Случайно наткнулась на этот пост в ЖЖ. Сначала не понравился, но после повторного чтения и рассуждения моё мнение изменилось. Завидую людям, которые так чётко видят скрытый смысл в старых и казалось бы простых произведениях. Я же чувствую интуитивно, что где-то тут подвох, однако не могу выразить свои эмоции и подозрения, да ещё так лаконично. Хотя моими сочинениями и рассуждениями учителя русской литературы зачитывались..))
Мы все сейчас умные и начитанные в области психологии. Прекрасно знаем, что во всех наших бедах-неудачах виноваты родители. Мало любили, или не любили вообще, или не так воспитывали, короче, виноваты. И у меня вагон претензий к моей маме, хоть я ее и люблю. А тут в выходные я пересматривала старые «новогодние» фильмы и нашла мать идеальную. Мощнейший кинематографический образ, созданный прекрасной актрисой. Пробрало прямо до печенок. Кто же она — идеальная мать? Ха!Угу, та самая Мачеха из «Морозко». Она — идеальная мать: добрая, заботливая, поддерживающая, делающая все для своего ребенка. Дочка Марфуша для нее — смысл жизни и свет в окошке. Ради дочки она вышла замуж второй раз, как оказалось, неудачно — у мужа есть своя дочь, мерзкая Настенька, которой он отдает свою любовь и силы. Марфуша приемному отцу не нужна и неинтересна, поэтому Мачеха и любит девочку за двоих. Чтобы у дочки не возникло комплексов, Мачеха демонстрирует активную неприязнь к ее сводной сестре, всячески дает понять, что родная Марфуша для нее приоритетнее, чем неродная Настенька. Марфуша плохо спит ночами — мама наготове с петушком, чтобы успокоить нервное и тревожное дитя: Причем, мачеха не слепая в своей материнской любви. Она прекрасно видит, что у ее девочки проигрышные внешние данные по сравнению с Настенькой, и старается помочь своему ребенку преодолеть этот разрыв. Марфуше ищут женихов, на базаре покупаются наряды и накладная коса, мать сама помогает дочери сделать макияж и прическу. Говорит поддерживающие слова: «Нет, не принцесса. Королевна!» Благоразумно удаляет с глаз жениха конкурентку-Настеньку. Не надо думать, что Мачеха никогда не критикует дочь. Нет, она иногда позволяет себе и прикрикнуть на Марфушу, и даже ударить. Но после срывов всегда извиняется: «Любимой дочке… По румяной щечке… А все из-за тебя!» Расстроенному ребенку тут же вручается компенсация — петушок на палочке. Здесь можно спорить, правильно ли поступает родитель, компенсируя негативные эмоции ребенка сладостями, многие диетологи и психологи считают это неразумным, но результат, как говорится, налицо — Марфуша любит свою мать и не обижается на ее «срывы». Мачеха поддерживает дочь на протяжении всего фильма. В сцене ожидания возвращения Марфуши из леса она рассуждает: «Настьке старик один ларец да сундук подарил. А Марфушеньке-душеньке он четыре сундука с приданым подарит! И два ларца! Хотя нет… Почему это два? Четыре сундука, и четыре ларца!» Она слепо верит в успех своей дочери, такой матери можно только позавидовать. Защищенная материнской любовью, Марфуша растет сильной и уверенной в себе личностью, в отличие от сводной сестры. Настенька говорит тихим голоском, со всем соглашается, никому не перечит. Типичный «плизер» — человек, живущий ради удовлетворения потребностей других. Марфуша не такая. Она может громко заявить о себе, не боится повышать голос, отстаивать свои требования, открыто выражать свои желания. «Хочу! Хочу жениха! Хочу богаство! Хочу! Хочу! Хочу!» — это троекратное «хочу!» как бы демонстрирует зрителям, что женщина имеет право голоса. Фактически, Марфуша — это первая сказочная феминистка. Вторая — Баба-Яга, но это тема для другого поста. Вспомните, как ведут себя обе сестры при встрече с Морозко, когда он спрашивает: «Тепло ли тебе, девица?» Полумертвая от холода Настенька не может выйти за рамки стереотипа о том, что «девушка должна быть послушной и кроткой» и предпочитает умереть, только не огорчить Морозко:«Тепло, Морозушка. Тепло, батюшка!» Фактически, она врет старику. Но врет ангельским голоском. А Марфуша? На тот же вопрос она отвечает ПРАВДУ: «Ты чего, старый, не видишь? У меня руки и ноги замерзли! Подавай-ка скорее жениха, да приданого!» И что мы видим? Ложь — вознаграждена, а правда — наказана. Как так? Почему врушка и подлиза Настенька — вознаграждена, а правдивая, открытая и прямая Марфуша — наказана? Ну, собственно, что мы хотим от сказки, написанной во времена патриархата? Тогда пропагандировались именно патриархальные ценности: девушка должна быть красивой, тихой и хозяйственной, чтобы удачно выйти замуж. Вспомним, что Марфушиному жениху показалось мало ее красоты — он затребовал еще, чтобы невеста приготовила ему гусиные потрошка! И Марфуша против своего желания подчиняется этим патриархальным требованиям, но терпит закономерное фиаско, пытаясь поймать гуся. Так бывает с каждой женщиной, которая идет против своей природы и насилует себя, пытаясь вписаться в патриархальную модель отношений. Кстати, судя по жениху, появляющемуся в коротком эпизоде, то, что свадьба не состоялась — подарок для Марфушеньки. Неизвестно, как сложилась бы ее семейная жизнь с таким мелким тираном. Да и Настеньке еще неизвестно — повезло или нет. Да, она получила награду — сундук, ларец, тройку коней, красавца-жениха… Но будет ли ее жизнь безоблачной, вот в чем вопрос? Жених — законченный эгоист, нарцисс и бездельник. Настеньку он полюбил за ее внешность и бессловесный нрав. Когда внешность пожухнет, он будет разочарован. Если она попытается проявить характер — тоже будет разочарован. Какой будет семейная жизнь Настеньки лет через десять, это еще надо посмотреть. К тому же в фильме явственно промелькнул намек на тягу жениха Ивана к другой отрицательной *** — Бабе-Яге. В эпизоде с печью между ними успела сложиться болезненная, разрушительная близость, которая уже дала свои ростки. Последующая ненависть отвергнутой Бабы-Яги и ее месть — попытка заморозить Настеньку, сговор с разбойниками — говорят нам о том, что эта женщина не успокоится, пока не добьется своего. А значит, вся семейная жизнь Насти и Ивана будет отравлена незримым присутствием соперницы и постоянной опасностью.А ведь если бы у Настеньки была такая мать, как Мачеха в фильме — разве она допустила бы этот брак? Нет, у Настеньки есть только отец, равнодушный и отстраненный. Единственный раз срабатывает его отцовское чувство, когда он везет Настеньку в лес и на полпути разворачивается. Но и это продиктовано не столько любовью к ребенку, сколько попыткой бунта перед женой. Ему наплевать на дочь, ему главное — показать супруге, кто в доме хозяин. Вот почему он ни разу не обернулся во время дороги, и не увидел, что Настя спрыгнула с саней. «Изведет она тебя, батюшка. Поедом заест». «Морозко» — сказка красивая и романтическая, но крайне вредная для детей, особенно для девочек. Единственный прекрасный образ в нем — это Мачеха. Воплощение материнской любви. Образ Матери с большой буквы «М» великолепно раскрыла актриса Вера Алтайская. Я бы хотела, чтобы у меня была такая мать.
Злая мачеха из «Морозко» как идеальная мать.
Комментарии
Julia Krokus
Владимир
22 года
Дмитрий
11 лет
Энгельс
Интересная интерпретация
Марина Mayskaya
Миранда
11 лет
Гомель
Ага, сама долго размышляла — в этом и правда есть скрытая сторона.
Татьяна
Иван
17 лет
Мария
12 лет
Камышин
У меня сын вообще в шоке был, когда я прочитала ему эту сказку. Ни каких комментариев он ей не дал, только спросил: почему Морозко заморозил Марфушу? Он же добрый! А добрые по мнению моего ребенка не могут навредить или даже убить. 

Актуальные посты
светло-желто-коричневые выделения на раннем сроке
светло розовые выделения болит грудь
узи с видеозаписью на диск
светло розовые выделения болит грудь
узи с видеозаписью на диск