Адаптация ребёнка в детском саду (отличная статья)

“Детство — это важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,

неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку

в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира —

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш”.

В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду?

Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными:

отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;

наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);

неумение занять себя игрушкой;

несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.

Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее.

Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.

Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение.

Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребенка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребенка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Ребенок должен активно участвовать в раздевании, умывании.

С 1 года 6 месяцев ребенка надо приучать самостоятельно мыть руки, есть, соблюдая во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду, называть предметы одежды. К 2 годам он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть за столом, тихо вести себя за столом и в спальне.

Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата.

Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.

Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Период адаптации ребенка может проходить легко с первого дня посещения детского сада, а также может затянуться и продолжатся до 6 месяцев.

Целесообразно родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку — так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Согласуйте в семье режим, который бы совпадал с режимом детского сада.

Научите ребенка играть с игрушками. Чаще играйте вместе с ребенком, формируя интерес к игре. Это поможет ребенку в новых условиях включиться в совместную игру с детьми и взрослыми.

Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с вами. А, расставаясь, не забудьте сказать, что непременно вернетесь.

Не нервничайте и не показывайте свою тревогу, приводя ребенка в детский сад.

Принесите любимую игрушку в детский сад.

Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

Создавайте положительный образ детского сада, воспитателя. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Расширьте круг общения ребенка со взрослыми и детьми (играйте вместе с другими детьми на игровых площадках, посещайте цирк, театр, ходите в гости и приглашайте к себе друзей, родственников).

В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Еще статьи на

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Helly
015976

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Тыковка-Креативная

Мне нравилось в садике, меня в неполные 2 года отдали и до 6 ти, в 6 уже в школу пошла. Свою б чрезмерно общительную дочь отдала бы при возможности, но такой пока ближайшие 1-2 года не предвидится

На счет подготовки к школе очень спорный вопрос, от уровня и местоположения садика зависит. Я выросла в небольшом поселке, 1 садик, 1 школа. Меня в садик в город водили, а после выпуска из местного сада, не все дети к школе даже разговаривать умеют внятно. В 5-6 лет мычат как развитые двухлетки, и нафига такой садик?

Пожаловаться
Helly
Ну тут многое и от родителей зависит. Если родители думают, ято все ок, то и не переубедишь. Если есть нарушения речи, то это к логопеду, в саду этим не занимаются с каждым отдельно. Подготовка-это не только речь. Это умение высиживать до конца занятие, выполнять поставленную задачу, слушаться педагога, вести себя в коллективе. Дома это не воспитаешь
Пожаловаться
MamusiaMuminka

Я бы не назвала детский сад таким уж обязательным и необходимым в современных условиях.

Я не ходила в д/с — нас в семье 3, у нас небольшая разница, плюс мы с братьями тесно общались с двоюродными братьями, мама водила нас на интересующие занятия (меня — на танцы и в изостудию). Общения со сверстниками нам хватало, умения строить отношения в коллективе прививались, развитие творческих и спортивных способностей тоже состоялось.

И у меня о детстве очень счастливые воспоминания — как нам было здорово с мамой и братьями, сколько всего мы делали вместе, как проводили время. Когда я пошла в школу, мне все очень завидовали, что я не ходила в сад.

И своего ребенка я не горю желанием отдавать в д/с — очень постараемся заработать и на няню, и на посещение детских центров, если все же выйду на работу перед вторым. Потому что в переполненных группах, 90% плохих воспитателях (моя золовка 4,5 года отработала воспитателем в 4 садах, и эту кухню изнутри увидела), бесконечных болезнях, плохом питании я плюсов не вижу.

Пожаловаться
Helly

ну вот современная педагогика считает, что в наш век единственных детей в семье, не видящих родственников и не имеющих друзей во дворе, это может стать хорошей подготовкой к школе.

суть не в том, отдавать или нет (мне полюбас в 2 и 10 дочи придется выйти на работу), а в том, как помочь адаптироваться

Пожаловаться
MamusiaMuminka

Мне не понравилась категоричность: "Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания". Из личного опыта я не согласна с однозначностью положительного влияния и необходимостью для полноценного воспитания.

Конечно, когда альтернативы нет — нужно думать об адаптации. Да и садик садику рознь, наверняка есть хорошие.

Пожаловаться
Helly

это с точки зрения современной педагогики, методики итд. а они считают, что главное — подготовка к школе. а в этом садику пока нет равных

Пожаловаться
MamusiaMuminka

А в чем нет равных?

Опять же, из своего опыта: мы в сад не ходили, я и старший брат — золотые медалисты в школе, младший закончил 9 классов с двумя четверками и ушел в колледж. С общением и адаптацией в коллективе проблем тоже не возникало.

А сейчас садику уж тем более достаточно альтернатив — полно детских клубов, центров, где тематические занятия проводятся в мини-группах.

Так что мое мнение останется неизменным: д/с — один из вариантов, не во всем лучший. Для своего ребенка я не вижу в садике ничего, чего бы он не мог получить в других местах.

Пожаловаться
Helly

я твой опыт поняла, можно второй раз не писать) я тоже из большой семье, третий ребенок + двоюродные-троюродные, дружная компания во дворе итд.

но моя мама — участковый терапевт и она не имела возможности со мной заниматься обучением и развитием. она говорит «никогда мать, ведущая хозяйство, не будет столько играть, гулять и заниматься с ребенком, как в саду». у меня о садике вполне приятные впечатления

Пожаловаться
Helly

Я тебя не пытаюсь переубедить) Это мнение даже не мое) не надо со мной спорить

Пожаловаться
Helly

В чем лучше: 1) режим 2) приучаются на занятиях вести себя как на уроке 3) имеют навыки общения в стабильном коллективе

Пожаловаться
Ира
Замечательно, все правильно, но не умеет мой ребенок сам одеваться и раздеваться ((( По-моему у него еще не такая координация развитая
Пожаловаться
Helly

ну это требования не к яслям, а к 3 годам, вы еще научитесь)

Пожаловаться
Ира

Просто там написано с 1 года и 6 месяцев. ))) Научимся, конечно )))

Пожаловаться
Helly

там только снимать расстегнутую и развязанную взрослым одежду)

Пожаловаться
Елена

согласна полностью.