? Ой, кто это? Ой, что это?
Игра очень простая, ее цель – называть предметы, изображения, картинки, все то, что видит ребенок вокруг себя. То есть расширять словарный запас. Очень важно играть в нее эмоционально. То есть явно удивляться, когда вы показываете на предмет или игрушку.Можно закрывать предмет ладошкой или платочком, прятать в коробку или мешочек, доставать из кармана или ящика. Главное – всегда показывать свою заинтересованность: а что это у нас в кармашке спряталось? А, так это ключик!
? Все вокруг звучит
Оказывается, многие предметы и действия могут «зазвучать», если проявить чуть-чуть фантазии и юмора. Вода из крана, конечно, капает кап-кап, а идем мы по дорожке топ-топ. Но можно озвучивать и холодильник, и штанишки, и куклу, и тарелку. Если ребенок только начинает говорить, пусть это будут только звукоподражания дзинь-дзинь, ля-ля, жу-жу и т.п. Если уже есть настоящие слова, то давайте их вместе: ежик фыр-фыр, холодильник дыр-дыр и т.п.
? Кривлялки
Просто кривляться, высовывать язык, издавать разные гортанные и губные звуки, подражая индюку, лошади и т.п. Это смешно, и достаточно трудно для малыша. Но это очень важно для развития возможности произносить новые звуки и слова.
Физическое развитие
? Догонялки
Большинство малышей радостно засмеются и начнут удирать, если вы весело закричите «Догоню, догоню, догоню». Но можно догонять не только ребенка! Можно и нужно догонять мячик или машинку. И лучше всего с ними играть не по ровной дорожке, а в парке или лесу, на газоне или земляной площадке, когда придется идти или бежать по неровной поверхности, переступая через палки, обходя ямки и т.п.
? С горки и на горку
Ребенок совершенствует свою ходьбу. И очень важно ходить не только горизонтально, но и подниматься в гору, спускаться вниз. Даже если вы живете на равнине, вы можете легко найти горки: пандусы в магазинах и подъездах. Но и дома легко сделать горку: гладильная доска, если ее положить на небольшую опору. Предлагайте ребенку ходить сначала с опорой, потом самостоятельно, меняйте скорость и наклон.
? Через горочку пройду, и игрушку я найду
Перешагивать через небольшие препятствия – очень важная и нужная активность для малышей. Небольшие мягкие игрушки, валики из одеял и т.п. – все это становится прекрасными спортивными снарядами на пути ребенка. За такой «горочкой» кладите игрушки и просите их принести: «Принеси мне мишку», «Ой, кукла Таня плачет, ну-ка, найди ее. Вот она, принеси ее мне, мы ее пожалеем».
2-3 ГОДА. Развитие речи
? Читать и играть по книжкам
Простые тексты, хорошие стихи, короткие сюжеты и истории, сказки – все это и расширяет словарный запас, и дает образцы речи. А чтобы чтение привлекало – обязательно обыгрываем все, что читаем, видим, говорим.
? Дуть мыльные пузыри
Выдувание мыльных пузырей формирует воздушную струю, так необходимую для нормальной речи
? Рассказывать стихи и петь песенки с движениями
«Мишка косолапый по лесу идет», «Автобус едет-едет» и т.п. Подборки стихов и песенок для детей есть в свободном доступе. Выбирайте то, что вам нравится. И рассказывайте и пойте вместе с ребенком.
Физическое развитие
? Покатился колобок
Перекатывания со спины на живот и наоборот. Кувырки вперед с вашей помощью. Это – замечательные упражнения, развивающие координацию и вестибулярный аппарат. А как они нравятся детям!
? Прыгай зайка
В норме ребенок к 2 годам научился прыгать на 2 ногах. Но это умение еще нуждается в тренировке. Прыгайте вместе с ребенком на месте и продвигаясь вперед. Пробуйте осваивать поворот вокруг себя на месте.
? Со ступеньки на ступеньку
Лестница для маленьких детей – очень эффективный и замечательный спортивный снаряд. Просто спускаться и подниматься по ступенькам – очень непростое упражнение. А если еще и прыгать научиться вверх – вообще здорово. Обязательно страхуйте ребенка в играх на лестницах. При прыжках вверх никогда не тяните за одну руку. Все поддержки только симметричные (за обе руки).
3-4 ГОДА. Развитие речи
Частым затруднением у детей в этом возрасте является недостаточный активный словарный запас. Поэтому игры мы посвятим его расширению.
? Кто что делает
Эта игра не требует каких-то приготовлений или материалов. В нее можно и нужно играть на ходу, между делом. Сели ужинать: а что можно делать ложкой? Зашли в магазин: а что делает продавец? И старайтесь назвать как можно больше разных вариантов. Подсказывайте ребенку, описывая ситуацию: когда варим суп, то ложкой мы что делаем? Перемешиваем. А когда надо суп посолить, то ложкой мы что делаем? Насыпаем. Сами называйте слова, если ребенок не может придумать: зачерпываем, переносим, достаем, стучим и т.п.
? Что у нас горячее?
Что бывает горячим? Солнце, чайник, плита, лоб, вода, огонь… А что бывает мокрым? А что бывает скользким? А что или кто бывает смелым? А пасмурным? Старайтесь выбирать самые разные свойства, не ограничиваясь самыми простыми.
Ну, не знаю насчёт кувырков ;( Видела, как некоторые мамахи ставят малых детей, у которых шея ещё толком не окрепла, на голову и «помогают» им кувыркаться. Наверное, просто не задумываются...