Психологическая поддержка детей в период военных действий. Советы специалиста

Армия обороны Израиля проводит антитеррористическую операцию. Миллионы израильтян оказались в зоне поражения ракетами, которые боевики запускают из сектора Газы. В такое сложное и напряженное время особое внимание нужно уделять детям. Дети, в отличие от взрослых, не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми нахлынувшими на них эмоциями. Дети, как правило, очень впечатлительны, легковозбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию доступным языком.

Часто мы ошибочно думаем, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые «второй и третий круги пострадавших». Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те кто жил или работал в обстреливаемых городах, те кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.

Поскольку радиус обстрелов из сектора Газы уже расширен до Хайфы, почти все население Израиля можно условно отнести к «первому кругу» пострадавших.

Существует вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого ребенка, проживающего в Израиле. Будьте внимательны к своим детям.

Как грамотно подойти к этому вопросу? Как успокоить ребенка? Как поддержать его в сложной ситуации?

Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего, разделим детей по возрастным группам.

Дети до 3 лет

В этом возрасте дети еще не в состояние осознать ситуацию, многие из них еще не научились говорить или выражать свои мысли. Это не значит, что малыши ничего не понимают, т.к. любая информация передается и воспринимается и на не вербальном уровне: дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Малыши способны улавливать ваше настроение и эмоции, «читая» ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, в защитное помещение, я уже не говорю о психологическом дискомфорте и испуге при внезапном гуле сирены или грохоте при разрыве ракет.

Для того, чтобы им помочь наилучшим образом, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав легитимацию своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.

2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.

3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.

4. Уделяйте детям побольше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и «здраво» рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и «все понимает», скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа «у моего ребенка все пролетает мимо ушей».

Рекомендации для этого возраста:

Во-первых, все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.

Дополнительные рекомендации таковы:

1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что наша армия сильная, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время, а наша задача состоит в том, чтобы следовать всем рекомендациям службы тыла.

2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.

3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.

4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.

5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков «черных ракет» и постоянных игр в «войнушки», лучше дайте им набор мелков «панда», вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора «лего» новых усовершенствованных противоракетных систем «Железный купол».

6. Ознакомьте ребенка с этапами поведения во время ракетной атаки: знание четких инструкций придаст уверенность ребенку.

7. Соблюдайте спокойствие: своевременно, но не суетливо переходите в защитную комнату.

8. Позвольте ребенку взять с собой любимую игрушку, айфон, таблет – любую вещь, которая поможет ему отвлечься.

9. Если есть в доме животное, предложите ребенку взять ответственность за животное, перенося его в безопасную комнату: забота о более слабом помогает преодолеть собственную тревогу.

10. Устройте себе маленькие праздники: одна семья мне рассказала, что на время обстрела они забыли о диете и устраивают у себя на кухне кулинарный рай.

11. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только «психи» обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.

12. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.

13. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.

Диана Ходорковская-Сигал, арт-терапевт, педагог-психолог МА

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Avital

nu tak kak do nas uje toje doletaet ,bila azaka proshloy noch'u i v Kfar sabe bil slishen BUM...moi deti teper ne tolko s opaskoy smotryat v nebo,no i sluhovie galucinacii poyavilis ((im slishitsya sirena ...vchera ele ulojili....ya poprosila muja napisat' Meru nashego gorodka,chto u nas ochen tihaya azaka ...mi ploho spim,potomu chto boimsya prospat ee....v Den' pamyati soldat mi ehali v mashine i ostanovilis i ponyanyali ,chto sirena ,tolko po stoyashim mashinam (((

Пожаловаться
Марина Пахомова

Ната! Что за ужас там у вас творится????? Еще и Украина у нас (хоть мы и в России, но Украина все равно наша родная). Господи! Останови все войны на Земле!!!

Пожаловаться
Ната

Война у нас тут… очередная.

Пожаловаться
Марина Пахомова

Как страшно! Господи! Даже не представляю, как это можно пережить.

Пожаловаться
Ната

не в первый раз...

Пожаловаться
♣Любовь♣
Старший сын после войны в 2006, долго в себя не мог прийти( К сожалению, это наша реальность(((

Статью сохраняю, полезная информация.

Пожаловаться
Avital

toje v zakladki

Пожаловаться

Хорошая статья… Сразу вспомнила фильм Роберто Бенини «Жизнь прекрасна», где папа жизнь в концлагере превратил в игру для мальчика...

Пожаловаться
Ната

Ты знаешь, вчера на работе в Ашкелоне во время сирены некоторые девочки ( я работаю в зале на 150 человек) вскакивали с визгом и неслись к мамаду опрокидывая стулья и мусорки. Представляешь как они дома детей пугают...

Пожаловаться

представляю… а еще многие взрослые не считают нужным что-то детям объяснять, типа маленькие и не понимают… хохохо

Пожаловаться
Avital

u nas naoborot,vo vremya sireni deti uslishav ,spustilis vniz ,mi spokoyno ,bez paniki zashli v bitahon,zakrili okna tam ,usadili ih na divan ...oni bili perepugani,no glyadya na nas uspokaivalis ...B-g dal sili i razum vesti sebya spokoyno

Пожаловаться
Наталья

читаю и слезы на глазах… бедные детки, за что им такие переживания… как представлю эти испуганные глазки, так сердце щемит....((

Пожаловаться
Ната

Малую сегодня днём сирена разбудила, только успокоила, снова уложила и снова сирена...

Актуальные посты
перинатальный центр
запор у лежачего больного