Народ собрался, и я решила не медлить!
Вы — большие молодцы, что выделили свое драгоценное время на изучение наших законов и своих прав)
Начинаем мы с Защиты прав потребителей.
Букафф будет много) Но, думаю, Вы справитесь и что-то полезное для себя почерпнёте!
Итак, начнем с того, что основной правовой документ в этой сфере в России — это Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I.
Второй по важности документ — это Гражданский кодекс РФ, т. к. именно в нем есть целая глава, посвященная договору купли-продажи и его подвидам (продажа недвижимости, предприятия и т. д.)
Для начала, давайте разберемся, когда мы можем заглянуть в Закон «О защите прав потребителей»?
Ответ прост: к нам применим этот закон, когда мы приобретаем товары для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.Т.е. в тех ситуациях, когда мы выступаем потребителями.
Если же мы приобретаем товар для его последующей продажи, то здесь применимы нормы ГК РФ (гражданского кодекса РФ), а Закон «О Защите прав потребителей» наши права в этом случае не защитит.
Итак, потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В Законе о Защите прав потребителей мы также встречаем различные названия противоположной потребителю стороны.
Тут всё несложно:
Изготовитель — организация или ИП, производящие товары для реализации потребителям;
Исполнитель — организация или ИП, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
Продавец — организация или ИП, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
С основными действующими лицами мы разобрались.
Следует отметить, что практически все спорные ситуации в области защиты прав потребителей связаны с недостатками товаров, работ, услуг.
Поэтому прямо сейчас мы с Вами разберем понятие недостатка товара.
Закон выделяет два понятия:
1. Существенный недостаток
2. Обыкновенный недостаток
Обыкновенный недостаток обычно легко устраним, или по крайней мере, ремонт товара с простым недостатком не займет много времени. С существенными недостатками — всё гораздо сложнее.
Давайте вначале рассмотрим общее понятие недостатка товара, работы, услуги, изложенное в законе.
Определение кажется довольно громоздким. Но стоит запомнить лишь одно ключевое слово в определениинедостатка товара — это слово "несоответствие" (нормам, целям Вашим).
К примеру, Вы приобрели флеш-карту с объемом памяти 8 ГБ, о чем было указано и в чеке и в гарантийном талоне, да и на самой упаковке, однако вставив карту в компьютер, Вы обнаружили, что объем памяти — всего 4 гб. Вот оно несоответствие! В данном случае — и Вашим целям, и условиям договора.
существенный недостаток товара (работы, услуги):
-
невозможность ремонта
-
неоднократность поломок
-
поломки возникают вновь после их устранения
-
несоразмерность стоимости ремонта или его времени и т.п.
Что касается существенных недостатков, они, как правило, препятствуют использованию товара в целом, или на достаточно длительный срок.
Мы изучаем эти понятия, т.к. прав у потребителя при возникновении существенного недостатка больше, чем при обычной поломке товара. Это в первую очередь касается технически сложных товаров.
Ситуация с поломкой технически сложного товара очень распространена.
Трудно представить себе жизнь без автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, микроволновых печей и т.п. Эти предметы нам значительно облегчают жизнь, делают ее комфортной и легкой.
Однако их поломка обычно доставляет множество хлопот и неудобств.
Для начала разберемся, что такое технически сложный товар?
Технически сложный товар— это потребительские товары длительного пользования, которые имеют сложное внутреннее устройство и выполняют пользовательские функции на высоко технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов. Технически сложный товар предполагает наличие инструкции к использованию, правила мер предосторожности и пр. Этим он отличается от обычных товаров.
Перечень технически сложных товаров (ТСТ) определяется постановлениями правительства:
-
Летательные аппараты с электродвигателем (двигателем внутреннего сгорания — ДВС), вертолеты, легкие самолеты.
-
Любые транспортные средства с электродвигателем (ДВС) для передвижения по общественным дорогам — мотоциклы, автомобили, мотороллеры и пр.
-
Любое оборудование и машины для сельского хозяйства с ДВС (электродвигателем) — мотоблоки, тракторы, мотокультиваторы и пр.
-
Транспортные средства, используемые для передвижения по снегу с электродвигателем (ДВС) — снегоходы и пр.
-
Плавучие транспортные средства с ДВС- катера, спортивные, прогулочные, туристские суда, яхты, лодки.
-
Оборудование беспроводной связи и навигации (спутниковой связи в том числе) с 2-мя и более функциями и имеющими сенсорный экран.
-
Струйные и лазерные МФУ, мониторы с цифровым БУ (блоком управления).
-
Компьютеры, ноутбуки, ПЭВМ, системные блоки.
-
Игровые приставки с цифровым БУ, комплекты спутникового телевидения.
-
Телевизоры, кинооборудование с цифровым БУ, цифровые видеокамеры и фотокамеры, объективы к ним.
-
Бытовая техника —морозильные камеры, холодильники, электроплиты и комбинированные плиты, кофемашины, духовые шкафы (комбинированные и электрические), посудомоечные и стиральные машины, водонагреватели с электродвигателем, кондиционеры.
-
Полномочия потребителя при существенном недостатке технически сложного товара
Полномочия потребителя при существенном недостатке технически сложного товара имеют особый характер, отличающийся от полномочий потребителя при обычном недостатке товара. Если у товара (ТСТ) имеется обыкновенный недостаток, то претензии владельца товара к продавцу носят «урезанный» характер.
Так, потребитель не может требовать возврата денег за ТСТ, обмена товара на такой же или другой марки с перерасчетом, уценки и т.п. Хозяин покупки может лишь требовать его ремонта или денежных средств за его ремонт. Более наглядно это представляется в таблице:
Важно знать, что если неполадка в товаре выявлена в течение 15 дней с момента приобретения, то покупатель может предъявить любое требование, а по истечении указанного срока, только требования согласно таблице.
-
Как определить существенный ли недостаток?
В соответствии с законом, потребитель не обременяется обязанностью точно устанавливать правовую природу существенности недостатка технически сложного товара. Собственник спорного предмета может заявить о существенном недостатке, а уж разбираться в том, правда это или нет — забота продавца.
-
Если товар неоднократно ломался или из строя вышла главная и дорогостоящая составная часть, например, материнская плата у ноутбука, компрессор у кондиционера, устройство помола бобов у кофемолки, то существенность неисправности налицо.
-
В других случаях необходимо ориентироваться на личный жизненный опыт, элементарные знания и т.п. Допустим, у холодильника сломалась дверная ручка, у автомобиля генератор, у компьютера клавиатура, то конечно, это будет простой недостаток качества товара.
При любых сомнениях потребителю достаточно просто обратиться к продавцу с проблемой и заявить о желании распорядиться судьбой товара. Продавецсам проведет проверку и сообщит о результатах. С этой проверкой можно не согласиться, тогда продавец обязан провести за свой счет независимую экспертизу товара при которой (как и при проверке товара) покупатель вправе присутствовать. Результаты независимой экспертизы, как правило, являются наиболее достоверным и истинным критерием в определении характера поломки. Но и в этом случае собственник товара может выразить сове несогласие и в судебном порядке оспорить заключение.
-
Способы реализации правомочий потребителя
Привозникновении поломки хозяину товара не следует медлить с претензией к продавцу, так как, пропустив 15 дневной срок с момента покупки, покупатель лишается возможности предъявления широких требований к продавцу. Если речь уже не идет о 15 дневном сроке все равно не стоит медлить, так как срок предъявления претензий ограничивается гарантийным сроком на товар. Если этот срок будет упущен, то бремя доказывания причины поломки ложится на плечи потребителя.
Все диалоги с продавцом следует вести в письменной форме. А именно выдвижение требования должно быть оформлено заявлением, в котором должно содержаться:
-
кому адресовано заявление
-
кто заявитель
-
о каком товаре идет речь
-
какая поломка обнаружена
-
сведения о гарантийном сроке
-
формулировка требований потребителя
-
дата обращения и дата предоставления товара
Важно, чтобы сломанный товар был опечатан в присутствии покупателя, и на пломбах стояла подпись хозяина товара. Это позволит избежать несанкционированного доступа к «внутренностям» товара с целью имитации их поломки в связи с несоблюдением правил эксплуатации (то есть переложить вину на потребителя).
-
При передаче товара следует также требовать, чтобы продавец составил акт о приемке товара,в котором детально описывается состояние товара на момент передачи продавцу.
-
Если в удовлетворении требований отказано, необходимо также в письменном виде требовать пояснения отказа.
-
В случае предоставления пояснений, с которыми нельзя согласиться, следует требовать проведение независимой экспертизы с правом участия при ее проведении.
-
Владелец товара вправе присутствовать при всех действиях эксперта, задавать вопросы относительно недостатка товара, знакомиться с процессуальными документами.
При неудовлетворительном заключении экспертизы покупатель может обратиться в суд с доводами о несогласии с заключением экспертизы и требованием к продавцу. На этом этапе желательно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, так как необходимо комплексно знать процессуальные тонкости судебного процесса и законодательства о защите прав потребителей.
Есть еще один способ реализации полномочий. После подачи заявления продавцу и получения отказа рекомендуем сразу обратиться в Роспотребнадзор. Такое обращение бесплатное и есть гарантия, что Вашим вопросом будут заниматься профессионалы.
Подведем некоторые итоги:
Сегодня мы с Вами узнали, какими основными правовыми актами регулируются отношения в сфере защиты прав потребителей, чем отличается обыкновенный недостаток товара от существенного, разобрались с поломкой технически сложного товара и предъявлением требований к продавцу в таких ситуациях.
А это уже немало! Далее мы подробнее разберем действия при покупке некачественного товара, а также узнаем, что делать, когда хочется вернуть качественный товар в магазин. Изучим перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату и многое другое. И вы получите свое первое задание по закреплению материала. А пока – побалуйте себя чем-нибудь приятным! Ведь Вы это заслужили!
Отличного настроения Вам, благосклонных и добросовестных продавцов и исполнителей!
И пусть в Вашей жизни не будет недостатков, ни простых, ни существенных!
отличная информация! можно уточнить только, в течение 15ти дней можно вернуть любой товар или только бракованный?
В данном посте речь идет только о технически сложных товарах с недостатками.
Что касается качественных товаров:
Статья 25 Закона о защите прав потребителей:
Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.
На это у нас есть 14 дней, не считая дня покупки.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе вернуть товар и потребовать возврата денег.
Деньги должны вернуть в течение 3-х дней со дня возврата указанного товара.
© КонсультантПлюс, 1992-2015
про товары, которые нельзя обменять — тоже чуть позже будет подробный материал)
отлично, буду ждать!!!
все очень доходчиво! Юляша умничка!
Можно вопросик телефон не с сенсорным экраном является технически сложным товаром?
Первичная экспертиза все таки ложится на плечи продавца? работаю в магазине одежды, никогда до такого не доводил а, стараюсь идти на уступки, но мало ли....
Но Роспотребнадзор дал разъяснения, если надо, найду дату и номер, в котором сделал вывод, что НЕ является технически сложным обычный кнопочный мобильник!
Про экспертизу: есть два понятия — проверка качества и экспертиза. Всё это изначально — «на плечах» продавца… В ходе проверки качества обычно устанавливается — какой дефект есть и в результате чего произошел, экспертиза более подробно исследует вопрос о причинах поломки, возможном устранении, стоимости ремонта и т.д.