Причины непослушания

Причин непослушания может быть много. Они могут быть очевидны и вполне объяснимы: ребёнок голоден или хочет пить, у него что-то болит, или ему трудно, он чем-то разочарован, расстроен, обижен, чего-то боится, возмущён, устал, перевозбудился, переутомился информацией (телевизором, толпой, большим количеством занятий), слишком много съел сладкого или ему просто сейчас важно что-то другое. Непослушание ребёнка — всегда сигнал о помощи:«Мама, мне плохо! Помоги мне!»

Проявите понимание: Я тебя понимаю. Наверно, у тебя есть веские причины для такого поведения.

Но иногда причины непослушания на первый взгляд необъяснимы и нелогичны. В этом случае, непослушание ребёнка может говорить о том, что в чём-то мы, как родители, ведём себя неправильно. Его «Нет! не буду! не хочу!» означают: «Посмотри, что ты со мной делаешь!» Ведь упрямство ребёнка, лень, нежелание учиться или что-то делать – это единственное, что он может противопоставить нашему неправильному обращению с ним.

Что-либо предпринимать (продолжать настаивать на своём либо отказаться от своего намерения) лучше после выяснения причины непослушания. Понимание причины, скорее всего, погасит ваше возмущение или вообще его снимет.

Как выяснить причину необъяснимого непослушания
Отследите, какую эмоцию у вас вызывает поведение ребёнка:

Раздражение (ноет, просит поиграть/почитать)

Значит, ему не хватает внимания.

Проводите больше совместных занятий, игр и прогулок, чтобы он был уверен: каждый день вы посвятите ему какое-то время (например, два часа — только ему). Первое время не обращайте внимание на привычное непослушание, скоро он успокоится и перестанет.

Гнев (сопротивляется, протестует, дерётся, рушит всё и ломает предметы, грубит, дерзит, врёт).

Ребёнок борется за самоутверждение.

*Ослабьте контроль (не приставайте настойчиво), не требуйте заведомо невыполнимого (долго стоять на одном месте, например). Не оспаривайте его решения, а договаривайтесь с ним об условиях его выполнения.

*Следите за тем, как ребёнок выполняет вашу просьбу. Если не выполняет, то не повторяйте её тут же, а пытайтесь разобраться, в чём дело, используя фразу: «Ты сейчас не хочешь...» и активное слушание.

*Учите его разным навыкам постепенно. Не торопите, у ребёнка нет отсчёта времени, оно у него бесконечно.

*Старайтесь просить о чём-то доброжелательно, не командуйте (как будто просите подругу, например): «Давай сегодня ляжем пораньше. Сейчас наденем пижаму, ты ляжешь, а я тебе почитаю. Тебе ещё хочется поиграть. Ну, поиграй немного, а потом ляжем спать ровно в десять».

*Если ребёнок отказывается выполнить какое-то поручение, спросите себя — это просьба или требование? Учитываете ли вы его интересы? Понимаете ли вы, что его интересы для него жизненно важны? Если ребёнка всё время заставлять подчиняться, он будет выражать свою ненависть к власти, нарочно раздражая вас

Обида («Ты нехорошая! Я тебя не люблю!»).

Дружелюбным тоном назовите его чувство: «Ты обижен на меня, расстроен из-за меня. Тебе очень грустно, Ты хотел, чтобы я согласилась, а я отказалась. Ты сейчас пытаешься вспомнить все самые обидные слова, которыми можешь меня обозвать». И примените активное слушание.

Не осуждайте и не наказывайте его в ответ. Лучше разобраться в случившемся и обсудить всё позже, в спокойной обстановке и дружелюбным тоном.

***

Но даже при устранении всех этих причин со стороны родителей сопротивление детей всё равно неизбежно. Родители не всегда могут дать то, что им нужно. Поэтому здесь важно просто помнить о принципе «делай лучше, хуже получится само».

Ю. Гиппенрейтер, Р. Нарушевич


Анна
Анна
Челябинск
10472

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества