Девочки, сейчас читаю и «упражняюсь» по одной очень занимательной книге- «Воспитание без криков и шлепков» Д. Викофф и Б. Юнелл.
Пост пишу больше для себя, чтобы осветить основные принципы поведения и построения правильного разговора с ребенком в конкретных ситуациях. Буду пополнять по ходу своего обучения и внедрения в быт подходящих нам методик.
Три недели назад поведение моего послушного и ласкового Ярушки начало меняться не в лучшую сторону. Я была в ужасе: постоянные капризы, непослушания, отрицания, разбрасывание вещей мне назло и прочее… я стала искать литературу по воспитанию и психолигии двухлетнего возраста. И Наткнулась на вышеупомянутую книгу. Стала конспектировать отдельные моменты в записной книжке, потом вспомнила про бебик)) Такими правилами я руководствуюсь уже целую неделю) Вы знаете, результат ощутим.
ПРАВИЛА для взрослых
1. Хвалить не ребенка, а действие. Похвала способствует закреплению правильного поведенения. Подкреплять похвалу улыбкой или объятием. Хвалить по делу.
Правильно: «Хорошо, что Ярушка кушает аккуратно»
Еще лучше: «Хорошо, что Ярушка кушает аккуратно. Ни одной капельки не уронил»
Неправильно: «Ярушка молодец-аккуратно кушает»
Надо стараться объяснить ЧТО ИМЕННО он сделал хорошо и ПОЧЕМУ это хорошо. Например, необходимо отказаться от фразы «Ярушка молодец! настоящий художник!», а сказать «Какой у тебя получился красивый домик. И бабочка получилась совсем как настоящая». Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это совсем непросто — нарисовать бабочку»
2. Правильно руководить действием ребенка.
Пример: Малыш хнычет, что бы выпросить игрушку (или внимание взрослого, или просто хочет в туалет, у него не получается одеться и пр).
Нельзя просто сказать «НЕ хнычь.»(«Не попрошайничай», «Прекрати» и пр). Необходимо понять ЧТО ХОЧЕТ ребенок. А затем скорректировать его действие, ПОКАЗАТЬ КАК надо Правильно выполнить действие (попросить, одеться и пр).
«Если ты хочешь печенье- не надо хныкать, надо подойти к маме и попросить: „Мама, можно мне печенье?“
3. НИКОГДА не напоминать о совершенных ошибках.
Напоминание учит только тому, как делать НЕ НАДО. Увеличивает раздраженность и вероятность плохого поведения.
Я часто говорю что-то вроде: „Ярушка, помнишь, как тебе на ноги упал ящик? Не тяни его так сильно на себя, надо открывать потихонечку“, „Помнишь, как ты порвал книжку? Не делай так больше, перелистывай страницы аккуратно“. После первой фразы, Ярушка может даже заплакать- так огорчало его мое напоминание неправильно сделанного поступка. Дальнейшие объяснения он не слышит. И вправду, ЗАЧЕМ мне напоминать ему о том как делать не надо? Необходимо просто объяснить и показать как сделать правильно)
4. Никогда не говорить фразу „Что бы я этого больше не видел“ и пр. Эту фразу очень любила моя бабушка. Я сама прекрасно помню, к каким действиям это приводило))
5. Делать правильные замечания.
Замечание=Команда+Объяснение причины+Альтернатива поведению.
Пример:» Прекрати драться. Мальчику больно. Вежливо попроси отдать игрушку"
6. Если чувствуешь себя на взводе- поговори с самим собой.
«Не люблю, когда Ярушка капризничает, но я могу это пережить...».
Реально, подобное самоувещевание, обращенное вглубь себя, в момент когда ты готова взорваться, помогает совладать с собой. Помогает почувствовать себя во главе происходящего, ощутить в себе новые силы. Помогает подобрать нужные слова, найти выход из ситуации.
Мне помогает)
Короче, кому интересно- буду пополнять, заглядывайте!
А места «где бобо» тоже мне показывал каждый раз когда вспоминал) Успокаивался после поцелуя. Это мне казалось милым))) уже прошло.
ох… с Ваней не орать не получается((в него порой как бес вселяется
Полезно, присылай приглашалку на продолжение)))
заглянем)) Ток, имя на нормальное смените) Что за ярушка....
Класс, очень полезно. У нас как раз такой период начался, видимо с появлением младшей. Все назло делает. Буду переучивать )
Весьма интересно)
я с самого начала не правильно все делаю, и теперь все сложно.
ты пиши, интересно
может что и для меня найдешь ?
Гормоны))))
Посмотри книгу Адель Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили». Абалденное практическое пособие по взаимодействию с подростками. Посмотри!
а то уже до слез доводит, а если муж в командировке — то вообще атас!
Спасибо, Танюш! Уже и забыла-как правильно НАДО.