Играем с детьми

Играем в жизнь: 15сюжетно-ролевых игр

– Я не умею игратьсдетьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко. Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получаетсяскучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненныеситуации,скоторыми мысталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем,сдаем вещи в ремонт.

И мы буквально за несколько минутсочинили 15 простыхсценариевсюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всейсемьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть членысемьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети. Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочкастанет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).

1. Детскийсад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день всаду. Родители приводят детей в группу, детиснимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаютсясродителями. Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводитсними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку. И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: играспособствует адаптации ребенка к детскомусаду, дает представление о режиме дня. Для детей, которые уже привыкли ксадику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь. Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются междусобой дети, какие возникаютсложныеситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

2. Гости

Что нужно: набор посуды истоловых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красивосервируетстол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству,сервировкестола и дружелюбному отношению к другим людям.

3. Магазин

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги илислепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты,складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассирсчитывает штрих-код, называетсумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает емусдачу и чек.

Почему это здорово: дети учатсясчитать, вестис*** в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

4. Школа

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются другсдругом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствоватьс*** немножкостарше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умениеслушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

5. Врач
Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору. Врач выслушивает жалобы, задает вопросы,смотрит горло,слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньшестраха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохос*** чувствует.

6. Мастерская

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживатьсломанные вещи, овладевает навыками обращениясинструментами.

7. Цирк

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово:спомощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интереск этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

8. Дочки-матери

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулкусвоего «малыша». Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пораспать, давай начнем его укладывать. Также всилах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новыеситуации: у малыша заболело горло, давайсводим его к доктору или он не может уснуть,споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

9. Автобус
Что нужно:стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: изстульевстроится рядсидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, всалон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

10. Парикмахерская

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрываетспину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делаетстрижку,сушит волосы феном, делает прическиспомощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

11.стройка

Что нужно:строительная техника различного назначения, фигуркистроителей, кубики.

Что делать:строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном,строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессестроительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

12. Аэропорт

Что нужно: игрушечныесамолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта,стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют исдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются всалонсамолета. Пассажиры пристегиваются,самолет взлетает, во время полетастюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода изсамолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятсясходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможныеситуации испособы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конецсалона.

13. Дракон и принцесса

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее кс*** в пещеру. Рыцарьспасает принцессу, носначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…
.
Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разныеспособы, каксправитьсясдраконом.

14. Почта
Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки,сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.

Что делать: работники почтысортируют корреспонденцию по номерам квартир. Почтальон кладет газеты и письма всумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатсясортировать предметы.

15.сказка

Что нужно: фигурки персонажей,сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до концасюжет полюбившейся ребенкусказки.

Почему это здорово: всказки можно начинать игратьссамыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюссценарий у васвсегда под рукой, а точнее – в книге.

На 15-ти описанных играх мы не остановились. Идеи так исыпались:спасатели,сыщики, рыбаки, игра в библиотеку, в кафе, в домашнюю уборку… И главное даже не то, чтосюжетно-ролевые игры чему-то учат детей, хотя это тоже важно.самое главное – восторг от простой игры и возможность весело провести время всейсемьей


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества