О воспитании детей нашими предками

В древности детей ПЕСТОВАЛИ.
О воспитании детей нашими предкамиЭто сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…

ПЕСТОВАНИЕ — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли.


Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”, и др.), и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры. Пока в столицах разрабатывают “новоавторские” или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам.

О том, как правильно “пестовать” малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала Начальник отдела семейного воспитания Самарского центра, Елена Бакулина.

То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому.
Попробуйте!

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите — это вы за ним ухаживаете.

Если вы говорите при этом нечто вроде:
— “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту — в рукавчик...”, — это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико —
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки — ходунюшки,
Рученьки — хватунюшки.
В роток — говорок,
А в головку — разумок!

… Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли.

На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов…
День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку — свой стих.
Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти “бабушкины сказки” — не что иное, как массаж в игре. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила” стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони — проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги — по спирали к внешним контурам ладони: так вы “подгоняете” толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги).
Закончить “варить кашу” надо на слове “кормила”, проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше — внимание!
Все не так просто. Описывая работу “сороки-вороны” на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием “этому дала, этому дала…”. Каждого “детку”, то есть каждый пальчик вашего младенца, надо взять за кончик и слегка сжать:
— сначала мизинчик — он отвечает за работу сердца;
— потом безымянный — для хорошей работы нервной системы и половой сферы;
— массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени;
— указательного — желудка;
— большой палец (которому “… не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил..., — вот тебе!”) не случайно оставляют напоследок — он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый “легочный меридиан”. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует “побить”, чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Ладушки
Психологи, и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев).

Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать. Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в “ладушки”.
— «Ладушки, ладушки.», — говорите вы и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони;
— «Где были? У бабушки!», — соедините его ручки ладошка к ладошке.
— «Что ели? Кашку!», — хлопнули в ладоши.
— «Что пили? Простоквашку!», — еще раз.
— «Кыш, полетели-полетели, на головку сели!», — это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Все обозначения в древности носили глубокий сакральный смысл, вот почему игра называется “ладушки”, потому что она настраивает ребенка на лад с миром, то есть на ощущение мира и взаимодействие с ним.

Вы никогда не задумывались о происхождении слова “ладонь”?
Задумайтесь, и для эксперимента пройдите в темной комнате, с жатыми «кулачками» и потом с открытыми «ладошками»...

Три колодца
Это, пожалуй, самая забытая из “лечебных игр”. Тем не менее она — самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).

Игра строится на “легочном меридиане” — от большого пальца до подмышки.
Начинается с поглаживания большого пальца:
— «Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…»
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса: — «Здесь вода холодная!», — нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.
Профилактика простуды. Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
— «Здесь вода теплая!», — мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава.
Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили “массаж легких”):
— «Здесь вода горячая!»...
— «А тут кипяток!», — пощекочите карапуза под мышкой, — он
засмеется, — а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
----

«Ладушки» (хлопают в ладоши):

— Ладушки, ладушки,
– Где были? – У бабушки.
– Что ели? – Кашку.
– Что пили? – Бражку.
Кашка масленька.
Бражка сладенька.
Бабушка добренька.
Попили, поели...
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

«Потягунушки» (утром в кроватке при пробуждении):
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

«Пальчики» (загибают пальцы на руке малыша):
– Пальчик-мальчик, где ты был?
– С этим братцем – в лес ходил.
С этим братцем – щи варил.
С этим братцем – кашу ел.
С этим братцем – песни пел.

«Пальчики»:
Ивану-большаку – дрова рубить.
Ваське-указке – воду носить.
Мишке-среднему – печку топить.
Гришке-сиротке – кашу варить.
А крошке Тимошке – песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

«Сорока-белобока»
, пальчиковая (вариант Сороки-вороны):
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил
Тебе нет ничего!

При умывании:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Качая ребенка на коленях:
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам
И в ямку — бух,
Провалился петух!

«Коза рогатая»:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!

«Где мой пальчик?»:
Маша варежку надела,
– Ой, куда я пальчик дела?
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла,
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь — и найдешь.
– Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Учит малыша отвечать:
– Гуси, гуси: – Га-га-га.
– Есть хотите? – Да, да, да.
– Хлеба с маслом? – Нет, нет, нет.
– А чего? – Конфет, конфет!
– Ну, летите, как хотите!
– Только крылья берегите!
– Серый волк под горой
– Зубы точит, съесть нас хочет!

Причесывая девочку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косынька, до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.

Для пальчиков:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Для пальчиков:
Кто в деревне живёт?
Лежебока старый кот,
Маленький теленок,
Желтенький цыплёнок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком,
Раз, два, три, четыре, пять
Их не трудно посчитать.
***
Кто в лесочке живёт?
В теплой норке – старый крот,
За горой – лисенок,
В ельнике – лосенок,
Под кустом – лисичка,
На сосне — синичка,
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальцы загибать.

Перед сном, для пальчиков:
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.

Сорока-белобока, пальчиковая (вариант Сороки-вороны):
Сорока-белобока
Где была? – Далеко!
Кашку варила,
На стол становила.
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок – под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому Сашке
Не досталось кашки!
Шуг-шуг! Полетели,
На головку сели,
Песенки запели!

Котята, для пальчиков:
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счёту ровно пять.
***
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
***
Раз – котёнок самый белый,
Два – котёнок самый смелый,
Три – котёнок самый умный,
А Четыре – самый шумный.
Пять похож на Три и Два -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
***
Хороши у нас котята -
Раз, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!

Про пальчики (начинаем загибать с мизинца):
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длиненький,
Этот пальчик главненький,
А этот пальчик толстичек -
Получился кулачек!

Ко сну:
Ай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Во время умывания:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

Во время купания:
Кто тут будет куп-куп,
По водичке – хлюп-хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг,
В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

При подстригании ногтей:
Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

Воздействуем на пяточки:

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Пальчиковая гимнастика на мелкую моторику:
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок! (нажать на носик).

Тянем ребёнка вверх за ручки, слегка отрывая от пола (держать за ручки выше сустава!):
Потягуни — потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем,
Растем!

Горшок-дружок:
Как тебя зовут, дружок?
А меня зовут «Горшок»!
Я спасаю всех детей
От разных неприятностей.
Если будем мы дружить,
Будешь ты сухим ходить!
Ты гуляй, играй, читай,
Но про меня не забывай!
Посиди, не торопись,
Сделай мамочке сюрприз!

Пальчиковая гимнастика на мелкую моторику:
Мыли мылом ушки, (показать)
Мыли мылом ножки, (показать)
Ах, какие ладушки, (поднять ладошки над головой)
Ладушки — ладошки. (похлопать)
Наварили кашки, ( показать)
Помешали ложкой, ( покрутить пальцем по ладошке )
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
Строили ладошки (показать ладошками домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.
Прилегли ладошки (сложить ладошки под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки — ладошки.

Для ножек
Для ступней:

Маленькая ножка
Бежала по дорожке,(поглаживать)
Маленькая пяточка,
На пяточке заплаточка(пощипывать пятку)
***
Постукивая:
Тук-тук под каблук,
Дратва так и рвется,
Тук-тук под каблук,
Рви-не оторвется.
***
Перебирая пальчики на ногах, начиная с мизинца:
Горошек-горошек,
Бобошек-бобошек,
Фасолька!
***
Для упражнения «велосипед»:
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой землянки.

Для спинки:

Пау-паучина паутину шил (пальцем по кругу)
Вдруг закапал дождик (постукивания пальцами)
Паутину смыл (гладим сверху вниз)
Выглянуло солнышко,
Стало припекать (гладим снизу вверх)
Пау-паучина трудится опять! (пальцем по кругу)

Для пальчиков рук:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем пальчики считать.
Пальчики дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять
Раз, два, три, четыре, пять.
***
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик дедушка,
А этот пальчик-Я!
Это вся моя семья!
***
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А этот пальчик спит давно.

Просыпание:
Потягушки-потянушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся?
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!!!

Если болит животик (гладить животик по часовой стрелке):
Розовый животик
Мурлычет словно котик.
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеёчком.
Ах, животик, ты живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому Заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек,
Спит котёнок.
Улыбается ребенок...

Потирая ушибленное место:
У волка боли,
У зайца боли,
У медведя боли,
А у малышки заживи!
--

Пальчиковая, для детей умеющих писать, рисовать, лепить, работать с ножницами, клеем...
Вытянуть руки перед собой:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Наши пальчики встряхнём,
Рисовать опять начнём. (ритмично встряхнуть ручки)
или
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Мы немного отдохнём,
И опять писать начнём.
(ритмично встряхнуть ручки)

Рекомендуется делать во время творческой работы, каждые 5-10 мин.

«Физкультминутка» для школьников
В
ытянуть руки перед собой:

Мы писали, мы писали,(ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Наши пальчики устали.
(ритмично встряхнуть кисти рук)
Вы скачите, пальчики, (
пальчики «скачут» по столу)
Как солнечные зайчики.
(указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить с указательным; после вытянуть все пальцы, оттопырить мизинец вниз и соединить мизинец с остальными пальцами)
Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок. (
пальчики «скачут» по столу)
Ветер травушку качает,

Влево-вправо наклоняет. (
легкие движения кистями рук вправо-влево)
Вы не бойтесь, зайки, (
погрозить пальчиком)
Ветра на лужайке. (
помахать пальцами обеих рук, не сгибая кисти)
***
«Замок»:
На дверях висит замок. (сложить пальцы в «замочек» и слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог? (
«замочком» покрутить вперед-назад)
Мы замочком повертели, (
повертеть «замочком» по кругу в одну и другую стороны)
Мы замочком покрутили (пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга)
Мы замочком постучали, (пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга)
Постучали, и открыли! (показать ладошки и пошевелить пальцами)

Рекомендуется проводить во время работы над Домашним заданием, каждые 10-15 мин.

Физкультминутки нужны для того, чтобы не притуплялось внимание, а усвоение информации было более эффективным.
Такая
физкультминутка будет полезна и взрослым, работающим за компьютером или сидящим за рулём автомобиля...

О воспитании детей нашими предками

Язычница
Язычница
Радомир
7 лет
Мунира
12 лет
Москва
12112111

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена Спокойная
Елена Спокойная
Рыбка
10 лет
Екатеринбург

Определённо что то в этом есть))

Пожаловаться
Лара
Лара
дочка-помощница
24 года
Самара

спасибо, в закладки!

Пожаловаться
Незабудка
Незабудка
Ульяновск
в закладочки, не удаляй мне интересно, почитаю…



Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

Да, давно об этом читала

Пожаловаться
Елена
Елена
Fahed
9 лет
Дубай
Спасибо! Многие делаю с детками своими. А вот некоторые, которые еще мама мне рассказывала, спасибо тебе, напомнила -)))
Пожаловаться
Светлана
Светлана
Диана
22 года
Нальчик

спасибо большое)

Пожаловаться
Sashulechka
Sashulechka
Санкт-Петербург

Супер! Спасибки! Не все знаю, но большинство мы делаем)))

Пожаловаться
ИринаMaNualist
ИринаMaNualist
Новосибирск

здорово! спасибо!

Пожаловаться
МамаДвухКнопок
МамаДвухКнопок
Клопочка
7 лет
Москва
Интересно, пойду своей строку сделаю.
Актуальные посты