Тема крутилась на «языке». Я думаю многие узнают себя и своё детство. По сути эта тема очень тесно связана с детской гиперответственностью и возрастными комплексами. Я в этой статье узнала свою бабушку, по сути очень несчастную, недолюбленную, полуголодную блокадную девочку, которая решила реализовывать через меня свои истории и чаяния. И помню тот ужасный, грандиозный скандал дома, с выкидыванием моих вещей и вышвыриванием меня за волосы из квартиры с криком — неблагодарная тварь, я на тебя сложила столько надежд!!! Это когда я поступила в вагановку и бросила её, а бабушка настолько гордясь самим фактом что внучка с первого раза поступила и мыслью — надо удержаться и не вылететь, «задушила» меня, заставляя не жрать и не спать и постоянно тянуть шпагат, потому что я «корявый бездарь» и таких как я выиуривают ещё из подготовительного класса. Надо ли говорить, что за месяц таких «я ж как лучше хотела» у меня умерло всё. Потом точно так же были задушены «театральной», «музыкалка» и ещё много всего. Мне было проще бросить, чем терпеть постоянное совершенно не нужное давление. Сбежать мне было некуда. Прабабушка меня любила, но с бабушкой и она сладить не могла. На все замечания и любые жалобы с моей стороны бабушка реагировала молчаливой и пассивной агрессией. А для меня, эмоциональ-голодной брошенной родителями девочки — это было страшно, это было почти как умереть, настолько страшно в том возрасте. И я боялась жаловаться на неё прабабушке, боялась и старалась угодить, лет до 12… А там многие страхи рассеялись. Долгое время я считала что такая одна, но… Железные бабы в России это явление социальное, а «голодные» дети явление массовое. Мама свой нарциссизм отыграла на мне позже, при выборе вуза. И самое жуткое — я повелась. Рассказывать нечего особо. У всех есть такие истории… И в статье ниже себя узнают многие…
Олёна (с)
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ РОДИТЕЛЯ-НАРЦИССА?
Эта статья о том, как родители-нарциссы замещают любовь эмоциональным голодом.
По моему мнению, один из лучших примеров родителя-нарцисса показан в фильме “Клуб радости и удачи” (The Joy Luck Club) по роману Эми Тэн. В фильме женщина вспоминает свое детство, закадровый голос рассказывает, как она стала протеже в качестве чемпионки по шахматам. Когда в фильме демонстрируется одна из ее первых побед, голос женщины говорит: “Даже в том возрасте я знала, что у меня есть удивительный дар: эта сила, эта вера в себя… Это была единственная часть моей жизни по сей день… когда я полностью доверяла себе.”
В следующей сцене показана девочка, идущая по своей улице с матерью, держащей в руках журнал Life Magazine, где на обложке изображена ее дочь. Она здоровается с каждым встречным на улице и демонстрирует им обложку журнала с фото дочери и подписью “чемпионка по шахматам” – все это время мать принимает лавры за одаренность дочери. Униженная нарциссическим поведением матери, девочка заявляет: “Почему ты используешь меня, чтобы покрасоваться? Если хочешь это сделать, научись играть в шахматы сама.” Многие из нас до какой-то степени могут соотнести себя с этой сценой – когда наши родители чрезмерно связывали себя с нами или жили нашими успехами, как доказательством собственных достижений. Но когда приходится жить с родителем-нарциссом каждый день на протяжении всего детства, эффект может быть разрушительным.
Например, в фильме “Клуб радости и удачи” девочка прекращает играть в шахматы из-за вмешательства матери. Мать в ответ объявляет ей бойкот. Через несколько недель девочка пытается вернуть одобрение матери, объявив, что собирается вернуться к игре в шахматы. Даже не взглянув на нее, мать холодно отвечает, что теперь ей это будет сделать не так просто. Это ранящее замечание разбивает уверенность девочки и, как и предсказала ее мать, она больше не может выигрывать. Закадровый голос заканчивает историю такими словами: “Эта сила, которая у меня была, эта вера в себя… Я прямо чувствовала, как она утекает… Все секреты, что я видела раньше, я видеть перестала. Все, что я видела, это мои ошибки и мои слабости.”
Проблема родителя-нарцисса состоит в том, что, хотя кажется, все внимание сфокусировано на ребенке, на самом деле, в таком стиле родительства сам ребенок очень мало принимается в расчет. Когда дочь затронула ее собственное эго, мать в фильме перестала видеть пользу от ее таланта. Она поддерживала игру дочери в шахматы не потому, что ее дочери это нравилось или давало ей уверенность. Она поддерживала ее, потому что сама получала возможность почувствовать себя победителем, греться в лучах достижений своего ребенка, гордиться умением, которое ей не принадлежало.
Одержимость или сфокусированность родителя-нарцисса на ребенке часто связана с его собственными эмоциональными проблемами. Родитель-нарцисс поддерживает “замечательность” своего ребенка и поощряет его таланты, оправдывая это любовью к нему и жертвами ради его будущего. На самом же деле, все с точностью до наоборот. Так называемая забота таких родителей в действительности выливается в очень большое давление, в то время как любовь, которую, по их мнению, они дают детям, это эмоциональный голод, опустошающий ребенка.
В моем интервью с доктором Пэт Лав она мудро отметила, что лучшее, что родители могут сделать для своего ребенка, – это удовлетворять свои потребности через других взрослых. Когда мы связываем себя со своими детьми, очень важно постоянно спрашивать себя, делаем ли мы что-то для того, чтобы удовлетворить их потребности или свои? Обнимаем ли мы их, чтобы дать что-то или получить? Их успеваемость в школе важна для нас, потому что мы обеспокоены их будущем, или потому что нас заботит наша успешность как родителя?
Слишком часто мы используем ребенка, чтобы компенсировать какие-то ограничения или отсутствие собственных достижений. Когда мы не чувствуем удовлетворения от собственной жизни, мы излишне ассоциируем себя со своими детьми.
Во имя того, чтобы не быть “эгоистичными”, мы можем эгоистично потерять дальновидность и сконцентрировать все наши мечты и желания на них.
Родители-нарциссы не просто добавляют давления своей строгостью или требовательностью. Они делают это, хваля ребенка, поддерживая его, как себя. Поступая так, они думают, что помогают ребенку стать способным, уверенным взрослым, но, к сожалению, делают обратное. Когда мы хвалим ребенка за качества, которыми он не обладает, или преувеличиваем его способности, мы на самом деле создаем ему препятствия. Мы взваливаем на него груз быть выдающимся или “лучшим”. Он растет со страхом разочаровать родителя или под давлением не огорчать его. На своих плечах он постоянно несет вес, который может сдерживать его от того, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
Пустоту, которую ощущают эти дети, можно сравнить с внутренним критиком или “критическим внутренним голосом”, напоминающим, что они недостаточно преуспели, или что они должны быть лучшими, или что они ничего не достигли. Поскольку родители ценят их только за достижения, которые отражаются на них, дети никогда не могут почувствовать, что они достаточно хороши. Им приходится трудно даже в поиске собственного “я”. Женщина, которую я недавно встретила, рассказала, что ее мать постоянно сравнивала ее со знакомыми девочками. “Ты намного красивее ее”, “Она лучше тебя в том-то, но ты намного лучше в этом-то” и т.д. Это привело к тому, что девочка выросла со внутренней системой оценки. Всю жизнь она, даже не задумываясь, сравнивает себя с другими. Соревновательные чувства ее матери, по сути, привели к тому, что женщина начала делать эти сравнения самостоятельно. Даже став взрослой, она слышит в голове голос матери, заставляющей ее ставить себя выше или ниже других при любом с ними взаимодействии.
Даже не осознавая этого, взрослея, мы имеем склонность повторять схемы поведения или исполнять предписания, заданные родителями.
Став родителями сами, мы способны разорвать эту цепочку, видя в ребенке отдельную личность. Мы можем принимать детей с теми чертами, которые у них действительно есть и поддерживать то, чем им нравится заниматься.
Например, вместо того, чтобы говорить: “Ты нарисовал восхитительную картину! Ты настоящий художник!”, мы могли бы сказать: “Мне нравятся цвета в твоей картине. Видно, что ты рисовал в свое удовольствие.” Подумайте о действии своих слов и поступков на личность ребенка. Хотите ли вы, чтобы он рос, усердно работая ради своих достижений, или сдавался, осознавая, что он не лучший?
Специалист по развитию осознанности доктор Донна Роквелл очень емко выразила это в другом интервью для : “Лучший способ научить чему-то [детей] – это интересоваться ими как личностями. И, вместо того, чтобы говорить: “Я хочу, чтобы ты был врачом, или юристом, или свечником”, открыть, что вы сами любите в жизни, что вас интересует и кем вы хотите стать… А они рождаются уже одаренными, уже лучшими в чем-то, а мы рушим это, пытаясь договориться, кем они станут в жизни.”
Самое большое, что мы, как родители, можем сделать для своих детей, любить их такими, какие они есть, и помочь им развиться в самодостаточных уникальных людей. Нашей целью всегда должна быть забота о формировании характера ребенка, а не о том, как он выглядит со стороны. Какой он человек? Добрый? Отзывчивый? Терпеливый? Целеустремленный? Когда мы вдохновляем собственным примером, мы можем помочь детям стать независимыми и, таким образом, более уверенными при столкновении с миром. Когда мы это делаем, мы учим детей, что даже потерпеть неудачу не страшно, что они достаточно сильные, чтобы выстоять, преодолеть препятствия и достичь успехов, чтобы стать теми, кем они хотят сами.
Лиза Фирстон (Lisa Firestone), перевод Ирины Одновал https://alpha-parenting.ru/2014/10/27/v-chem-opasnost-roditelya-nartsissa/ (с)
к меня было в маленьком проявлении. конечно гордится хочется своим ребенком, они и гордились моими незначительными успехами. но больше всего у нас родственники друг перед другом нахвастывались. а так какого либо прессинга не было. хочешь заниматься — иди. у меня было наоборот, я хочу, но позволить не можем, либо далеко находится и добираться пересадками, либо мои данные не позволяли)))))
Вот читала, отложила, перечитала и подумала: нет, меня в детстве не давили. Ибо бесполезно)) у нас в семье все упрямые, уж если что не нравится, не заставишь никак. Вот папин авторитет, папино одобрение мотивировало брать невозможные вершины — физику изучать, химию, геометрию. И он гордился мной, хоть и старался не показывать, что именно на эти области хочет сделать акцент. Он был за всестороннее развитие. А вот после его смерти я на год вообще забросила учебу. Думается, некоторая доля нарциссизма все таки не повредит — одобрение родителей для детей большой стимул, их поддержка вдохновляет и мотивирует, а иногда и собирает, в период общей подростковой разболтанности. И потом, это ж память на всю жизнь — эти детские достижения и родительская гордость. просто меру надо знать))
Хорошая статья!
Просто к вопросу о родителях-нарциссах.Их как раз-таки больше среди тех, кто как-то не реализовался как хотел в жизни и теперь хотя бы уж ребенком хочет гордиться(как в истории с твоей бабушкой).Но это не просто здоровая гордость за ребенка, а именно смысл воспитания ребенка для своей гордости, иначе жизнь не удалась.Да, как в твоем примере из Франции, есть традиции, приемственность поколений в обеспеченных семьях.Но это все равно, что если бы ребенок из королевской захотел стать садовником-как-то не ком иль фо)))Они заложники своего статуса в какой-то мере.Но все более спокойно воспринимается, чаще как должное(редко бывают такие прямо бунтари).А вот чаще этот случай, когда мама, всю молодость мыкалась, например, пыталась самоутвердиться, и к чему-то может, и пришла уже во взрослом возрасте, а из дочери хочет с малолетства сделать «звезду», модель глянцевых журналов, таскает по всевозможным кастингам и не важно хочет этого ее дочь или нет.И такого много именно в обычной небогатой среде в России-желание «выбиться в люди»порой любой ценой, если не сами, то хоть дети.Сколько было отправлено в 90-е годы невест в Америку, хоть бы за кого.К сожалению, иногда это заканчивалось очень печально, т.к. хотели этого больше родители, а девушки терялись.Во Франции не было таких 90-х, как у нас и пропасть между классами не такая большая, поэтому попроще.
А по поводу пропасти… Знаешь, я не стою и не стояла, конечно, на краю.Да и наверх особо не поднималась, поэтому сравниваю на своем уровне и прихожу к выводу, что с этой точки зрения во Франции меньше общественный прессинг чувствую)
Эх. Помню прихожу с экзамена, а меня никто не встречает, я пап-мам вы вообще в курсе что я экзамен сдала? А мне в ответ: на двойку или тройку? Обидно, я пятерку принесла, а в меня никто не верит. А ведь у кого то репетиторы, помощь, а я то сама. С 3 класса уроки не проверяли на собрания не ходили...
А с дочкой другая история, не проверишь — куча ошибок, невнимательность, зато творчество так и прёт. Горжусь ее успехами в рисовании, а вот в художку не идет, год как тянет.
А еще мне рвёт крышу с ее лени, она в любую минуту ложится, пришла из школы — легла, сделала уроки легла, налила чай легла, ест лёжа. Почему нельзя сидеть?
В домашних делах мама вселила неуверенность, в остальные сферы не вмешивалась
Я знаю об этом родительском нарцисизме… И надеюсь, что мне удается воспитывать дочь так, чтобы мои личные амбиции не шли в разрез с ее увлечениями, интересами и самоопределением..
Я даю ей право выбора. И доверяю. Вижу, что она другая, во многом не похожая на меня.., ну, что ж..)) Она — личность и имеет право быть такой, какой ей хочется. Я просто хочу, чтобы она была счастливой и самодостаточной… Наш принцип воспитания — помоги, если нужна помощь, и не бери на себя ответственность за то, в чем ответственной она может быть сама. Это касается и учебы и увлечений и друзей..
Я, например, хотела, чтоб она стала врачом, но дочка сразу сказала свое категоричное «нет», и я, естественно, настаивать не стала..
архитектурным было вообще отдельная «песня»)) Сначала мы туда «поступали», потом просто «на дизайн», потом вообще в военную академию, потом вдруг резко мечтали о ресторанном деле (откуда что?))), потом решали о туризме… Короче, металась от проводницы до повара)) А я просто слушала и рассказывала об особенностях профессий.., а она анализировала, примеряла… Сейчас уже окончательно вернулись к архитектуре) И жить стало проще всем)) По крайней мере, стало понятно направление тех же доп. занятий..
С основной учебой так же… Если, например, у нее не шла математика, я предлагала помощь репетитора. Она или соглашалась или нет. Я никогда не ругала за оценки, считала, что это только ее ответственность. Сейчас она сама находит преподавателей, договаривается, строит свое учебное расписание… И если вдруг сегодня не хочет идти, то отменяет и все… Я не вмешиваюсь. Раньше, конечно, приходилось подталкивать, напоминать.., но там еще особенности возраста свои были)) А за последний год ее учеба резко улучшилась, т.к. она подросла, и все то, что я вкладывала об «ответственности» заработало..
Еще я, например, хотела, чтобы она училась за границей.., при чем, есть такая возможность у нас… Но дочка отказалась, привела свои аргументы и мы стали просто искать альтернативу здесь, учитывая ее пожелания..
Много еще можно говорить.., но уважение и доверие к ребенку + разумный контроль делают свое дело..
Напиши отдельным постом про воспитание своей дочери, пожалуйста.
Научииии, мудрый Ка)))
Мне реально очень нравится ваша семья, то как ты себя ведешь, ваши взаимоотношения с дочерью и мужем! Я молодая зеленка, мне нужен совет...
Давай, не поленись и напиши пост, лично для меня! Я тебе за это красную помаду пришлю)
Но, я подумаю) мож, что и родится универсальное)) чисто для тебя)
Получается, что ребенку легче развиваться в собственном ключе в семье флегматичных, нетребовательных родителей.
Исключения, типа Выгодского, не берем))
Амбициозные люди такие же родители. Нет?
Я нпрмр амбициозная амеба, плохие оценки дочери меня не побуждают на борьбу. Ничего хорошего в этом нет ваще-т))
Как рассматривать воспитание в еврейских семьях, где прирожденный биолог нпрмр все детство бегает со скрипочкой, которая его всегда прокормит, а в итоге всю жизнь пишет детские книжки))
Почему эта наша этническая часть гинекологов и стоматологов играет на фортепьяно или скрипке? Как они обошлись без прессинга? Другие установки, какие? Родителей-то они любят и чтут, не забывают выражать благодарность.
Объединяя вопросы, какие требования к родителю, чтобы не сломать нового человека?
Если взрослому не даны ум и доброта, способны ли такие статьи чему-то научить, спасти ребенка от глупости и грубости?
очень хорошая статья. мен в свое время очень помогла книга Изабель Филльоза «Идеальных родителей не бывает». (не знаю есть ли перевод на русский...). Помогает побороть демонов прошлого и стать лучшим родителем
я даже не знаю что сказать. Сама вот буквально из этого котла сейчас:( ужасно. Стиснуть зуы и разъяснить дочке что оба дедушки равны, обе бабушки — равны.
Мне кажется, что все родители такие. Кто-то в большей, кто-то в меньшей.
Я не знаю ни одного родителя который бы не гордился успехами ребенка своего. А сейчас и хвастать-то легче — в иг выложил и получай лавры. Все мамы, наряжая своих деток на утренник, подразумевают, что их девочка будет самой красивой. И всем приятно слышать похвалы.
Блин, да кто из родителей не примет на себя похвалы ребенка? Часто даже говорят так: какие молдЦЫ, такое большое стихотворение выучиЛИ!
Или какому родителю пофиг на оценки в школе? (Асоциалов в счет не берем)
Но продавливают, настаивают, шантажируют, «взывают к здравому смыслу», что бы получить нужный вуз и факультет.
Или лупят за двойки или заставляют переписывать ночами испорченную тетрадь. Что бы не позорила. (Моя история)
Демонстративно разочаровываются, да. Не разговаривают месяцами, потому что поступила так, как хотела… Тоже да.
Но вот прям так как у тебя — редко мне кажется. Это клиника уже.
Кто-то просто за волосы таскает и упрекает, кто-то молча вздыхает, кто-то хвастается))
Кому-то больше, кому-то меньше достается.
Я не буду спорить)
:)))
В любом случае, у меня нет цели что-то доказать. Просто еще раз поражаюсь, сколько родителей-монстров.
Бооьшинство людей манипулируют. Абсолютное. Так или иначе давят на кнопки, которые работают, что бы получить желаемое. Кто умеет делать это тоньше, кто-то топорно. Вот и все. И я не считаю большинство родителей монстрами. Мы за уроками в этот мир приходим. И получаем их. Становясь лучше, сильнее, мудрее.
согласна, что все приходят за уроками. И родители, и дети. Только не все их учат. а некоторые-усугубляют. и тогда отношения не улучшаются, Люди отстраняются. ну в общем, этл если широко смотреть, то вся злоба от нехватки любви. А если поуже-то родители порой ведут себя как монстры. А большинство или нет -кто ж считал?
И такое бывает. Меня, по счастью, не коснулось. Моими успехами родители гордились, но папа всегда повторял, что заслуга в этом не только моя, но и всех предыдущих поколений. В общем, по способностям и спрос.