Кнут или пряник, что выберете Вы?

Chroni.me — дневник счастливой семьи!

После появления на свет новорожденного начинаешь понимать, что малыш – это не просто крошечное несмышлёное существо, а отдельный человек со своими желаниями, требованиями, настроением и … характером. Не имея специального образования педагога или психолога, трудно сориентироваться и выбрать правильную тактику воспитания, но всё таки многие мамы интуитивно знают как найти «ключик» к своему карапузу и методом проб и ошибок находят наиболее оптимальные подходы.

Про метод «кнута и пряника» в воспитании наслышаны многие, но вот про положительное и отрицательное подкрепление знают не все. Чтобы лучше разобраться в вопросе, между понятиями можно провести такую параллель: «кнут» – громкий строгий голос, серьезное лицо и сдвинутые нахмуренные брови родителей – это ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ подкрепление, «пряник» – ласковый голос, одобряющая улыбка и нежные объятия мамы – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ подкрепление.

И что дальше?

Дело в том, что используя эти подходы в воспитании маленьких детей можно добиться нужных Вам результатов, при условии правильного и своевременного их применения.

Нужно как можно чаще стремиться к положительному подкреплению малыша. Если вы приметили маленький успех малыша или поведение, которое вам нужно, сразу подкрепляйте его, хвалите, радуйтесь с малышом вместе.

Например, вы учите малыша пользоваться горшком, при первом же успехе крохи подкрепите его и словом и делом (объятием), чтобы малыш поскорее понял, чего именно мама хочет от него и знал, что то что он делает правильно и хорошо. Если вы, например, показываете малышу карточки с животными, то в момент, как только начинаете замечать, что ребёнок различает и узнает где котик, а где курочка и он справляется с заданием, непременно подкрепляйте его. В такие моменты (при условии заинтересованности малыша), ребёнок поймёт, чего от него хотят, например запоминания или понимания, и будет к этому стремиться в следующий раз.

А вот отрицательным подкреплением лучше пользоваться реже. Поведение ребёнка улучшится только после положительного подкрепления, например, накричав на ребёнка, вы вряд ли его успокоите и избавитесь от плача и капризного настроения. Некоторые специалисты считают, что малыши и вовсе не воспринимают отрицательного подкрепления.… Так что, любители «кнута», делайте выводы и своевременно вносите коррективы в своё поведение.

Какие есть правила использования подкрепления?

Во-первых, положительное подкрепление должно быть выражено сразу после успешного действия малыша. Чтобы вскоре увидеть последующие успехи малыша, важно не пропускать его первые удачные попытки сложить пирамидку, мозаику, домик и т.д и поощрять их.

Во-вторых, условно постоянно подкрепляйте малыша, как бы мимоходом и ненавязчиво: улыбнитесь спокойно играющему в кубики ребёнку, выразите свое одобрение при виде того, как он аккуратно собирает игрушки или внимательно рассматривает книжку, ласково прикоснитесь, подайте нужную игрушку.

Не подкрепляйте ребёнка раньше времени, малыш должен довести начатое дело до конца. В процессе игры нужно поощрять малыша лишь словами типа: «правильно», «хорошо», «продолжай».

Окончательное подкрепление должно следовать за конкретным результатом: не просто сел на горшок, а ещё и сделал там свои «важные дела», не просто хаотично складывает пирамидку, а складывает её в правильном порядке, не просто играет с одеждой куклы, а правильно её одевает. Важно не хвалить кроху раньше времени, чтобы он не переключился на что-то другое. Если ребёнок уже получил похвалу за то, что сел горшок, то теперь можно и другим делом заняться. В следующий раз малыш может не завершить начатое дело, думая, что такое поведение допустимо.

Запоздалое подкрепление не приносит ребёнку чувство радости, и не усиливает его энтузиазма.

Долгие паузы между подкреплениями могут лишить малыша заинтересованности в той или иной игре или в процессе обучения. Например, вы хотите, чтобы малыш как можно дольше играл в кубики пока вы заняты домашними делами, но оставляя его без внимания, вы добьётесь противоположного эффекта. Если бы ребёнок своевременно получил свое подкрепление, то самостоятельная деятельность продолжилась бы ещё.

Что касается отрицательного подкрепления, то оно ничему не учит. И если вы уже им воспользовались, но поведение ребёнка хоть немного улучшилось, то отрицательное подкрепление стоит немедленно прекратить. Вместо отрицательного подкрепления лучше вместе заняться игрой и немного приободрить ребёнка, такое совместное времяпровождение будет для него обучающим.

Частое применение «кнута» делает ребёнка напряженным и сомневающимся в родительской любви, меняет его характер не в лучшую сторону.

Здоровый малыш всё время кроме сна и время еды должен играть. Играя, он узнаёт много нового и учится. Поэтому разумно используйте подкрепления и совместными усилиями добивайтесь новых результатов и успехов.

Подытожим…

Хвалите рёбенка часто, но своевременно: не запаздывайте, но и не торопитесь, хвалите сразу после конкретного действия, не забывайте про условное подкрепление малыша.

Вовремя останавливайтесь, если воспользовались отрицательным подкреплением и не используйте отрицательное подкрепление чрезмерно часто.

Похвала будет особенно эффективной, если она будет заслужена. Нужно научится хвалить не только за черты характера или внешности (хорошенький, умненький и т.д.), нужно хвалить за достижения. Разумно используя похвалу можно направить поведение ребёнка в правильное русло.


Ирина Дворкина
Ирина Дворкина
Новосибирск
20732

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества