О неврологии младенцев. Вчд. Пэп и прочее

Как сходить к неврологу и остаться здоровым!
Из каждой ссылки привожу лишь значимые (для меня) выдержки. Необходимо читать статьи полностью да ещё и с комментариями.
Тема крайне актуальная. С одной стороны, у детей бывают и ДЦП, и последствия тяжелых родовых травм, и гидроцефалия. Ребенок на первом году жизни нуждается в наблюдении невролога. С другой стороны, у ребенка нет и не может быть ПЭП (перинатальная энцефалопатия), «небольшого тонуса» и «небольшого повышения внутричерепного давления». Кроме того, ребенок на первом году жизни в условиях поликлиники в «неврологических» лекарствах не нуждается. Все лекарства — только в больнице.
Вот и как тут быть?
Пожать плечами и выучить наизусть следующее:

1. Невролог нужен хороший. Лучше никакого невролога, чем плохой.
В комментариях хвалят неврологов из 72 детской поликлиники города Москвы и Василия Юрьевича Ноговицына с форума русмедсерв

2. У младенцев незрелый головной мозг. Он будет расти и развиваться очень активно на протяжении всего первого года жизни. Поэтому запомните, что:

Расширение желудочков и межполушарной щели на НСГ.
Гиперактивность
Упорные срыгивания (предмет отдельного топика) после каждого приема пищи
«Мраморность» кожи (на фоне белой кожи хорошо видны красненькие и синенькие полосочки-сосуды)
Вставание «на цыпочки» и ходьба «на цыпочках»
Тремор (дрожание) подбородка в покое или при плаче
Тремор кистей рук при плаче или испуге
«Таращение» глаз (глаза на выкате) и симптом Грефе (закатывание глаз вверх так, что виден белок)
Влажные и/или холодные кисти и/или стопы
Выбухающий при крике родничок
Большой родничок
Маленький родничок
Быстро/медленно зарастающий родничок
Метеочувствительность

Все это — варианты нормы!
Это не надо лечить. За этим можно только наблюдать. Наблюдать должен невролог.

3. Дети — разные. И развиваются по-разному. При оценке психомоторного развития ребенка надо смотреть на крайние сроки того, когда должен появиться тот или иной навык. Таким образом — это нормально, если ребенок еще не держит голову в 1 мес. Тревогу надо бить, если он и в 2 месяца голову не держит.

4. Дети, равно как и взрослые, существа с двусторонней симметрией. Т.е. у них есть правая сторона и левая сторона. И, как правило, одна из этих сторон сильнее, чем другая. Спорим, что, если Вы правша, то правая сторона у Вас сильнее? Сильнее, правда? Чтож, поздравляю, у Вас «тонус»! Тонус не надо лечить лекарствами. Ребенку можно делать массаж, тогда разница между сторонами станет меньше. А можно не делать:). В плане общеоздоровительного массажа все зависит только от доброй воли родителей.

5. Если невролог назначает ребенку в поликлинике какие-то препараты, кроме Элькара, микстуры с цитралью*, ванн с хвоей и/или морской солью...
Особенно, если он назначает в поликлинике (без стационара) такие препараты, как диакарб (за амбулаторное назначение диакарба нужно лишать диплома, ИМХО), стугерон, кавинтон, трентал, интестинон, энцефабол, пантогам, актовегин, кортексин, глицин, сонапакс… (напоминаю, речь идет о назначении этих препаратов детям грудного возраста. Для детей старше года-полутора картина немного другая)
Услугами такого невролога пользоваться не надо.
Все перечисленные выше препараты должны назначаться в стационаре. В больнице, то бишь. Амбулаторно можно продолжать их пить. По рекомендации врача стационара.
UPD: Повторяю для особо непонятливых. Услугами такого невролога пользоваться не стоит. Это не значит, что вообще ничего давать не надо. Это значит, что если Вашему ребенку до года назначали такие препараты в поликлинике — это повод для консультации у другого невролога. Проверенного и рекомендованного. С высокой долей вероятности эти препараты будут отменены, либо Вам предложат госпитализацию.


6. Ребенку нужна нейросонография только в том случае, если ее посоветовал врач. Или Вы не доверяете своему врачу и боитесь, что он не заметит какую-нибудь патологию.
Эхо-ЭГ (не путать с ЭХО-КГ), допплерография сосудов головы и шеи, рентген черепа, МРТ головного мозга и ЭЭГ — назначаются после осмотра и проведения НСГ. Самостоятельно делать эти исследования не надо. Эхо-ЭГ и допплерография не заменяют нейросонографии. ЭЭГ назначается только при подозрении на эпилепсию.

7. Диагноза ПЭП не существует. Диагноза «гипертензионно-гидроцефальный синдром» не существует Диагноз «повышенное внутричерепное давление» требует немедленной госпитализации, т.к. это состояние, угрожающее жизни ребенка!. Синдром мышечной дистонии=тонус диагнозом не является.

8. «Повышение внутричерепного давления» нельзя ставить по данным НСГ. Нельзя ставить этот диагноз по однократному измерению объема головы. Можно ставить только после осмотра глазного дна у окулиста или компьютерной томографии. На глазном дне, при наличии повышенного внутричерепного давления, выявляются застойные диски зрительных нервов.

9. Объем головы у детей может быть разным. Графики и таблички нормы смотрите на сайте воз.
Голова измеряется сантиметром. Сзади — по затылочным буграм, спереди — по лобным. В 4 месяца объем груди и объем головы становится одинаковым, затем объем груди становится больше объема головы.


ДИАГНОСТИКА И ГИПЕРДИАГНОСТИКА

В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.
Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:


1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода(например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).
2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).
3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие.наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения (см. ниже).
4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников. «Гипердиагностика» не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем. Длительная работа в рамках доктрины «гипердиагностики» приводит к «размыванию» границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями. Диагностировать «заболевание» оказывается «беспроигрышным» вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование «ПЭП» превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования «ПЭП». 2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка. Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.
1. Во-первых, тотальное диагностирование «ПЭП» приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.
2. Во-вторых, «гипердиагностика» приводит к извращенным представлениям родителей о «норме» и «патологии». За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: «Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть „энцефалопатия“, а у него нет?»
3. В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка. 3. Негативные последствия для ребенка.«Гипердиагностика» имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.
1. Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом «ПЭП», имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.
2. Во-вторых, «гинердиагностика» ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.
3. В-третьих, «гипердиагностика» перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.

Источник: Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: руководство для врачей. СПб: «Питер», 2000 Н.П.Шабалов, А.Б.Пальчик

ЛЕЧЕНИЕ И ГИПЕРЛЕЧЕНИЕ

Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике — препараты для расслабления мышц, при судорогах — противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной «ПЭП» назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)
2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. — церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.
3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.
4. Гомеопатические средства.
5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.

Внимание! Утверждения об «улучшении питания мозга» представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.

Многие распространенные в СНГ препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применениедиакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» — его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), посколькуон доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.

НАБЛЮДЕНИЕ И СРОКИ НАЧАЛА ЛЕЧЕНИЯ

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем .



ПОВЫШЕННОЕ ВНУТРИЧЕРЕПНОЕ ДАВЛЕНИЕ
(варианты — внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром и т.п.).

ДИАГНОСТИКА
Объективно оценить состояние ВЧД можно только во время операции со вскрытием черепа или (менее достоверно) при проведении люмбальной пункции. Все остальные исследования дают косвенную информацию, которая может сложиться в определенную картину только при грамотной интерпретации врачом.
Увеличение желудочков мозга, субарахноидальных пространств, межполушарной щели часто выявляется у здоровых людей и без клинической картины ни о чем не говорит.
По НСГ (КТ, МРТ) диагноз не ставится и лечение не назначается.
Наиболее доступным начальным методом диагностики при подозрении на повышение ВЧД является осмотр глазного дна. Дополнительные методы обследования предназначены для уточнения характера поражения мозга.
Методы визуализации (нейросонография, компьютерная или магнитно-резонансная томография) непосредственно с определением давления не связаны, хотя могут помочь уточнить причину заболевания, оценить прогноз и подсказать направление действий.
Применение эхоэнцефалоскопии (ЭхоЭС, или ЭхоЭГ – эхоэнцефалография) «для определения ВЧД» — распространенное на постсоветском пространстве заблуждение. Оценить давление с помощью ЭхоЭС принципиально невозможно. Этот древний метод применяется только для быстрого и крайне приблизительного поиска крупных объемных внутричерепных образований (опухоли, гематомы и т.д.). Данные ЭхоЭС могут пригодиться в машине 03 или в приемном отделении при определении методов первой помощи и выбора места госпитализации.
Нельзя оценить ВЧД также с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), реоэнцефалографии (РЭГ).
На всякий случай стоит упомянуть «диагностику» по Фоллю, Накатани и подобные шарлатанские методики – эти процедуры вообще не имеют отношения к диагностике чего-либо и служат только для отъема денег.

ЛЕЧЕНИЕ
Лечение состояний, сопровождающихся повышением ВЧД, зависит от причин их возникновения. Так, при гидроцефалии выполняются операции, при которых избыток ликвора отводится из полости черепа, при наличии опухоли производится ее удаление, при нейроинфекциях вводятся антибиотики. Применяется и симптоматическое медикаментозное лечение, направленное на снижение ВЧД, однако это обычно временная мера для острой ситуации.
Некорректна распространенная практика «лечения» любых болезней мочегонными препаратами (диакарб, триампур). В большинстве случаев такое лечение направлено на несуществующий диагноз. При наличии реальных показаний лечение должно проводиться в стационаре под строгим контролем. Стремление к «медикаментозному лечению внутричерепной гипертензии» может привести к потере времени и развитию по этой причине необратимых изменений в организме (гидроцефалия, слепота, нарушения интеллекта). С другой стороны, лечение здорового пациента грозит «всего лишь» побочными эффектами применямых препаратов.[/i]


Анна
Анна
Краснодар
7117150

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Светлая
Светлая
Тольятти

?

Пожаловаться
Angelina
Angelina
Бруклин

Пожаловаться
Вика
Вика
Кошечка
7 лет
Краснодар

почитала, да, согласна если у ребенка нет проявлений нарушений в нервной системе, а если есть, то считаю что лучше сразу пролечить, чем потом проблемы будут… у нас есть проблемы — 2 раза в 1,1 года и 1,2 года были судороги на температуру 40, проходили обследования различные, назначали лекарства вышеперечисленные в статье, только поняла что ни одни вышеперечисленные лекарства не нужно принимать, а что тогда принимать, чем лечить? у меня сложилось такое впечатление что перечислили все лекарства которые сейчас назначают неврологи, причем все! в первую очередь это пантогам! так чем тогда лечиться? мне кажется это очередная провокационная статья, написано красиво, а что делать и как лечить проблемы непонятно!

Пожаловаться
Анна
Анна
Краснодар
Если действительно такие проблемы то конечно нужно лечить. Там ведь написано ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ. ЖЕЛАТЕЛЬНО В СТАЦИОНАРЕ. ну а там конечно в каждой ситуации отдельно нужно смотреть.
Пожаловаться
Вика
Вика
Кошечка
7 лет
Краснодар

так в стационаре после обследования и назначают те же препараты, просто в статье так написано, что ничего из этих препаратов не нужно применять, а мне кажется что других и не существует!

Пожаловаться
Анна
Анна
Краснодар
Я думаю в статье написано о ГИПЕРДИАННОСТИКЕ. а когда ребенку реально нужно лечение тогда цель оправдывает средства.



Пожаловаться
Полина
Полина
Эмир
10 лет
Краснодар
До конца не дочитала, ооочень много букв)

Согласна, особенно про лекарства, т.к. причина травм-это смещение позвонков, их просто на место надо поставить, а не лекарствами пичкать, которые только временно уберут симптомы

Пожаловаться
Анна
Анна
Краснодар
Кстати не знаете хорошего остеопата для ребенка?
Пожаловаться
Полина
Полина
Эмир
10 лет
Краснодар
Остеопата нет, а вот иглорефлексотерапевта — да. Если вам подойдет, то дам адрес. Вылечил травму у старшей сестры и моего старшего тоже. И вообще нас всех лечит. Кому массаж, кому иголки.

В четверг поедем с младшим

Пожаловаться
Лия
Лия
Сыночек
9 лет
Согласна с каждым словом…
Пожаловаться
FeNyXpSy
FeNyXpSy
Максюндер
9 лет
кроха
4 года
Волгоград
+