Традиционный подход к приучению к горшку
Обоснование
С момента рождения, процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Эти процессы подчиняются безусловным рефлексам — действиям, не требующим участия коры головного мозга.
Элементарная задача приучения к горшку состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным — тогда ребенок сможет его контролировать.
Успешность приучения определяется тремя факторами.
- Уровнем развития мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер — это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).
- Развитием нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
- Активностью родителей «в направлении горшка».
«Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует. Приучение к горшку будет тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка. Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано».
Эксперт Александр Кузнецов, врач-педиатр, психолог:
Если горшок вызывает у ребенка негативную реакцию, скорее всего, малыш еще не готов к освоению нового навыка; возможно, стоит отложить обучение на несколько недель и даже месяцев. Начинать лучше, когда ребенок в хорошем настроении, здоров и склонен к освоению нового. Ни в коем случае нельзя ругать малыша, если он слишком медленно овладевает навыком — наоборот, надо активно хвалить его за каждую «победу», закреплять каждый маленький успех. Тогда удачный опыт будет доставлять ребенку удовольствие.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от
22-х до30-ти месяцев. - Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Когда приучать?
Для того, чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.
К ним относятся:
- установление более-менее стабильного режима дефекации;
- способность более 1,5 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
- знание частей тела и названий предметов одежды;
- возможность пользоваться или понимать слова «пописал» и «покакал»;
- демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
Плюсы
Если родители не форсируют события, не спешат, не стремятся к быстрым результатам, и невероятным достижениям — то ребенок растет спокойным и уверенным в своих силах. В отношениях между мамой и малышом не сквозит чувство вины за то, что мамина стопроцентная сосредоточенность на ребенке не приводит к должным результатам. Ваш малыш гарантированно не столкнется с психологически обусловленными запорами и сексуальными расстройствами в будущем.
Несомненно, к плюсам, относится сэкономленное время и спокойствие мамы, которой не нужно ежесекундно следить за малышом, и сухостью ковра.
Минусы
Есть предположение, что, пользуясь подгузиками, мы упускаем время, когда ребенок становится чувствителен к процессам выделения. Затраты на подгузники — еще один минус традиционного способа приучения к горшку.
На заметку!
По данным исследователей из США, к 2 годам горшком уверенно пользуются лишь 26% детей, к 2 годам и 3 месяцам — уже 52%, к 2,5 годам — 85%, а к 3 — 98% малышей.
Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы.
Он считал, что между годом и тремя годами малыши в своем развитии проходят так называемую «анальную» стадию, и особое значение для дальнейшего формирования его личности имеет опыт установления контроля над своей выделительной системой.
Если процесс прошел спокойно, без прессинга со стороны родителей, в дальнейшем ребенок вырастет уверенным в себе, трезво оценивающим ситуацию, достаточно щедрым. Если же взрослые кричат на малыша, стыдят его, наказывают за неудачи, то, в зависимости от некоторых уже сложившихся черт личности ребенка, он вырастет либо грубым, жестоким, несобранным, либо чрезмерно педантичным, скупым, неуверенным в себе. Психиатры и психологи не отрицают определенной взаимосвязи между тем, как родители приучали ребенка к горшку и некоторыми качествами его характера.