Ходить в школу только на любимые предметы — это возможно!
О малоизвестных следствиях из закона об образовании и рассказывает автор некоммерческого проекта «Альтернативное обучение в Москве»
Как бы ни ругали новый закон об образовании, но он дал детям и родителям фантастические возможности в выборе форм обучения. Сейчас можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок — «сова» и приходить только ко второму, а то и к третьему уроку. Надо только грамотно выстроить отношения со школой. Об этом рассказала корреспонденту «Мира 24» адепт семейного образования, автор некоммерческого проекта «Альтернативное обучение в Москве» Светлана Домрачева.
— Сейчас можно выбрать абсолютно любую удобную форму образования своего ребенка и меня очень удивляет то, что родители так мало об этом знают и так нерешительно используют свои возможности! — так начался наш разговор со Светланой, которая выбрала для своей дочери образование вне школы. Вот уже четвертый год они приходят туда только для того, чтобы сдать аттестацию.
— Какие же возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?
— В Федеральном законе об образовании, который вступил в силу еще в сентябре прошлого года, прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что любой ребенок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе. А остальные изучать дома. Для этого не надо никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения».
Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, сразу ставили ультиматум: либо ходишь на все, либо уходишь на семейное обучение, то есть, полностью учишься вне школы. Хотя некоторым удавалось частичное посещение, ведь возможность обучаться по индивидуальным учебным планам, в соответствии с личными особенностями и темпом, законом предоставлялась и раньше, другое дело, что администрация школ редко соглашалась с таким правом учеников.
Сейчас существует такая практика, что дети, которые занимаются спортом, отказываются от посещения физкультуры, а дети, занимающиеся в музыкальной или в художественной школе — соответственно от посещения рисования и музыки в общеобразовательной школе. Но отказаться можно и от посещения любых других уроков. Конечно, на деле есть законы, а есть правоприменительная практика. Учеников, которые по решению родителей посещают занятия в школе только частично, в столице становится все больше, поскольку здесь эти формы активно стали применяться с сентября прошлого года и добиться этого стало гораздо проще. В других городах России пока таких семей совсем мало.
В старом законе было прописано только две формы внешкольного обучения: экстернат и семейное образование. Теперь экстернат остался только как форма аттестации, а от семейного образования школы пытаются отговорить родителей всеми способами. В том числе, предоставив им широкий выбор форм и способов обучения.
— Насколько легко школы идут на альтернативные формы обучения детей?
— Пока такой выбор родителей социально не одобряется, хотя по закону это решение ни в коем случае не отдается на усмотрение школы. Любая школа, если родитель напишет заявление о том, что он просит перевести его ребенка на семейную, заочную или очно-заочную форму обучения, обязана предоставить ему эту возможность. В уставе государственной школы она закреплена обязательно. Однако на практике школы реагируют на это сперва негативно. Чаще всего родителям, которые впервые обратились к администрации школы с такой просьбой, говорят: у нас такой формы нет.
— Как можно в этом случае добиться взаимопонимания со школой, или хотя бы соблюдения наших прав?
— После того, как вам отказали, не надо сдаваться. Прежде всего нужно потребовать у администрации школы письменный отказ принять ваше заявление. После этого в 99 % случаев школа идет на попятную. Письменный отказ вам, конечно, не дадут, но скажут: ну ладно, мы сделаем для вас исключение, вы будете у нас первым.
Однако бывают случаи, что школа все же продолжает упираться. Например, не соглашается ни принять заявление, ни отказать вам письменно. В этом случае надо обращаться в районный Департамент образования. Обычно бывает достаточно телефонного звонка. В любом Управлении образования есть отдельный человек, который занимается теми детьми, которые обучаются альтернативными способами. Обычно достаточно донести до него информацию о том, что конкретная школа отказывается принять заявление родителей, чтобы этот вопрос был решен в вашу пользу.
— А на практике это не выливается в травлю таких детей?
— В школах тоже есть адекватные люди, и их больше, чем принято думать. Ко мне стекается много информации об «альтернативщиках», но ни разу не попадались случаи, чтобы вопрос нельзя было решить путем переговоров. Мне неизвестны случаи, чтобы детям стали сознательно вредить. Да и как это сделать, если ребенок не ходит в школу, а с учителем общается только в присутствии родителей?
А если это очно-заочная форма, то ты отказываешься от одного или двух предметов и с этими конкретными учителями ребенок больше не взаимодействует. Он с ними встречается только на аттестации, на которой имеет право присутствовать родитель.
Кроме того, если учитель в принципе способен травить ребенка, стоит ли ему вообще ребенка доверять? Чему он может научить? Тогда, тем более, надо не уходить, а бежать от такого педагога.
— Как проходит аттестация?
— Это на усмотрение родителей. Если руководствоваться законом, то есть промежуточные аттестации, а есть итоговые. То есть, де юре у нас обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.
— Есть ли опасность, что дети не сдадут аттестацию не потому, что не знают предмета, а по субъективным причинам, из-за принципиальной позиции учителя?
— Наткнуться на совсем уж неадекватное оценивание они не смогут, все-таки есть учебная программа. Другое дело, что у составителей тестов и контрольных работ для начальной школы случаются такие аберрации мышления, что объективная оценка в принципе не представляется возможной. Особенно в этом смысле я «люблю» тесты Московского Центра качества образования (МЦКО). В итоговой работе по чтению за третий класс, например, детям дали текст, где говорилось, что стилос – это тростниковая палочка. Далее следовал вопрос: «Что такое стилос?» Дочь ответила «Палочка» — так вот, этот ответ неверный. Следующий вопрос был таким: Из чего делали стилосы? Ее ответ: «Из тростника» был уже оценен как верный. До сих пор думаю, что же это такое из тростника, если не палочка? Не теряю надежды лично познакомиться с авторами этих тестов, у них на каждом шагу такие ляпы – может, узнаю, наконец, что же такое стилос.
Были и случаи, когда детям задавали вопросы, скажем так, избыточные. Например, когда дочь и ее подруги сдавали физкультуру во втором классе, учительница их спрашивала, кто основал олимпийские игры. Действительно, информация о том, что это Пьер де Кубертен содержалась в учебнике по физкультуре. Но скажите, кто из второклашек, обучающихся очно, сможет ответить на такой вопрос? Да они вообще не имеют понятия о том, что такой учебник существует! Приходилось присутствовать на всех контрольных работах и аттестациях, где у меня были сомнения в объективности педагогов. Потом ребенок стал старше и сам решил, что моральная поддержка в лице мамы ему больше не нужна.
— Кто решает, как именно сдавать аттестацию?
— Предусмотренных законом форм сдачи промежуточных аттестаций нет, и это администрация школы обычно решает по договоренности с родителями. Есть дети, теряющиеся при необходимости сдавать экзамен устно, им лучше предложить тесты. Есть такие, кто тесты наоборот не любит. Родители могут настаивать на какой-то форме. Есть, конечно, предметы, формы сдачи которых закреплены традицией. Например, русский язык, на котором обычно пишут диктант, контрольное списывание или изложение. Математика также требует контрольной работы, решения задач и примеров. А остальные предметы — на усмотрение родителей. Лучше письменно, прямо в заявлении, зафиксировать, что вы хотели бы сдавать такой-то предмет в таком-то виде. А также желаемые сроки его сдачи. Если готовых тестов по предмету нет, школа обязана их разработать. Это возможно, если ребенок обучается заочно. Нам, например, по некоторым предметам было удобно просто приходить в класс на все обязательные контрольные работы и писать их вместе со всеми ребятами.
— А как обстоят дела с семейной формой обучения? Почему ее не любят школы?
— Те родители, дети которых до нового закона были на семейном обучении, в прошлом учебном году в большинстве своем выбрали заочную и очно-заочную формы, поскольку к ним намного лояльнее относятся школы. Так, например, специально для семейной формы были разработали тесты МЦКО, с множеством вопросов, не имеющих никакого отношения к госпрограмме. Причем, их сдача была рассчитана на несколько часов, что вообще противоречило нормам СанПина.
Дело, как всегда, в финансировании. Семейная форма обучения предполагает, что родители таких детей получают небольшую ежемесячную денежную компенсацию, как и при оформлении семейного детского сада. Это было очень удобно, поскольку позволяло родителям, например, объединиться и на пять-шесть детей нанять учительницу или несколько предметников, которые занимались с их детьми всеми теми же уроками, но на выбранной родителями территории, в удобной для детей форме и в подходящее для них время.
Сейчас, если заявить, что ты пришел на семейную форму обучения, администрация школы приложит максимум усилий, чтобы уговорить вас выбрать какую угодно другую форму. Чтобы не иметь проблем с Департаментом образования, где уверены, что школы, имеющие много детей на СО, не умеют работать с родителями. Ведь из хорошей школы родитель ребенка не заберет. А при заочной и очно-заочной форме обучения деньги за образование такого ребенка поступают в школу, а не в семью. И многие родители идут на это, чтобы создать ребенку комфортные условия для аттестаций.
Таким образом, семейная форма образования постепенно вытесняется, как экономически невыгодная государству и школам.Родителей, которых в столице не смогли «выжать» с семейной формы обучения сейчас осталось немного, но даже они никаких компенсаций после принятия нового закона об образовании до сих пор не получили.
Дело в том, что в ноябре прошлого года было отменено Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования», которым регулировался порядок выплат. Отменено вполне логично, поскольку нужен был новый порядок выплат, с учетом нового закона об образовании. И должно было быть принято новое постановление об этом. Но в Москве до сих пор оно не принято, то есть нет механизма выплат, предусмотренных действующими законами, как федеральным, так и региональным.
Приостановка выплат «семейникам», тем не менее, не основана на законе, об этом не так давно говорил министр образования Дмитрий Ливанов. Рано или поздно, но правительству столицы придется озаботиться этим вопросом, поскольку выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Так что, надо либо этот закон отменить, либо разработать уже, наконец, схему выплат.
— С отказом от одного или всех предметов более-менее понятно, а как на практике можно отказаться от посещения первых, или, скажем, последних уроков?
— Это тоже возможно. У многих детей, серьезно занимающихся спортом, есть утренние тренировки. А другие занимаются в это время с репетитором по скайпу. Родители не обязаны оправдываться и аргументировать как-то свое решение. Они просто должны написать в заявлении, что их ребенок будет учиться по индивидуальному учебному плану. Это возможно и при очной форме обучения.
Есть учителя, очень лояльные к этой форме. Но даже если школа пытается отказать вам, вы просто настаиваете на своем праве, предусмотренном законом. Сейчас много говорится о том, как важно дать детям возможность проходишь программу в соответствии со своим темпом. Есть дети, которые осваивают, скажем, математику быстрее, чем одноклассники, а освободившиеся часы им целесообразнее отвести на гуманитарные предметы, которые даются им, например, труднее.
Индивидуальный план позволяет ребенку выборочно ходить на отдельные уроки, чтобы проверить свои знания или доучить тему, которую он не вполне понял при самостоятельном изучении. А на другие уроки он может не ходить, убедившись, что все знает. Право на индивидуальные учебные планы было прописано еще в старом законе об образовании, но этой формой очень мало пользовались и мало кто о ней вообще знал. А сейчас она начала использоваться гораздо шире в связи с новым законом. Во всяком случае, теперь возможностей учиться с пользой и интересом стало больше и это радует.
Татьяна Рублева
Мой младший почти нт взял куклу в 1,2 на 1-2 минуты, но все же. Старший спектральный в этом возрасте всех мишек-кукол бросал. В 1,5 еще до проверок начала учить. На проверке в 1,9 (не ADOS, M-Chat или CARS) куклу покатал на машине, покатал немного машины вместе с терапистами, кормить куклу не стал. Потом попытался машины сложить ко мне в сумку. Диагноз тогда мы не получили((. В 2,8 когда получили, проходили CARS+vineland, не ados, но похож. Если хотите опишу.
Хочу! То есть смысл этого тестирования выявить играет ли ребенок в ролевые игры?
Можно и так сказать)). Смысл проверки — исключить рас. Рас по сути сложности (в разной степени) коммуникации и социализации. Что такое коммуникация? Коммуникация- жесты, глазной контакт, а потом уже речь, начинается понемногу с рождения, постепенно усложняясь. При рас идет сбой на каком-то этапе. Вот и проверяют произошел ли сбой. Показывают разные жесты и смотрят реакцию: «пока-привет», дай пять, отрицание, кивок, очки… Это то, что показывали. Жесты могут быть разные они и были разные у обоих детей. Важно, что есть попытки повторить. Второй пункт спектра социализация- а это ролевые игры. Вообще проверка начинается со входа в кабинет. Как вошел, как сел, как улыбнулся, куда посмотрел, как прореагировал на новое, как часто обращается к вам за помощью, что интересно… И тут две не нормы- интересно все, но на секунды или интересно что-то одно, залип на детали, не отлипает, не получается, а помощи не просит. Игрушки есть такие, что не получится самому сделать, помощь попросить придется. И игра может быть любая. Обычно спрашивают во что и как играет, что больше любит, с любимого начинают. У старшего сына в 2,8 было кормление, расчесывание, укладывание спать. Что-то делал, что-то нет. В процессе игры сюжеты пытаются поменять и смотрят на реакцию и на жесты, конечно. У младшего не спектрального, просто спросили с какого возраста взял куклу. Минуты две что-то там сделали. Увидели, что делает и больше на речь и интеллект смотрели и задавали вопросы. Вообще на интеллект было много заданий и у старшего(доски вкладыши, фигуры, найти одинаковое и т.д. Но это уже не конкретно про рас
Ну вот у моего имитация с предметами только хорошего. И помощи попросит если что тр оикрыть надо. Но опять хз как себя поведет в незнакомой обстановке
Мой сын по-разному вел себя. И до сих пор по-разному ведет себя. Я бы искала не диагноз, а спецов для занятий. Что изменит диагноз? Ребенка он не поменяет. Тут масса историй с массой диагнозов от разных врачей и не только врачей. Практически все истории такие: «нам ставили, а потом исключили, а после мы пошли к другому, он согласился с первым, но…» И все эти поиски длятся годами. Хорошо, если не слишком дорого. Только чем конкретные буквы на бумаге помогут ребенку? Вам возможно станет полегче на время. Но думать надо о ребенке. У ребенка есть проблемы? Есть. Ищите методы решения, устранения/минимизации проблем.
Говорят, что это лучший тест. Но сыну его не делали, поэтому я ничего не знаю про него. Сколько лет девочке? Есть ли у нее друзья? На сколько развита социальная сострвляющая? Понимает ли она соц код?
Дочери исполнилось 8. По социальной составляющей — провал. Она не считывает соц сигналы, понимает базовые гипертрофированные эмоции, друзей нет, играть в командные игры не может.
Очень похоже на легкий рас. А эхолалии были (необязательны, но часто есть), путание или игнор местоимений?
Она о себе в третьем лице говорила с 1,5 до 3. Не «я пойду», а «пойти». Были зацикливания на визуально материале — один и тот же мульт по кругу. Ей не надоедало и она очень протестовал, если выключали.
Сейчас она на когнитивно-поведенческой терапии. Поддерживающих этап — 1 встреча в неделю. В период кризиса 3-5 раз в неделю.
Вы описываете прям классику спектра. Я бы искала группу для развития соц навыков. Театральрный или подобный кружки. В дальнейшем попыталась сделать спец интересом психологию. У всех людей в спектре есть спец интересы. Очень сильные. Если правильно их выбрать, то профессия и даже карьера вполне реальны. А так девочки вроде лучше адаптируются.
Скоро выходить на работу, но сейчас стали требовать результаты диагностики с этого центра. Кто проходил? Там проверяют умения и знания или это лекция с последующим тестом, с вопросами из лекции?
Эге просят пройти обычно на работе
Я проходила. Надо выполнить задания на копьютере, если вы воспитатель то по программе 4 класса, там задачи на внимание, физику, анализ текста, русский язык, ботаника.
Да, воспитатель. а не подскажите сколько стоит и как быстро результаты. и вообще, все сдают?))))))) всегда волнуюсь на любых тестах?
Я в том году бесплатно сдавала. Там надо набрать 90-100 % тогда будут к зарплате какую то сумму доплачивать. Поищите в интернете егэ за 4 класс. Это для рейтинга школы нужно
Ааа. Все ясно. Спасибо большое
ну бред бредовый))) допустим ситуация, ребенок не посещает уроки физкультуры, ибо он спортсмен)) а урок стоит посредине дня) то есть час ребенок где будет находиться? по коридорам болтаться сам себе предоставленный? или что? из школы его не выпустят смысл? за него ответственна школа пока уроки идут) или надо тогда чтобы были классы где эти дети пережидают время или чем-то занимаются а значит и приглядывающие за ними педагоги)
И тут вообще не в этом суть)
я оперирую фактами. а вы чем? своими домыслами?