Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Нашла на просторах интернета, думаю пригодится не только мне.

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

Пример:

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
020772

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
ღღღЛена ღღღ
ღღღЛена ღღღ
Денис
14 лет
Константин
12 лет
Сочи
Мои дети раньше многих девочек начали болтать, так что сравнение не в пользу соседок))
Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
Достаточно почитать комменты выше))
Пожаловаться
ღღღЛена ღღღ
ღღღЛена ღღღ
Денис
14 лет
Константин
12 лет
Сочи
Вообще, смотрю, много тут постов о том, что дети до 3-х лет не говорят толком. Что девочки, что мальчики. Поколение такое, видать
Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи

Да нет… Подружка моя до тех лет не говорила вообще, а потом потоком пошло. Так что наше поколение такое же было, только нормы у врачей были ниже и интернета не было чтоб сравнивать))

Пожаловаться
Кристина Никитина
Кристина Никитина
ЛеяАнтоновна
4 года
Сочи
читала что уже ЗРР некоторым ставят до 2 лет...

пипец

Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
Это уже не нормально мне кажется
Пожаловаться
Кристина Никитина
Кристина Никитина
ЛеяАнтоновна
4 года
Сочи
и мне так кажется…
Пожаловаться
Valek
Valek
Москва
1.8 около 30-35 слов, но что про 2 года 300 слов, это мне кажется слишком много!
Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
Мой сейчас 30 точно говорит, но за 2 года мне тоже кажется перегнули. Хотя, наш невролог говорит что так и должно быть в СРЕДНЕМ, у кого-то больше, у кого-то меньше
Пожаловаться
Ольга Ясонова
Ольга Ясонова
Арина
11 лет
Белгород
сын в 2 говорил 17 слов, дочь говорит все, думаю, больше 300, 200 было месяца 3 назад
Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
Девочки обычно быстрее мальчиков развиваются. Хотя сын подруги повторяет уже ВСЕ, ему 2 года и 1 мес
Пожаловаться
Ольга Ясонова
Ольга Ясонова
Арина
11 лет
Белгород
моя девочка точно шустрее моего мальчика… в чем-то на целый год опережает… но она ж еще и второй ребенок — есть у кого учиться на примере)
Пожаловаться
ЛЮБИМАЯ
ЛЮБИМАЯ
Сочи
Не зря говорят, что в садике очень быстро учатся на примерах других, а у вас и без садика это получается
Пожаловаться
Надежда
Надежда
Краснодар
моему 2,6, болтает на тарабарском



Пожаловаться
Полина Быстрых
Полина Быстрых
Тимофей
11 лет
Новомосковск

нам 2 года. в словаре 50-60 слов)))

Пожаловаться
Полина Быстрых
Полина Быстрых
Тимофей
11 лет
Новомосковск
да… семья у нас благополучная!!! с ребенком активно занимаюсь)))
Пожаловаться
Фендиплюшка
Фендиплюшка
Марта
11 лет
Москва
  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают

Что за бред??? Дальше даже нет смысла читать

Пожаловаться
татьяна
татьяна
Жучок
12 лет
Владимир
вот тоже подумала, что мой сын видать от туда… так как он мало говорит, в свои 2.8
Пожаловаться
BatGirl
BatGirl
Москва
Ну, да.мой тогда ребенок-Маугли из неблагополучной семьи
Пожаловаться
Фендиплюшка
Фендиплюшка
Марта
11 лет
Москва
и не говори)))))) как что напишут...