Сегодня мы с Вами изучим права потребителя в форме «вопрос-ответ». Надеюсь, материал будет читаться налегке.
Начнем с изучения особенностей защиты своих прав при покупке товаров дистанционным способом.
Что же такое дистанционный способ продажи?
Это не только сеть Интернет, но и заказы по каталогам, буклетам, фотографии товара, а также через теле- и радиоканалы, с использованием почтовой связи. В общем, любые способы, исключающие непосредственное ознакомление потребителя с образцом товара.
Какие документы должны передать мне вместе с доставленным товаром?
По сути, это те же документы, что и при покупке в обычном магазине (кассовый чек, гарантийный талон, инструкция на русском языке и т.п.), но ещё обязательно должны быть условия и порядок возврата при обнаружении неисправностей.
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать:
а) адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;
б) режим работы продавца;
в) максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу, или минимально установленный срок, предусмотренный пунктом 21 Правил продажи товаров дистанционным способом;
г) предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;
д) срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.
Если продавец пренебрёг этим и не информировал Вас, то срок возврата товара увеличивается с 7 дней до 3 месяцев.
Когда я могу отказаться от товара?
Вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на иные доказательства приобретения товара у продавца (это может быть электронная переписка, к примеру).
От какого заказа невозможно отказаться?
Не от всех товаров надлежащего качества можно отказаться в указанные выше сроки. Те качественные товары, которые изготовлены индивидуально для покупателя, вернуть нельзя. Однако, если доставка задерживается, можно требовать выплаты неустойки за несоблюдение сроков доставки.
Интересно! В России запрещена продажа алкогольной продукции дистанционным способом. Так что, если Вы видели подобные предложения, знайте, они нелегальны!
Какую информацию обязан предоставить продавец до покупки?
-об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца,
-о месте изготовления товара,
-полном фирменном наименовании (наименовании) продавца,
-о цене и об условиях приобретения товара,
-о его доставке,
-сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке,
-о порядке оплаты товара,
-а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Перед тем, как сделать заказ товара, проанализируйте представленную Вам информацию. Если чего-то не хватает на сайте, в буклете или каталоге, стоит задуматься о доверии к продавцу!
Если в договоре срок доставки товара не определен?
Товар должен быть передан продавцом в разумный срок (обычно это срок доставки до Вашего региона + 2 дня на отгрузку товара).
Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
В случае если доставка товара произведена в установленные договором сроки, но товар не был передан покупателю по его вине, последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
Может ли принять товар другое лицо (родственник, например)?
Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя — любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества.
Если Вы получили некачественный товар или товар пришел с нарушением количества, ассортимента, комплектности, тары и (или) упаковки товара, у Вас есть 20 дней на извещение продавца об этих нарушениях.
Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю.
Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Продавца в течение 20 дней известили, и требуем, как и при обычной покупке:
а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
б) уменьшения цены;
в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
г)Либо можем вернуть деньги.
Как вернуть деньги?
В случае если возврат суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, осуществляется неодновременно с возвратом товара покупателем, возврат указанной суммы осуществляется продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов:
а) наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;
б) почтовым переводом;
в) путем перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.
Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
Когда обязаны вернуть деньги?
В 10-дневный срок со дня предъявления такого требования.
Если продавец просит перечислить деньги за товар на счет другого лица, кто несет ответственность за качество товара? К кому предъявлять претензии?
Оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности осуществить возврат уплаченной покупателем суммы при возврате покупателем товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Т.е. в любом случае — обращаемся именно к ПРОДАВЦУ!
Для наглядности защиты своих прав ловите «шпаргалку»:
Итак, с дистанционным способом покупки мы разобрались.
Если остались еще какие-либо вопросы, можно заглянуть в Правила продажи товаров дистанционным способом https://*** (звезды убрать)
А напоследок хочу рассказать о двух распространенных ситуациях в магазинах ( о повреждении товара в торговом зале и разницей в стоимости товара на ценниках и на кассе) и Ваших правах в этих случаях.
1. Если в магазине вы задели стоящий на полке товар (из-за тесноты помещения, неправильной выкладки товара) и непреднамеренно повредили его, материальную ответственность несет магазин.
Ни кассир, ни администратор магазина не вправе требовать от Вас оплаты поврежденного товара на месте. Взыскать деньги за испорченный товар магазин может только через суд, если докажет вину покупателя в повреждении товара. (Ст. 1064 ГК РФ).
2.В торговом зале супермаркета на ценнике одна цена, при оплате на кассе цена выше. Кассир утверждает, что на кассе цена правильная, а в зале не успели сменить ценники. Кому верить кассиру или ценнику?
Если на ценнике указана одна цена, а на кассе пробивается другая, покупатель вправе оплатить товар по цене, указанной на ценнике.
Согласно законодательству, ценник – это условие публичного договора, и продавец обязан продать товар по той цене, которая на нем указана. Разумеется, сотрудники магазина будут отвечать, что не успевают следить за обновлением ценников. Однако, их забывчивость – прямое нарушение пункта 1 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей», гласящего, что «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора».
Пункт 2 той же статьи разъясняет, что цена товара в рублях – неотъемлемая часть такой информации.
Покупатель может отстоять свою правоту, обратившись в суд. Перед этим нужно собрать доказательства.
В первую очередь сохраните чек. Хотя этого недостаточно: в магазине могут сказать, что на ценнике была указана именно та цифра, которая напечатана на вашем клочке бумаги.
Сам ценник, ни в коем случае не уносите, чтобы не доставлять магазину удовольствие заявить, будто вы украли часть торгового оборудования или документации. Адекватное решение – сфотографировать ценник. Но самым лучшим доказательством могут стать показания свидетелей.
Кстати, в супермаркетах стран Евросоюза и США изредка тоже случается, что цифры на ценниках и в итоговой стоимости товара разнятся. Однако спорная ситуация здесь автоматически разрешается в пользу покупателя. Чаще всего перед ним еще и извинятся за оплошность.
В Канаде закон особенно требователен к продавцам: если чек на товар дешевле $10 расходится (хотя бы на цент) с ценником, покупатель получает товар бесплатно. Если же товар дороже $10, то дается $10 скидки. Заплатить меньше в случае расхождения цен позволят вам и во многих странах Латинской Америки, например, в Бразилии.
Помните, что если Ваши права нарушены, Вы можете обратиться в суд. Госпошлиной дела по защите прав потребителей НЕ облагаются!
Всем добра!
очередной пост в закладки, полезно!
Скажите а можно в личку консультативный вопрос, правда по другой теме? Если бьуду чем полезна тоже можно спрашивать-я врач лучевой диагностики:-)
Спасибо, щас гляну статью.