Воспитываем в ребенке доброту

Многие считают, что в наше непростое время в ребенке нужно воспитывать не гуманность и доброту, а умение расталкивать других локтями. Правильно ли это?

Оказывается, каждый из нас рождается если не с геном доброты, то с установкой на добро точно. Ученые выяснили, что даже новорожденные способны к эмпатии — сочувствию. Стоило одному из младенцев, лежащих в одной палате, зареветь, как остальные из солидарности подхватывали «плач Ярославны», хотя были не голодны и их ничего не беспокоило. Почему же, взрослея, мы уже не так охотно разделяем чужую боль и больше печемся о собственных интересах?

По большому счету, ребенок — это пластилин, который приобретает ту форму, которая желанна родителям. Наследственность, понятное дело, тоже играет роль, но все же главное — воспитание. И порой взрослые вольно или невольно дают детям установку на эгоизм и даже агрессию: «Сколько можно всем помогать! Тоже мне, добренький нашелся! Лучше о себе побеспокойся. Сейчас время такое: не съешь другого — съедят тебя. За место под солнцем нужно бороться!» Понятно, что взрослые при этом не призывают дать в глаз отличнику или сделать подлость соседу по парте, больше преуспевшему в физике. Родители думают, что, поощряя в сыне или дочери умение, во что бы то ни стало идти к своей цели, распихивая остальных в стороны, они воспитывают лидера, которому любой кризис нипочем: ни возрастной, ни экономический. На то он и «вожак стаи», чтобы прорваться. Однако ребенок, чьи мама и папа развивают лишь «захватнические» наклонности, часто вырастает не лидером, а тираном.

Психологи уверяют: дети, настроенные на борьбу, считают окружающий мир опасным и недружелюбным. Любой поступок сверстников, даже нейтральный, воспринимается ими в штыки. Взять хотя бы такой пример: один мальчик рисует, а другой бежит мимо и случайно его задевает. Торопыга не успевает извиниться, как художник уже набрасывается на него с кулаками. Или другая ситуация: девочка приносит в сад куклу, к ней подходит подружка и говорит: «Какая у тебя кукла красивая! Можно посмотреть?» Но обладательница игрушки вопит что есть мочи: «Не трогай, мое!» — и бросается прочь. И хорошо еще, если не прикладывает подружку куклой по спине...

Дети, живущие с постоянным ощущением, что окружающие к ним враждебны, страдают повышенной тревожностью, различными фобиями и неврозами. Они все время в напряжении, готовы дать отпор любому, кто посягнет на их интересы.
Из-за этого им трудно адаптироваться в коллективе, не важно, будь то детский сад, школа или колледж.

Зато уравновешенные и доброжелательные моментально находят общий язык с окружающими, почти никогда не становятся жертвой нападок с их стороны. Они реже страдают заболеваниями сердца, сосудов, язвой желудка и прочими заболеваниями, преследующими злых и нервных личностей. Дружелюбные и открытые дольше живут: исследования показали, что большинство долгожителей имеют мягкий нрав, отзывчивы и гостеприимны, всегда готовы прийти на помощь другому. Вот почему так важно развивать в малыше установку на добро, учить его не только брать, но и отдавать.

Как же воспитать ребенка добрым? Многие родители учат гуманности абсолютно негуманными способами: командуют, угрожают, ломают в «праведном» гневе игрушки. Все это формирует у их чада установку на применение силы, а вовсе не на терпимость и доброту. Ведь дети больше верят не словам, а жестам, взглядам, интонации — всему тому, что взрослые не контролируют, однако именно это и есть правда. Антигуманные настроения могут привиться ребенку даже в том случае, когда родители ласково обращаются с ним, однако друг другу готовы вырвать все волосы. Будьте уверены: малыш запомнит не то, как вы ласково называли его зайчиком, а как яростно кричали мужу на кухне: «Ты идиот!» А запомнив, будет поступать потом также.

А вот, если мама с папой не фальшивят, создавая видимость доброты, а на самом деле поддерживают в семье дружескую атмосферу, убеждать чадо стать человечным не надо — оно таким будет. Просто впитает в себя тот стиль общения, который принят в семье. Об этом, кстати, говорил еще знаменитый педагог Антон Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету».

Наставить ребенка на добрый путь помогут также сказки и мультфильмы. Главное — не промахнуться с выбором, ведь малыш отождествляет себя со сказочным героем. Вот почему полезно сначала посмотреть книгу или мультик самим, а уж потом отдать на досмотр чаду, объяснив, кто хороший, кто плохой и почему. И если в народных сказках и старых мультиках положительные герои вступают в схватку только с гадкими личностями, попутно совершая множество добрых дел (Иван-царевич, например, помогает птице, у которой выпал из гнезда птенец, жалеет медведицу с медвежатами, возвращает в море выброшенную на берег щуку), то во многих современных произведениях какие-то непонятные монстры крушат друг друга и все на своем пути. Такие явно гуманности и сочувствию не научат, а вот насилию — запросто. Тем более что мальчики чаще ассоциируют себя с агрессором, чем с жертвой. Компьютерные игры — отдельная история. Японские ученые доказали, что, чем дольше ученики играют на компьютере, тем быстрее они раздражаются и с большей вероятностью вступают в драку и словесные разборки. А немецкие специалисты выяснили, что даже благородные с виду задачи в игре вроде освобождения заложников от террористов вызывают изменения психики. Сканирование мозга у любителей компьютерной молотиловки выявило те же нарушения, которые бывают у людей, подвергшихся агрессии со стороны окружающих. А ведь агрессия извне обязательно вызывает желание дать сдачи.

Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с компьютером. Выясните, во что „рубится“ чадо и какое звуковое сопровождение доносится из колонок. Музыкальным фоном служат вопли, стоны и предсмертные хрипы? В таком случае убедите сына или дочь сменить пластинку, то есть диск. В конце концов, есть немало полезных, развивающих игр и сайтов в Интернете, начиная от рассказов о животных, заканчивая моделированием и советами, как научиться модному ныне танцу тектонику. Вот и попробуйте переключить на них ребенка.


Ирина Дворкина
Ирина Дворкина
Новосибирск
14635

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наташа
Наташа
Самара

Сложный вопрос. Истина как всегда где-то между крайностями. Доброта сама по себе отличное качество, да и многие люди добрее, чем сами о себе думают)))

На словах советуют расталкивать, а на деле все равно и отзывчивые, и помогают… Таких примеров у меня больше все-таки.

Спасибо за статью!

Пожаловаться
Фирка
Фирка
Нефтекамск

не дочитала, но у меня сын вообще такой добрый, я уже не знаю что делать, даже сдачу не дает если тронут его, а пойдет и по голове погладит того кто ударил. я тоже учу быть добрым, жалеть. но в тоже время он должен «расталкивать локтями» а то его растолкают

Пожаловаться
Монтевинка
Монтевинка
Артем
12 лет
Согласна на все 100. Реалии жизни. Глупо думать, что отвернувшись, ребёнок не слышит
Пожаловаться
Екатерина Михайлова
Екатерина Михайлова
Салават

а я всё-таки за доброту. спасибо за статью!