В течение первых шести месяцев жизни ребенок почти постоянно общается в Вами. После шести месяцев дети начинают открывать для себя мир, используя все пять чувств: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух – это инструменты, позволяющие им познакомиться с новой жизнью.
Давайте рассмотрим, как развиваются чувства ребенка, и познакомимся с действиями и приемами, которые помогут стимулировать развитие чувств ребенка в зависимости от его возраста.
1 – Осязание
Осязание: первое чувство, развивающееся у ребенка
– во время беременности кожа является основанным средством связи с ребенком. Осязание проявляется на 7ой неделе беременности сначала в зоне рта и на ладонях рук.
Матери и отцы могут начать общаться с ребенком на очень ранних этапах: кожа материнского живота является связующим звеном между ребенком и миров снаружи, позволяя создавать своеобразный «диалог». Не стесняйтесь поглаживать живот или делать себе массаж, Ваш ребенок чувствует Ваши движения.
– Гаптономия позволяет создать контакт между Вами и ребенком во время беременности. Вы можете общаться с ребенком, кладя руки на живот и разговаривая с ним. Ребенок будет реагировать на эти сигналы.
– При рождении, в первую очередь ребенку важно ощущение безопасности. Он полностью нуждается в Вас: прямой контакт «кожа к коже» дарит ему драгоценный комфорт. Такое общение позволит Вам расширить его внутренний круг общения и осторожно вывести его во внешний мир.
В целом, Вы можете проводить нежный массаж ребенка сразу, как только заживет пуповина. Вы можете проводить процедуры до тех пор, пока малыш не станет чрезмерно активным и непоседливым. Кожа – самый обширный орган, обладает большим количеством нервных окончаний и позволяет Вам проводить необходимую стимуляцию. Вашему малышу нравится, когда его трогают!
Советы по развитию осязания
Откройте для себя удовольствие общения с ребенком любого возраста посредством всех его чувств. Массаж и забота во время купания, например, поможет ребенку познакомиться со своим телом. Ребенок получит ощущение заботы, защиты и безопасности. Для создания более тесной связи воспользуйтесь возможностями, открываемыми Вам в контакте «кожа к коже»: эти самые нежные, стимулирующие прикосновения должны открывать ребенку мир с самых первых моментов его жизни. Ознакомьтесь с рекомендациями по массажу от «Мустела» для того, чтобы выучить несколько приемов проведения массажа.
От 1 до 3 месяцев:
Поглаживания для развития ребенка:
– Пока малышу всего 1 месяц, поглаживайте его, это позволит создать такое важное для него ощущение безопасности и спокойствия. Такой физический обмен – первый язык общения с Вашим ребенком, позволяющий ребенку поделиться с Вами своими эмоциями.
– В 2 месяца прибегайте к более сильным поглаживаниям с небольшим давлением, это будет стимулировать сенсорную систему ребенка.
– В 3 месяца – разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц) – это позволит развить язык тела ребенка.
От 4 до 6 месяцев:
В возрасте 4 месяцев эмоции уступают место процессу открытия мира. Начинается этап «потрогать-почувствовать»: ребенок более энергичен, может поднимать голову и переворачиваться на живот. Он также начинает прикасаться к себе: рукам, ногам … постоянно совершая чудо открытия!
Новые текстуры:
Ничто не будет так полезно для развития тактильных ощущений ребенка, как знакомство с новыми текстурами: пена, лосьон, жидкость, вода, спрей, кремы, масла…
Применяемые средства могут также создавать приятные ощущения на коже: чистоту, легкость, плотность, мягкость …
Развивающий коврик:
Постепенно наполняйте мир ребенка играми. Развивающий коврик будет прекрасным средством для стимулирования зрения и тактильных ощущений. Существует множество тактильных и визуальных занятий: ребенок может участвовать в них, лежа на спине, животе или сидя (когда становится старше). Даже без игровой дуги такой коврик позволит Вашему ребенку открывать новые материалы и звуки.
Игровой манеж, стимуляция и игровое пространство:
Игровой манеж – необходимое место для игр ребенка. Классическая структура манежа, включающая квадратное основание и дуги, является идеальной. Такой манеж дает больше пространства, чем круглый, и позволяет ребенку наблюдать за всем вокруг.
Купание: уникальная возможность общения один на один
Купание – идеальное время для открытия новых чувств: постарайтесь максимально воспользоваться им, поощряйте игры в воде. Холодная вода, теплая вода, капли … вода утекает сквозь пальцы, и он не может ее поймать – как странно! После купания, заверните ребенка в теплое полотенце и подержите, обнимая руками. Затем смажьте кожу увлажняющими средствами или разомните с массажным маслом.
Удовольствие от нахождения в воде
Продлите общение с водой, превратив Вашего малыша в «плавающего младенца»! В возрасте 4 месяцев (после первой вакцинации) Вы можете начать ходить в специальный бассейн и учить малыша плавать с помощью специалиста.
Ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно в воде. Он сможет открывать новые ощущения и будет чувствовать себя в безопасности в Ваших руках.
От 7 до 9 месяцев:
Книги с толстыми картонными страницами, которые можно перелистывать:
В возрасте 7 месяцев ребенок может брать предметы и трясти их руками. Дайте ему книгу с толстыми картонными страницами, чтобы он мог ее листать.
С 10 до 12 месяцев:
Ваш ребенок получает удовольствие от складывания предметов, например, пустых стаканчиков из-под йогурта, которые вставляются один в другой.
2 – Вкус
На 12ой неделе беременности за счет околоплодной жидкости плод уже способен распознавать отдельные вкусы. Он ощущает разнообразие Вашей диеты.
Будущая способность к вкусовым ощущениям начинает свое формирование на очень раннем этапе. Ребенок очень быстро распознает 4 основных вкуса: сладкий, соленый, кислый и горький, отдавая предпочтение сладкому.
На момент рождения ребенок уже может демонстрировать признаки удовольствия или неудовольствия на основании вкуса: его вкусовые рецепторы, которых больше, чем у взрослого человека, готовы знакомиться с новыми вкусами. Ребенок постепенно учиться узнавать другие вкусы, поскольку вкус грудного молока изменяется в зависимости от Вашей диеты.
Советы по развитию вкуса
В возрасте от 4 до 6 месяцев
Кусая такие игрушки, ребенок играет слюной и ртом. Предложите ему детское зубное кольцо, это поможет научиться ощущать предметы во рту.
С 7 до 9 месяцев
Разнообразная диета:
С 6 месяцев ребенок может начинать учиться класть предметы в рот и узнавать их консистенцию. Открытие новое пищи происходит постепенно: пюре постепенно заменяется более плотными частицами.
Поскольку наступает период разнообразия диеты, необходимо стимулировать развитие вкусовых ощущений ребенка.
– Старайтесь не смешивать чересчур много разных вкусов сразу: как только ребенок познакомится с каким-либо типом еды, Вы можете начать постепенно смешивать ее с более интенсивными по вкусу продуктами.
– Для усиления вкуса овощей можно использовать специи, которые не изменят основной вкус. Так, например, кориандр хорошо смешивается с морковью, а кумин – с тыквой, тмин – с цветной капустой.
– Для того, чтобы познакомить ребенка с новыми вкусами, давайте ему более твердую пищу, например, пюре из томатов, смешанную с более жидкой – томатный соус.
– Обратитесь к кулинарным приемам, приготовляя овощи, которые при смешении могут выглядеть неаппетитно. Старайтесь, чтобы пюре из гороха не имело комочков, добавьте цукини – они свяжут смесь.
3 – Запах
Во время беременности обоняние ребенка начинает развиваться еще до его рождения. На 7ом месяце беременности плод способен распознавать запахи, передаваемые околоплодной жидкостью, поскольку обоняние тесно связано с вкусовыми ощущениями. Именно в этот период жизни ребенок начинает знакомство с запахами, преобладающими на кухне Вашей семьи и в Вашей культуре. Посредством обоняния мозг ребенка создает первую картину мира.
При рождении
Ваш малыш способен чувствовать пренатальные запахи. Они являются для него своеобразной визитной карточной мира, полученной до знакомства в действительности. Ваш ребенок сохраняет эту информацию и после рождения, находя эти запахи в грудном молоке.
Запах помогает ребенку найти Вашу грудь и способствует первому кормлению. Диапазон знакомых запахов быстро расширяется: запах шеи и лица, Ваши духи. Все эти запахи обладают позитивным значением для ребенка: они заставляют ребенка развернуться к Вам, они успокаивают его в момент одиночества.
Ваш малыш найдет успокоение рядом с предметом, пропитанным знакомым запахом: например, шарф, который Вы носили на шее. Просто оставив шарф рядом, Вы поможете ему быстрее уснуть. Более того, его собственный запах на плюшевой игрушке или одеяле может также иметь успокаивающее действие.
В свои первые часы жизни ребенок способен различать множество запахов, показывая мимикой, которые из них ему нравятся. Дети умеют отличить знакомый запах от незнакомого.
Даже не сталкиваясь до этого в жизни, ребенок уже отдает предпочтение запахам грудного молока, ванили, банана, меда и пр. и демонстрирует неприятие или отвращение к неприятным запахам.
В возрасте 5 – 6 месяцев, когда малыш начинает знакомиться с едой непосредственно, он открывает для себя сочетание ощущений во рту и носу. Исследования доказывают, что пищевые вкусы и запахи будут с большей легкостью приниматься ребенком, если он уже познакомился с ними в различных сочетаниях, в частности, посредством грудного молока.
Запах: источник эмоциональной памяти …
Ребенок начинает знакомиться с запахами рано … и, иногда, полученный опыт закрепляется на всю жизнь! Такой запах может вызвать старые воспоминания, наполненные прошедшими эмоциями. Также, самые острые пищевые и обонятельные неприязни родом из детства.
Запах человека является еще одним важным элементом эмоциональной памяти.
Опираясь только на обоняние, ребенок в состоянии узнавать родителей, братьев, сестер и дедушек/бабушек. Ранняя способность различать людей базируется на их запахах, запахах духов на их одежде. Таким образом, использование разнообразной косметики может быть источником обогащения и развития обоняния ребенка.
Вы можете стимулировать развитие обоняния ребенка, используя моменты ухода за его кожей!
Советы по развитию обоняния ребенка
– при кормлении грудью старайтесь не пользоваться средствами с резкими запахами и всегда пользуйтесь одним и тем же мылом, желательно без сильного запаха, чтобы ребенок мог познакомиться Вашим естественным запахом.
– При искусственном вскармливании у смеси всегда один и тот же вкус, но развитие обоняния может происходить за счет непосредственного контакта с окружающим миром. Давайте ему понюхать окружающие его предметы.
– Избегайте сигаретного дыма в непосредственной близости, поскольку это может оказать негативное воздействие на обоняние ребенка.
– Чтобы упокоить ребенка, если Вы должны куда-то отлучиться, или чтобы помочь ему заснуть, оставьте рядом с ним шарф (накидку), которую Вы носили.
– Позволяйте носить ребенка отцу, бабушке, старшему брату и пр. Ребенок будет чувствовать их запах и сможет легче различать людей.
– С 6 месяцев можно давать новую еду, учить оценивать запахи вокруг него, нюхая не только еду, но и другие окружающие предметы, например, цветы, предметы, людей …
– Позже, в возрасте от 1,5 до 2 лет, Вы можете продолжать стимулировать развитие обоняния ребенка, играя в игры запахов, заставляя различать и называть запахи, также как цвета. Книги о запахах – прекрасный способ поговорить о запахах и вообще пообщаться с ребенком.
4 – Развитие слуха
Пренатальный слух:
Слух – это одно из наиболее развитых чувств плода. Уже на 7ом месяце беременности ребенок способен реагировать на звуки.
Плод знакомиться с внешним миром посредством звуков, которые он слышит, например:
•низкий звук биения сердца матери
•глубокий голос отца.
Эти низкие вибрации доносятся до него приглушенно. Тем не менее, они запечатлеваются навсегда в памяти ребенка. И наоборот, высокие звуки повседневной жизни не только знакомят ребенка с внешним миром, но могут стать источником стресса.
В зависимости от частоты звуков:
•Ребенок может начать беспокоиться, услышав высокие звуки, например, гудки автомобилей, звонки в дверь, сигналы поезда, форсаж мотоцикла или сигнализацию. Вы даже можете почувствовать стресс ребенка, проявляющийся чередой беспорядочных быстрых движений.
•Ребенок успокаивается, когда слышит звуки низкой частоты, например, шум ветра в деревьях, звук прибоя, церковный колокол вдали. В таком случае, положив руку на живот, Вы почувствуете размеренные и спокойные движения.
Во время беременности Ваш ребенок может слышать Вас и отвечать на Ваши эмоции: дети чувствительны к звуку сердца: ритм, плавня музыка также оказывает успокаивающее воздействие на них.
Постнатальный слух:
После рождения ребенок в состоянии узнавать слухи, которые он слышал в утробе. Он не в состоянии определить источник звука, но он уже реагирует на звуки: двигаясь или плача …
Такие моменты общения крайне важны. Ребенок узнает Ваш голос и запах, а также Ваше тело. Очень важно разговаривать с ним, петь ему, в особенности, в моменты купания.
Вы можете определить, что ребенок хорошо слышит, когда он реагирует на звуки на улице, звонок телефона, шум пылесоса и падение предметов, и пр.
В 4 – 5 месяцев, с ростом, ребенок начинает поворачивать голову в сторону звука: если кто-то вошел в комнату или включил телевизор.
Таким образом, развитие слуха происходит в возрасте примерно 3 месяцев, когда ребенок начинает слышать звуки средней частоты. С развитием ушей он начинает слышать высокие звуки в 5 месяцев и низкие звуки в возрасте 10 месяцев.
Советы по развитию слуха
С 0 до 3 месяцев
Создайте спокойную атмосферу:
•мягкая музыка (не радио или телевидение)
•самый интересный звук для Вашего ребенка – звук голоса. Разговаривайте мягко и старайтесь петь часто, также как и во время беременности.
•реакция на производимые звуки! Если ребенок удивлен или обеспокоен, успокойте его мягкими словами, улыбкой или лаской.
С 4 до 6 месяцев
Усаживайте ребенка в детское «кресло»:
Он будет спокоен, и его будет поддерживать специальное кресло. Он сможет играть с Вами:
•старайтесь напевать детские песенки, двигая руками.
•имитируйте звуки животных: обычно они вызывают смех у ребенка!
•играйте музыку, отбивая ритм бубном или прищелкивая пальцами.
•дайте ему игрушку, издающую звуки: ребенку понравится открывать причинно-следственную связь между движением рук и производимым звуком.
С 7 до 9 месяцев
Кастрюли и ложки:
Шкаф на кухне наполнен разными предметами, которые могут производить звуки, когда ребенок стучит по ним. Создайте музыкальную группу, наполнив банки семенами и используя кастрюли и ложки.
Песни для детей:
Старайтесь петь детские песенки, они стимулируют воображение и смешат.
Вы можете также играть музыку вместе с ребенком. Для совсем маленьких выбирайте нежные успокаивающие песни. Ваш ребенок очень быстро их запомнит.
Выбор музыкального стиля может изменяться в зависимости от обстоятельств: успокаивайте перед сном и используйте более энергичные ритмы, играя.
Во время купания и смены подгузников...
Смена подгузников – важный момент, который можно использовать для того, чтобы стимулировать развитие ребенка!
Постарайтесь извлечь максимум из него, дав в руки ребенка игрушку, издающую звуки или поставьте переносной музыкальный центр на пеленальный столик, например.
Во время купания …
Играйте с водой и пузырями, помогите ребенку узнать звук бегущей воды.
После купания …
Вы можете стимулировать развитие слуха, включая мягкую музыку (диски CD с музыкой для детей, классическая музыка и пр.).
5 – Зрение
При рождении Ваш ребенок видит размазанные картины и не может различать оттенки или цвета. Ребенку не нравится яркий свет, потому что сетчатка не содержит достаточно пигмента для защиты от его воздействия.
Постепенно, зрение ребенка развивается и совершенствуется. К 4 месяцам ребенок может различать мимику (отличает грустное лицо от веселого). В возрасте 1 года ребенок различает цвета, а к 2 годам обладает зрением 20/40: т.е. почти таким же зрением, что и у родителей. Ребенок может различать и узнавать предметы издали, и больше не путает основные цвета.
В возрасте 4 лет зрение ребенка уже полностью сформировалось, как с точки зрения различения цветов, так и поля зрения.
Советы для развития зрения Вашего ребенка
С 4 до 6 месяцев
– Даже когда ребенок еще совсем мал, необходимо улыбаться ему и использовать мимику: ребенок будет отвечать, имитируя Вас.
– Зеркало
Ребенок получает удовольствие от наблюдения за отражением в зеркале! Наблюдение за своим отражением заставляет его улыбнуться, даже если он еще не узнает себя. Для этого требуется простое зеркало или отражающая поверхность.
– Лица на картоне
Стимулируйте развитие мышления ребенка, нарисовав различные черно-белые карточки. Используйте для этой цели толстый черный маркер. Рисуйте улыбающиеся лица или простые фигуры на цветной бумаге. Поместите их рядом с кроваткой ребенка.
С 7 до 9 месяцев
Разноцветные блоки:
Эта игрушка позволяет ребенку делать различные наблюдения. Ребенок выбирает блоки и сравнивает их. Он будет в восторге, если Вы построите башню перед ним, а потом разрушите ее.
Игры в прятки:
Ребенок обожает играть в прятки с предметами. Играйте с ним, заставляя предметы исчезать или появляться из-под одежды.
С 10 до 12 месяцев
Пирамиды из больших блоков:
Ребенку очень интересны блоки. Он может их собирать, складывать по одному в корзину. Также ребенку нравится строить из блоков башню и наблюдать за тем, как она падает.
Рисунки и фотографии:
В 12 месяцев ребенок начинает интересоваться картинками. Сделайте открытки с фотографиями членов семьи. Эта игра позволит ребенку понять мир вокруг него и научиться узнавать лица.
Источники:
• Др. Эдвиг Антье (Dr. Edwidge Antier): «Воспитание ребенка сегодня» (Elever mon enfant aujourd’hui)
• Статья о тактильных ощущения, написанная при помощи детского психолога г-жи Убин-Гаэт (Hubin-Gayte), исследователя материнства, эксперта в области отношений мать-дитя.
• Статья об обонянии: резюме работ Б. Шаал (B. Schaal), специалиста по вопросам обоняния из CNRS (Национального центра научных исследований Франции (French National Research Institute), написанное «Мустела».
• Статья о слухе, написанная с помощью Др. Марион (Marion), педиатра.