим образом… И вот настало 2 сентября. Рано утром мама разбудила его: «Коленька, вставай» — Зачем же, — недоумевал первоклассник,- «Как же, в школу пора...» А Коленька — в слезы. Только теперь он понял, что вся эта штука всерьез и надолго. И праздник обернулся детским огорчением. На 10 лет. До сих пор вспоминает он ту горечь, котоую испытал тогда. Это, конечно, анекдот… Но ох, значимый анекдот...
Еще пример, который многие с ужасом вспоминают и одновременно пытаются вытеснить из памяти – организация процесса еды в детских садах и школах. Когда вам предлагают некое блюдо (зачастую не самое аппетитное) и всеми силами заставляют его съесть, вне зависимости от ваших желаний и личного вкуса (опущу в данной статье подробности известных мне и многим читателям извращенных способов насилия с целью добиться поедания обеда). А при этом еще и врут, объясняя, что хорошие (!) дети съедают все до конца. Отдельные экземпляры доходят до такого цинизма, что приплетают к этому тему ВОВ. Зачем?! Неужели снова – чтобы убить все личностные проявления, включая вкус? Как человек будет выбирать в 21 веке – веке выбора, если он лишен с детства самого права выбирать??
Сама система современных образовательных учреждений устроена антиличностно. Предположим, человек хотел бы посидеть и подумать. Но в этот момент объявлен перерыв – все встают и выходят. Как быть? Или наоборот – скажем, для того, чтобы сосредоточиться кому-то необходимо походить взад-вперед, однако он обязан сидеть «сиднем». Или еще: кому-то в 5 лет легко и просто учить математику сидя 30 минут, а кому-то достаточно 15, а дольше – тупик… Мне могут возразить: «но ведь нельзя же построить систему, которая учитывает склонности каждого». Еще как можно! И разговаривать в классе, и вставать, и идти к предмету разными путями, и работать в разных ритмах. Нужно только осознать, что именно это и является одной из главных образовательных целей – умение взаимодействовать с современным миром, умение выбирать собственный путь, знакомство с самим собой, со своими способами учения. Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к современным условиям (то есть не начнет реагировать тем или иным способом на рамки постмодернизма), системы образования рухнут как карточные домики. Давление на современного человека в детском саду и школе достигло наивысшей стадии. Пора думать и меняться…
Система провозглашает адаптацию чуть ли не главной целью Именно поэтому она и демонстрирует такое активное давление. Считается, что чем быстрее человек научится выполнять определенные правила – тем скорее он и адаптируется. Все наоборот! Выполнение правил – скорее признак глубокого ухода в себя, подчинения себя системе, нивелирование собственного я, низведение его до некоего усредненного безличного уровня.
Для человека приходящему в принципиально новую систему, каковой является, например, школа, детский сад практически всегда страшновато и неуютно. Причем даже в том случае, если атмосфера этого места дружелюбна. Поэтому главное – дать человеку ощущение комфорта и уверенности. Дать ему возможность почувствовать себя сильным. (ср. с сидением в затылок друг другу). То есть нужно не расшатывать уверенность в себе, а усиливать. Именно из этой уверенности рождается сначала право на себя самого, затем ощущение места как «своего», а после – желания использовать это самое «свое» место на полную катушку – то есть учиться, узнавать новое и пр.
Адаптация – труднейший процесс, с подводными течениями и камнями. Идти в нем приходится на ощупь, опираясь друг на друга. Исследуя вместе с ребенком и действительность, и наиболее подходящие для него способы взаимодействия с различными ситуациями, и меняя по ходу саму эту действительность. Единственный, кто может быть мерилом успеха или провала этого процесса – только сам его участник, то есть ребенок. А это значит, что и полагаться нам следует на него. Хотя нам и страшно довериться, остаться без иллюзии собственной уверенности в происходящем, без знаний, опереться только на него. И зная: это тяжелейший процесс, и очень сложная работа. А что поделать? Такую профессию мы выбрали
и снова Дима Зицер - каждое слово отзывается
Комментарии
Актуальные посты
С чем-то согласна, но в большинстве своем нет. Я вот может в хорошей школе училась, но ничего такого не было, и никаких страшных воспомининий о столовке, тирании и прочем у меня нет. Учителя все хорошие, а дисциплина я считаю в жизни ребенка присутствовать должна так или иначе. Я плохо себя вела в школе(да и в институте не особо хорошо), но это никогда не мешало мне хорошо учится. Есть границы в конце концов за которые нельзя переступать, а некоторые дети себе это позволяют. А вот по поводу интересная тема-шум в классе… Очень очень относительно… есть такие темы которые класс начинает обсуждать, но на моей памяти грамотный учитель дает определенное время на подобные беседы. А вот если тема неинтересна и болтовня в классе, тогда уже другой разговор.
А к родителям, воспитывающих " альтернативных" детей, я не очень хорошо отношусь. Таким детям, которые с детства привыкли к тому, что все акцентируют их " необычность" и альтернативные пути, потом тяжело жить. Трудно найти свое место в мире, найти друзей…
Видела таких, которые пришли в обычную школу лет в 8-10 после " альтернативного " образования. Грустная картина! Они становятся объектом насмешек и совсем не умеют контактировать с " обычными" ровесниками.
Это разве хорошо?
Что ни говори, а от " системы" никуда не денешься, и, на мой взгляд, дети должны учиться в ней жить.
В конце концов, где наш желаемый конечный результат? Счастливый ребенок, человек. Ведь так?
А если ему все время приходится плыть против течения, наврядли это хороший рецепт для счастья… Скорее, наоборот.
Однако, на мой взгляд- сначала научись жить в системе, с обычными людьми, правилами и ценностями, добейся успеха в жизни, а потом уж альтернативничай, сколько душе угодно.
Это про нас с мужем примерно:-). Теперь уж нам от системы ничего не надо, вот мы и можем себе позволить самовыражаться любым способом:-). И внешне, и вербально, и вообще как угодно.
А дети опять в системе. Что поделаешь, такова жизнь. Им в универы поступать, а не рыбой на рынке торговать, так что… Особенно без выбора. И индийские, и Австралийские универы не " дюже" жалуют бумажки об окончании альтернативных школ. Есть определенные стандарты...
У нас есть тут один немецкий мальчик, обучаемый по какой- то там суперсистеме на дому. Типа, учат его только тому, к чему у ребенка есть склонность. Так вот, ему на днях 9 лет исполнится, а он не умеет читать. Совсем. Ни на инглише, ни на дойче. Причем мама его редактор. И что тут скажешь?… У меня просто челюсть отвисла, когда я открыла для себя сей факт....
Но если получается у Димы, то здорово!
Есть рациональное зерно… Я читала про саммерхилл-воспитание свободой… Очень понравилось
Я уже сейчас (сыну два с небольшим) думаю про школу и… не знаю, честно говоря, как быть. Мне со школами, можно считать, повезло — но я девочка, притом вполне обычная, мне было проще. А как в школе издеваются над мальчишками, которые не укладываются в их рамки — я на примере младшего брата знаю.
Мне очень нравится подход. Но однажды пойдя против системы, больше уже не хочется(((
Много я ходила. Против системы действительно не ходят, когда вне ее. Вот и приходилось уходить на другую работу)))
Читать особо нечего. Разве что моя победа над соцзащитой. Ща ссыль дам.
https://www.baby.ru/blogs/post/373406019-58960297/
https://www.baby.ru/blogs/post/373769631-58960297/
https://www.baby.ru/blogs/post/382949444-58960297/
Кстати, даже мама и подруги не понимают, почему я не хочу отдавать сына в госсад и госшколу.
так возникает вопрос сколько стоит такой санаторий? я сомневаюсь что он будет бесплатен как и гос школа, а по большому счёту если этот санаторий будет платным то не лучше ли учить ребёнка не в апельсине этом а именно дома по индивидуальной програме с хорошими репетиторами которых контролируешь и енно ты?
но, меня тоже не понимают, что в сад не веду..
а со школой вот как быть...
и между прочим на альтернативные методы обучения даже есть законы и это всё официально, но просто кому не нужно тот их не ищет, это как и с прививками, сказали пиндуй делай идёшь и ставишь ещё и мало того своею же рукою пишешь бумажку о том что ты берёшь на себя ответственность за возможный летальный исход своего же ребёнка
Я помню, вы как-то писали про эту школу. Но не соглашусь, что там обычные дети. Там дети, родители которых сознательно выбрали альтернативное образование, родители которых заинтересованы в успешной учебе своих детей… родители, которые готовы на диалог со школой. Это возможно только в рамках частной школы с тщательно отобранным контингентом учеников.
А если бы там учились обычные дети, среди которых есть дети с низким уровнем воспитания и интеллекта, вся система рухнула бы, как карточный домик.
А умные дети всегда покажут высокий результат, при любой образовательной системе.
Не всегда, но очень часто) Конечно, обеспеченные и внешне интеллигентные семьи не всегда занимаются воспитанием детей, иногда их чересчур балуют или вместо воспитания откупаются дорогими игрушками.
Поведение детей зависит от воспитания, от нравственных ценностей принятых в семье, т.к. с любым темпераментом можно быть успешным и воспитанным, если родителям удалось найти нужный подход к ребенку, выделить плюсы и скорректировать минусы. А кошелек тут действительно не причем, я о нем даже и не упоминала.
Моя мама уж лет 30 работает учителем, и по её мнению достаточно одного недалекого и хулиганистого ученика, что бы значительно понизить успеваемость класса, т.к. плохое прилипает быстрее и больше, чем хорошее.
Но я согласна, что при тщательном отборе учеников (тех, которые хотят учится), такая система имеет право на жизнь и даже способна принести достойный результат. Подчеркну — только в частном формате, это нельзя принимать как данность для всех общеобразовательных учреждений.
Разве родители, которым наплевать на успехи своих детей, задумаются о выборе альтернативной школы? Им на это глубоко параллельно, пусть учатся как хотят и где хотят.
А если родители занимаются своими детьми — то их уровень развития будет естественно выше, чем у те, чье развитие и воспитание брошено на самотек.
И в любую частную школу или лицей детей берут после тестирования или собеседования, кроме того в хороших частных заведениях есть конкурс (количество мест ограниченно, желающих много) — соответственно есть выбор. А если есть выбор — выбирают лучших.
А дисциплина — это отношение, как к быдлу?? Вы давно не посещали школы. Сейчас, как к быдлу, относятся к учителям. Учитель не имеет права поставит двойку ученику, прокомментировать его успеваемость, сделать замечание. За плохую успеваемость наказывают только учителей. А ученик имеет право на все, даже послать учителя и уйти с урока. И ему за это ничего не будет, т.к. в государственной школе обязаны учить всех. Если учитель вызовет на беседу родителей, он же останется крайним, так как не оценил гениальность и креатив ребенка и не нашел к нему подход. А потом еще и директор сделает выговор учителю, что он провоцирует конфликт в школе.
Любой? Не верю. Они же не могут принимать всех желающих — у них просто не хватит мест в школе.
Из всякого правила есть исключения, такие, как ваша соседка. К сожалению, это редкость. Возможно, ее родители имели высокий умственный потенциал, но что-то в жизни пошло не так, например, спились. Алкоголь не щадит даже умных и талантливых. Ломоносов вон тоже в Москву пешком пришел, но он был единственным в своем роде.
Но чаще всего яблочко от яблоньки падает недалеко. По правилам генетики у двух умственно недалеких людей способный ребенок родится может с вероятностью 25%, если среди родных были умные люди.
Отправить ребёнка в такую школу сможет не каждый, но расширить свой кругозор и стараться понять детей и помочь им, при такой старомодной системе как гос. школу, имеет возможность каждый родитель. Ну те, которым вообще пофиг на своих детей, исключаются.
У меня тоже и я описала реальную ситуацию в школе. где она работает. Тоже самое во все школах района.
Лично я не вижу ничего губительного в советской системе. Мне даже нравилось учится в школе. Когда на уроках тишина, то никто не отвлекает от работы.
У нас в районе с этим хуже, дети неблагополучных родителей — все поголовно неблагополучные, среди детей середнячков — больше половины учится намного хуже, чем учились их родители, а вот у умны — дети чаще всего умные.
Да и вообще с модернизацией образовательной системы успеваемость резко упала. Если раньше в большинстве были хорошисты, то теперь троечники и двоечники, которые даже таблицу умножения не знают.
Знания хорошие, вообще проблем не возникало. Математику люблю всей душой, могу не только логарифмическое уравнение решить, но и с матричными исчислениями дружу, с дифференциалами.
Виды червей тоже помню) Вот даты из истории только основные, но хронологию событий и их суть помню.
К сожалению, красивые, но утопичные идеи тоже слишком идеализированный вариант.