Школа без школы. Кому интересно

Нас часто спрашивают, почему наши дети не ходят в детский сад и в школу и как мы пришли к такому решению.

Так случилось, что на протяжении десяти лет борьбы за легализацию хоумскулинга в Израиле нам пришлось общаться с большим количеством специалистов, педагогов и психологов. Мы прочли немало книг на эту тему и видели уйму статистических данных, подтверждающих, что люди, выросшие дома опережают своих «школьных» сверстников как в учебе, так и в том, что касается общественных навыков. Мы встречались с сотнями «домашних» семей, с домашними детьми разных возрастов...

Но не это повлияло на наше собственное решение.

Читатель может счесть это несерьезным и безответственным, но мы руководствовались исключительно собственной интуицией. В какой-то момент мы поняли, что стоит на мгновение поймать взгляд ребенка, и вы прочтете в его глазах то, чего не скажет вам ни одна книга и ни один специалист.

Загляните в глаза ребенка, которого мама оставляет утром в детском саду или в первом классе…

Принято считать, что детский сад и школа необходимы прежде всего для социализации. С моей точки зрения, это одно из самых серьезных заблуждений.

Социализация – это процесс, который длится всю человеческую жизнь. Появление на свет, встреча с матерью и отцом, игра с братом – все это этапы социализации. Для успешной социализации не нужно создавать искусственные структуры и рамки. Естественная среда социализации для ребенка – это семья. Ведь социализация — это не просто сумма приобретенных умений и навыков. Каждый этап социализации — это этап развития человека, этап его роста. Всему свое время…

Мне вспоминается история, услышанная от одной из «домашних» семей. Соседка, узнав, что их трехлетний сын не ходит в садик, с ужасом спросила: «Как же он пойдет в армию?»…

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос самостоятельным человеком, чтобы он, что называется, «добился успеха в жизни», смог жить в обществе, ладить с другими людьми. Но то, что нужно для этого – это не встреча с коллективом, не ранний опыт принудительной социализации, а любовь, тепло и поддержка близких. Именно так мы сможем помочь ребенку сохранить ту целостную картину мира, которая дана ему от рождения, ту хрупкую мозаику, которую так легко разбить и так тяжело собрать и склеить вновь. Именно так мы поможем ребенку вырасти уверенным в себе человеком, цельной личностью, остаться верным себе, своему призванию в жизни. А ведь все это так важно именно для социализации. Гораздо важнее, чем умение смирно сидеть, ходить парами и делить игрушки в песочнице.

Ребенку не нужен коллектив, ему нужны родные и друзья. Даже если мы посмотрим на это с точки зрения умений и навыков, то не этих ли навыков, навыков общения с самыми близкими людьми нам, взрослым, так не хватает? Не от недостатка ли этих умений мы страдаем больше и чаще всего? Не ловим ли мы себя зачастую на том, что невольно продолжаем играть в эту коллективную сюжетно-ролевую игру с друзьями, с супругами, с детьми, с родителями, сами с собой, словно забывая, что это уже не детсад, не школа, не армия, не стройотряд, а та самая взрослая жизнь, о которой нам так много рассказывали.

Какие навыки приобретает семечко, посаженное в теплую землю? Чему учится рассада, оберегаемая садовником перед высадкой в открытый грунт? Выстоит ли растение, если его с малолетства не приучали к ветру и морозу?

Посмотрите в глаза своему ребенку. Прочтите то, что написано в его взгляде. Ведь он не только учится жить, он живет уже сегодня.

Наверное, никто не говорил об этом лучше, чем Корчак в «Праве ребенка на уважение»:

" … Осторожно действуют политики и законодатели, да и то часто ошибаются. И о ребенке взрослые совещаются и решают; но кто ста­нет у наивного спрашивать его мнения, его согласия: что он может сказать?
… ребенок семенит беспомощно с учебником, мячом и куклой, смутно чувствуя, что без его участия где-то над ним совершается что-то важное и большое, что решает, есть ему доля или нет доли, карает и награждает и сокрушает.
Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Разви­ваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он — ничто, мы — все.

А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть?
Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает? …
Мы неумело делим годы на более зрелые и менее зре­лые; а ведь нет незрелого сегодня, нет никакой возрастной иерархии, никаких низших и высших рангов боли и радости, надежды и разочарований.

Отрекаться во имя завтра? А чем оно так заманчиво? Мы всегда расписываем его слишком яркими красками. Сбывается предсказание: валится крыша, ибо не уделено должного внимания фундаменту здания."


Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
131620

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Ева
Ева
Павел
12 лет
Белгород

«Ребенку не нужен коллектив, ему нужны родные и друзья.»

Можно написать по-другому — ребенку не нужны родные и друзья, ему нужен коллектив.

И одно, и другое — крайности и перегибы. нужно всё.

мера — высший дар богов, как говорили древние.

Пожаловаться
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
Славочка
13 лет
Никитка
8 лет
Москва
не со всем согласна, сама система нашего образования мня конечно удручает, но тут все зависит от конкретного ребенка)) не каждый может себя так само-организовывать. Я даже предствила на мгновение, как мой сын, пока я на работе- учит самостоятельно уроки..))) да и денег на репетиторов у меня нет… так что добывать нужную для аттестации информацию ему придется самому, а мне добавится еще и организация учебного процесса…
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
конечно, это сложно и это выбирают не от нечего делать
Пожаловаться
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
Славочка
13 лет
Никитка
8 лет
Москва

Ответить: Рина

вот и правильно, совместить домашнее обучение с работой очень сложно, в итоге что-то начнет страдать… Да и маленький ребенок дома один без присмотра, значит еще и няню надо… эх… столько не заработать… Вообще в таком обучении-думаю будет много подводных камней.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Это однозначно не для всех, разумеется. Рискну произнести это слово))): семейное обучение — это один из элитных вариантов, да. Не каждый потянет. Но это нормально) Не могут все быть элитой)
Пожаловаться
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
НеТолькоСлавинаМама СережиИНикитыТоже
Славочка
13 лет
Никитка
8 лет
Москва

Ответить: Рина

это точно, мне дешевле в специализированной частной, маленькой гимназии ребенка учить, именно по наклонностям… мы уже выбрали, а потом продолжить ( при необходимости) за рубежом. Плюс у меня есть небольшой, но негативный опыт сводного выбора и свободного посещения ребенком школы. Постоянная смена места обучения, преподавателей, методов, направлений и т.п. Я к сожалению или к счастью, очень далека по своим специализациям от учебной и преподавательской деятельности))), а альтернативные методы обучения, это тернистый путь)) особенно на фоне великого множества новоявленных ( в последнее время) ,, специалистов,, получивших скорее всего классическое образование..., но это только мое мнение, у каждого своя жизненная стезя! Удачи!
Пожаловаться
Наталья Курганова
Наталья Курганова
Варенька
9 лет
Феодосия

может что-то в этом и есть, хотя я не поддерживаю эту систему воспитания по многим причинам. А вопрос мой собсно вот в чем — кто даст аттестат для дальнейшего обучения, скажем в универе? и на сколько после такого обучения ребенок будет адаптирован в принципе к дальнейшему обучению, где ему что-то будут объяснять уже другие люди? Система такого обучения не совершенна, имхо. Не буду ничего говорить про сад, но к школе, мне кажется ребенок уже достаточно самостоятелен в плане выбора — учиться дома или в школе.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург

"кто даст аттестат для дальнейшего обучения, скажем в универе?"


Аттестат даст то же самое государство, которое дает его обычным школьникам. Семейники сдают каждый год экзамены — в школе. Причем по каждому предмету. Самые принципиальные умудряются настоять на реализации своего права сдавать только три раза — после окончания каждого звена — младшего, среднего и старшего. Результаты ЕГЭ выглядят совершенно одинаково у тех и других — я имею в виду оформление документов. Форма получения образования нигде в документе не указывается.

"на сколько после такого обучения ребенок будет адаптирован в принципе к дальнейшему обучению, где ему что-то будут объяснять уже другие люди?"

На СО родители не «объясняют что-то», а организуют обучение — самостоятельную работу ребенка или занятия с репетитором. СО — это не монастырь)) Откуда это странное представление? СО — это не меньше, а больше возможностей для обучения в разных формах. В школе дети имеют того учителя, которого назначили. На СО мы можем выбрать любого — или даже нескольких по важному для нас предмету, и можем сменить педагога, если он не оправдывает ожиданий.

"Система такого обучения не совершенна, имхо."

Судя по двум верхним вопросам, вы имеете слишком смутное представление об этой системе.

"ребенок уже достаточно самостоятелен в плане выбора — учиться дома или в школе."

Очень верное замечание! И я не знаю ни одного ребенка, которого на СО увели силком. Зато знаю массу детей, которые терпеть не могут школу.

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Более того, детей-семейников можно шантажировать школой: «Не сдашь экзамен — вернут ведь в школу». И все. Лень забыта, уроки учатся — лишь бы в школу не возвращаться))
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Нижний Тагил
по психологии нельзя вот так шантажировать, пугать(школой) детей. и не у всех есть возможность сидеть дома не работая
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
по психологии? ссылкой на авторитетное издание по этому поводу не поделитесь?)) я изучала психологию около 20 лет. а вы?
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Нижний Тагил

а я читала по совету психолога детского. книга, если с ребенком трудно Людмила Петрановская

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
:-)

Рекомендую продолжить чтение, не останавливаясь на одной книге

Пожаловаться
Наталья
Наталья
Нижний Тагил
ну я на одной книге останавливаться не собиралась, вот только начала читать.



Пожаловаться
Нежная
Нежная
Евгения
10 лет
Виктория
8 лет
Щелково
Не думаю, что это правильно, потому что ребенку в будущем быть взрослым и ходить на работу в коллектив, такой же как в саду и школе. Или на работу тоже можно не ходить? Зачем? Ведь есть семья, где все любят) ребенок должен адаптировать мы в незнакомом коллективе обязательно и сам, а не только быть с родными.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Ни один взрослый коллектив — начиная с института — не подбирается тупо по возрасту и месту прописки. Соответственно, все взрослые коллективы сильно отличаются от школьно-садовских. На СО есть возможность сразу учиться не брать что дают в плане социума, а создавать свой социум. Это гораздо более ценное для жизни умение.
Пожаловаться
Нежная
Нежная
Евгения
10 лет
Виктория
8 лет
Щелково
И как вы своим детям создаете этот социум каждый день?
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Вопрос поставлен неверно. Социум для себя дети-семейники создают сами. Родители помогают им в этом. Но инициатива передается детям. Вот в этом и суть СО — учить учиться, учить создавать для себя социум. А не «разжевал и в рот положил», не «мама с бабушкой поругались, споря как правильно делить слово на слоги» — и не «мама создала для ребенка круг общения». А ребенок решил, где и как и он будет находить друзей — и пошел и нашел их. А родитель проследил, чтобы ребенок элементарно не подверг себя смертельной опасности в этом процессе. И при необходимости дал советы. Но не нагнал ребенку «коллектив»))
Пожаловаться
AnnaIrs
AnnaIrs
Нижний Новгород
Так если не отдавать в сад, то следовательно маме нужно не работать. Я против раннего похода в сад, считаю до 3х лет ребенок должен воспитываться мамой в семье, но дальше…
Пожаловаться
Нежная
Нежная
Евгения
10 лет
Виктория
8 лет
Щелково

тоже считаю, что до 3 лет в сад не надо) сама домохозяйка я, могу хоть до 18 лет с детьми сидеть, но считаю это не целесообразным

Пожаловаться
Нинель
Нинель
Калуга
считаю, что ребенок должен расти в обществе и привыкать к общению в социуме, а не под колпаком.
может он будет конечно в сто раз более интеллектуально развит, но умения контачить с людьми у него не будет и особенно определенного типа от которого его будут ограждать при домашнем воспитании.
Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
КЛЮКВА-вСахЕре
Средняя
13 лет
Младшая
10 лет
Мелкая
6 лет
Москва
Хрень((((
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Аминь))
Пожаловаться
КЛЮКВА-вСахЕре
КЛЮКВА-вСахЕре
Средняя
13 лет
Младшая
10 лет
Мелкая
6 лет
Москва
Это точно-аминь)
Пожаловаться
Кофе
Кофе
Тверь
Есть над чем подумать.
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Кстати, вот еще ссылочка. Тут более все структурировано.

Пожаловаться
Нежная
Нежная
Евгения
10 лет
Виктория
8 лет
Щелково
По этой же ссылочке женщина пишет, что ее доча все равно ходит в школу!))) только не всегда и пишет там контрольное, которые если не напишет, то ее снимут с такого вольного обучения) так что это не играет роли будет ли ребенок ходить каждый день или через день, в школу он все равно ходить будет! И женщина там пишет, что не занимается со своей дочкой сама, получается, что она не спихивает дочь в эту ужасную школу, но так же забивает на нее, как и богатенькие тети
Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Наташа, прочтите внимательно, плиз. Ну или не читайте — но не делайте вольного пересказа в удобном для вас, но не соответствующем действительности свете.

Дочка этой женщины ходит в школу тогда, когда считает нужным. Вы думаете, у ребенка само собой сформировалось умение понимать, когда нужно сходить в школу? Дочка этой женщины изучает предметы сама или с помощью репетиторов. Вы думаете, это умение самостоятельно учиться само собой на пустом месте выросло? И репетиторы — сплошь волшебники, вы думаете?

Пожаловаться
Рина
Рина
Дочь
23 года
Санкт-Петербург
Перечитала статью. Просто интересно: вы вот до этого места дочитали?

Задача 3. Я больше озадачена тем, какие знания и навыки полезно иметь ребенку, без привязки к сложившейся образовательной традиции? Что понадобится для взрослого успеха? Чему стоит учить ребенка?

Какая возможна альтернатива образовательным традициям?!

Для меня очевидно, что посещение ребенком школы является занятием мало того, что бессмысленным, но еще и вредным для социализации и успеха во взрослой жизни. Я смотрю на школу с позиции «а зачем?» — конечно, это сильно противоречит позиции «все всегда так делают» ;)

Какую же альтернативу предлагаемой государством программе обучения могут выбрать родители? Чем можно занять детей в освободившееся время? (понятно, что не одновременно… Может, по паре месяцев на каждый курс последовательно :))

Какие навыки необходимы городскому современному «человеку офисному»? Эффективная работа с информацией, компьютер, интернет. Хорошо развитые коммуникативные и презентационные навыки.

Как их приобрести?

Курсы быстрого чтения для семилетки и скорочтение в 12 лет. Курсы памяти и внимания. Интеллект-карты. Развитие мышления — шахматы, кружки логических игр. Обучающие компьютерные игры (главное, вовремя отказаться от них в пользу реальной жизни).

Компьютер — слепая десятипальцевая печать. Работа в основных программах. Создание, ведение и продвижение сайтов, блогов, аккаунтов в соцсетях. Эффективный поиск информации в интернете — конкурентная разведка этому учит.

Детские психологические кружки, курсы и лагеря. Тренинги переговоров, продаж и публичных выступлений. Игры типа мафии и ролевые игры. Сама ЖИЗНЬ — чаще отправлять ребенка вести переговоры со сферой услуг :) как-то так...

Какие навыки и умения вообще не будут лишними в жизни?

Спорт — скорее фитнес :) пока меня устраивает ежедневная детская программа в Мире фитнеса (плавание, водное поло, гимнастика, танцы, карате, йога, аэробика, тренажерный зал для детей и т.п.) — три раза в неделю занятия по выбору детей. И шахматы три раза в неделю.

Навыки домохозяйства — надо будет отдать на кулинарные курсы. Может, еще на стажировку в клининговую компанию? :) На курсы шитья и вязания :)

Обслуживание техники — на индивидуальное обучение к мастерам по ремонту всякого-разного :) к автомеханикам в гараж :) к строителям и отделочникам :) К мастерам по ремонту одежды и обуви :) А для начала в кружки из серии сделай сам :)

Иностранные языки — программы по обмену семьями или благотворительные программы — только нахождение в языковой среде даст знание языка без утомительной зубрежки :) Компьютерные программы в помощь :) Мультфильмы и фильмы с субтитрами. Аудиокурсы. Облегченные книги со встроенным переводом :)

Основы права — поискать, что уже адаптировано для детей. Скорее всего, много чего придется объяснить самой. И на стажировку к адвокату :)

Управление личными финансами. Пока что дети пишут свой еженедельный бюджет: слева колонка остаток на начало недели, получено от…, итого получено. Справа колонка расходов и внизу всего истрачено и остаток на конец недели. Бухгалтером уже могут работать — баланс писать умеют ;) Впереди много интересных книг и курсов. И демо-счета на биржах :)

Вождение автомобиля — после 16 лет. Компьютерный экзамен по ПДД знают уже сейчас. Практический экзамен рано… На картинг сводить, что ли? :)

Умение писать книги, статьи и рекламные тексты. Дистанционные курсы писателей, журналистов и копирайтеров в помощь. С получением гонораров за публикации :)

Умение преподавать — пусть ведут кружки для ровесников. При желании это организовать несложно. Репетиторством нужно начинать подрабатывать еще в школе :)

Маркетинговое мышление :) Умение «продавать» свою работу. Умение монетизировать любой свой навык. Умение зарабатывать деньги и эффективно ими распоряжаться.

Умение заботиться о своем и окружающих здоровье. Знания о правильном питании и физическом развитии. И на курсы неотложной медицинской помощи.

Навыки вербальной и физической самообороны.

Стрессоустойчивость и ясное мышление в критических ситуациях.

Умение обращаться с животными и растениями — студия юного ботаника, кружки натуралистов.

Уход за собой — курсы косметологов, визажистов, маникюра для девочек. Курсы массажа :)

Умение грамотно подбирать одежду и аксессуары — курсы :)

Навыки таймменеджмента, планирования, целеполагания.

Эстетическое развитие: изостудия, детский театр, музыкальные уроки. Посещение театров.

В старших классах можно ходить в студенческие кружки при университетах. Я так увлекалась психологией.

Там, где нет курсов, есть Мастера, способные научить индивидуально :) причем часто без денег, только за восхищение, благодарность и бесплатные подсобные работы ;) О перегрузке речь не идет — это же ВМЕСТО школы. Большинство курсов есть в виде видеозаписей, бесплатно на торрент-трекерах. Я не собираюсь всему этому обучать лично — пусть учат профессионалы-фанаты своего дела ;)

Обязательно свободное неструктурированное время — несколько часов ежедневно. Это время работы души ребенка, время ассимилировать полученные знания и навыки. Время, когда он дома или во дворе делает то, что ХОЧЕТ.

Что я уже делаю.

Сейчас мои дети посещают три раза в неделю Мир фитнеса (желающие обсудить пост лично — подходите в кафе ;)) и три раза в неделю у них тренировки по шахматам (в прошлом году старшая стала чемпионкой Минска среди девочек до 8 лет).

У детей много обучающих фильмов и мультфильмов. Особенно мне нравятся многосерийные «из чего это сделано», «как это работает», «ребятам о зверятах». Торрент-трекеры в помощь родителям :)

Вся школьная программа в игровой форме на компьютере «Школа Кирилла и Мефодия» и разные другие обучалки. Играют с удовольствием.

Девочки прошли курсы быстрого чтения (с 7 лет для детей). В результате скорость чтения и усвоения информации обгоняет сверстников на два-три года. Легко понимают прочитанное и прекрасно пересказывают.

Дочки много и с удовольствием читают сами — грамотность почти гарантирована. Попозже научу их методике врожденной грамотности из НЛП :)

Старшая пишет сказки и стихи. Я сделала ей сайт http:\\сказки-Кати.рф

Благодаря шахматам в школе на математике у нас два варианта: либо решила первая из класса, либо единственная, кто решил задачу.

На каникулах Катя с удовольствием ездит в оздоровительные лагеря: отряд шахматистов, IT-отряд, психологический лагерь «Квадратного апельсина». Везде легко заводит друзей, влиятельна, интересна, популярна :)

Что я хотела бы сделать, когда дети подрастут.

Различные навыковые курсы и тренинги из перечисленных выше. Предлагайте еще идеи :) здесь

Поискать хороших мастеров и заплатить им за индивидуальное обучение детей профессии — так, чтобы в конце обучения научили детей продавать свои услуги недорого и зарабатывать этим самостоятельные деньги. Думаю, что на освоение любой профессии на «пользовательском» уровне хватит одного-двух месяцев ежедневного обучения ремеслу :) В результате дети должны уметь это делать для самих себя и своих близких. А при желании и тренировках вполне смогут зарабатывать этим.

Многие из этих видеотренингов и видеокурсов выложены бесплатно в интернете — это, конечно, не живое обучение, зато бесплатно и сидя дома ;) Что касается выбора ребенком профессии, то любой профессионал вне зависимости от сферы деятельности, освоивший в школьные годы компьютер + быструю печать + интернет, скорочтение + запоминание +работу с информацией, умеющий выступать публично и эффективно вести переговоры, будет более известен и социально эффективен, чем его коллега без этих навыков, освоение которых займет несколько месяцев в школьные годы.

Все мои идеи — это предложения ребенку, чем заняться в свободное от школы время, ВМЕСТО школы.На выбор ребенка. Не думаю, что профессионалу помешает умение готовить вкусные блюда, полученное в то время, когда ровесники сидели на уроках. Ребенок, который в школьные годы реально попробовал (в том числе заработав деньги) два-три десятка профессий, сможет выбирать ВУЗ и специализацию более осознанно, чем ребенок, за которого все всегда решали взрослые. И даже если не профессию, то все равно потом в жизни лишним большинство из этих умений не будет.

Моя 8-летняя дочь САМА нашла у меня несколько десятков журналов «Идеи вашего дома» и прочих, полистала-почитала их, потом несколько недель рисовала проекты домов и квартир. Даже если она не захочет стать дизайнером, у нее уже есть определенные знания (в том числе иностранных слов, употребляемых в этом контексте), которые пригодятся ей при отделке ее квартиры или дома, при покупке и расстановке мебели.

Я ей купила глобус, просто так, и она САМА мне перечислила больше половины стран, со столицами, и рассказала, с кем они где граничат. Ей 8 лет. Много ли учеников старших классов после географии настолько сохранили познавательный интерес, чтобы просто изучить глобус?

Предложенный мной список — этоидеи ВМЕСТО отсиживания в школе. Он открытый — буду рада его пополнить умными мыслями. Для меня важно, чтобы ребенок имел возможность следовать за своим интересом, а не постоянно находился в рамках устаревшей школьной программы.


Это похоже на забивание на ребенка?