Давно хотела поделиться с вами, может кому будет интересно)))
«Я оставляю следы»
Детский спонтанный рисунок, является средством самовыражения и имеет глубокий психологический смысл.
Первый рисунок в жизни каждого ребенка — это след от движения тела. Вот оно — открытие, которое делает кроха к концу первого года жизни: «Я оставляю следы»!
Второе открытие малыша: «Я могу управлять этими следами!»
С этого момента и начинается история изо-деятельности в жизни каждого маленького человечка. Ребенок понял, что может сознательно (преднамеренно) оставлять след. Изобразительная деятельность — целенаправленное оставление следов.
Следы для ребенка – наглядное воплощение присутствия его в этом мире. «Я ЕСТЬ. Я здесь живу».
Оставление следов – элемент территориального поведения. «Рисунок — это мое пространство», — как бы говорит себе малыш. Это обозначение и защита его собственной территории, вот почему многие дети так любят рисовать на стенах и обоях.
Художества чада мамы могут обнаружить на своих конспектах, документах, книгах, альбомах: ребенок хочет пребывать в пространстве рядом с мамой. Вы замечали, как домашний кот ложится на книгу, которую вы читаете? Он стремится попасть в максимально насыщенную энергией зону внимания, хочет быть в контакте с партнером. Ребенок не может лечь на лист. Вместо себя он оставляет следы. «Мои следы – это я, это мои представители» — делом, но не словом показывает он
Стадии детского рисования
Каракули
— это первое рисование малыша.
Взрослые не уважают, не понимают важного смысла каракульного рисунка, а ведь это — крайне важный вид доизобразительной графической деятельности, раскрывающий огромный психологический потенциал.
Стадия каракульного рисования начинается около 1 года и длится до 2.7 — 3 лет.
Подразделяется на три фазы.
1 фаза — хаотические каракули
около 1 года жизни
Главный признак – отсутствие координации «глаз-рука».
— рука движется, а глаза смотрят (или нет)
— хаотичность, случайность (нет одинаковых движений)
Но скоро глазки уже начинают следить за рукой.
2 фаза – циркулярных каракулей
с 1года до 2,5 лет
— глаза следят, и рука может повторять движения много раз.
Выделяют 16 видов графических движений. У каждого ребенка – свой излюбленный один или несколько типов движений.
3 фаза – стадия развитых каракулей
от 2,5 — до 2,7лет
— рука владеет ситуацией, ребенок старается на одном листе делать разное.
— абстрактные композиции организуются в сложные группы.
— ребенок усваивает понятие края, рисунок удерживается в границах листа
Ребенок выступает в роли художника-абстракциониста: через линии и точки что-то показывает. «Посмотри, как я могу!» — девиз детей от 2 до 5 лет.
2-3 стадия – «вызываю графические формы». У ребенка возникает чувство ответственности: «это мое, я его породил». В пространстве рисунка все живет по его правилам. Все под контролем. Все подчинено детской активности.
Если ребенку дать пять фломастеров, он использует их все. Надо застолбить свою власть. В созидании нет места случайности: «если я делаю, я управляю этим». Ребенок — маленький монарх, а лист бумаги — территория, которую надо освоить.
По своему внутреннему содержанию третья фаза имеет следующий психологический смысл: в рисунке проживаются идеи взаимодействия, противостояния, борьбы.
По Эрику Эриксону, создателю теории стадий психосоциального развития, возраст 2-5 лет – период формирования личностной автономии. По М. Монтессори — это период духовного рождения. Ребенок вырывается из старых симбиотических отношений с мамой. Он делает открытие – «Я — отдельное существо!»
«Я существую, я есть и доказательство этому – мои следы, следы моего существования. Я знаю, что у меня есть имя. Я, мальчик или Я, девочка» — к трем годам происходит личностная идентификация.
В третьей фазе – лист бумаги становится пространством личной свободы: «Куда хочу, туда веду. Безграничная власть. Линия послушна моей руке». Педагогу в это время важно помочь крохе усилить, пережить новую эмоцию — хозяин положения. В раннем возрасте переживания творческой свободы уникальны. После 2,5 лет пропадает свобода и появляется желание.
Норма завершения каракульного рисования – возраст 3 года.
Как организовать каракульный период
Рисовать любят все дети. Но как поведут себя взрослые?
1вариант. Запретить, запугать. В этом случае может появиться страх перед оставлением следов: «Я боюсь рисовать = я боюсь двигаться, говорить и прочее». Результат предсказуем – «Я боюсь проявить себя…»
2 вариант. Окультуривание, социализация. Нужно показать, где можно рисовать, а где не следует. В этом варианте важно:
одобрить желание
предложить культурный (адекватный) способ реализации, ввести, так сказать, в культурный контекст.
3 вариант. Свободное воспитание. Позволительно все. Попустительство. Родители потакают спонтанности, импульсу, и готовы, что пострадают обои, одежда, документы и прочее.
Педагогическое сопровождение
Чего можно достичь на стадии каракульного рисования?
Привить любовь к рисованию. Важны одобрение и поддержка деятельности (снабжать материалом, оценивать работу, уважать, давать обратную связь)
2-3 фазы. Формирование композиционного чутья. Предлагайте листы разного формата. Не давайте ребенку сразу целый альбом, «овладеть» им за один вечер для него – дело чести!
Умение пользоваться ИЗО-инструментами. Обеспечьте бумагой разного формата, инструментами, использование которых не доставляет трудностей (толстые фломастеры, пальчиковые краски и т.д.)
Формы обратной связи
Ребенок хочет, чтобы его рисунок увидели. Последний всегда носит коммуникативную функцию, выступает средством связи с другими людьми. Вам необходимо:
Одобрить факт рисования
Рассмотреть внимательно картинку, обсудить ее, причем сделать это конструктивно, без оценочно («ой, как много тут всего: и красные точки, и длинная синяя линия…»).
Каракульный рисунок ребенка еще не имеет символического смысла. Ребенок не рисует домик, солнце, травку… он просто рисует! Взрослому трудно пережить «отсутствие смысла» в ранних детских рисунках. Как это можно, рисовать просто линии?!.. обязательно должно быть ЧТО-ТО. И тогда получается вот так…(взрослый «дорисовывает» свой смысл).
К 3 годам ребенок проживает в себе открытие божественного дара творения. «Я могу творить снова и снова, это зависит от меня!» Каракульное рисование – самое мощное по своему потенциалу. Вернуться к нему невозможно.
Существуют психотерапевтические практики, когда взрослого человека возвращают в стадию каракульного рисования в целях использования его психологического ресурса.
Рисунок и автор
Рисунок – это след присутствия и активности Творца. И ребенок несет ответственность за свое творение. Взрослые не дают ребенку прожить это важное чувство, если заставляют рисовать по заданию. Тогда малыш снимает с себя ответственность за результат.
Люди всегда идентифицируются, отождествляются со своими рисунками. Такая невидимая связь уже доказана наукой. Человек «впечатывает» себя в рисунок. Вторжение в пространство рисунка – вторжение в личное пространство. То, как вы относитесь к рисунку, есть отношение к автору.
Родителю необходимо помнить это! Важно все: как берете, как смотрите на детский рисунок, что говорите. Взрослый должен уважать ребенка, не совершать символических отрицательных действий, не разрушать творения. Нельзя уничтожать или выбрасывать рисунки при авторе. Что же с ними тогда делать? Коллекционировать, конечно! И обязательно оформлять! Коллекция рисунков – жизнь души, история жизни.
я начала сыну карандаши показывать но пока не особо интересуется
вам пока лучше пальчиковые краски)))
надо купить
покупайте каляку-маляку, они отстирываются, други пробовали очень тяжело отстират, а можно самим сделать, там еужна мука, вода и краситель)
спасибо
а в каком магазине вы берете?
обычно в рич фэмили, но иногда в д. мире дешевле
хорошо посмотрим
ого как интересно)))
оказывается смысл в каракулях есть)
мы купили доску, но мел у нас везде, на зерколах мебели, на полу, я ругаюсь, а оказывается не надо, буду тихо ходить подтирать))))
мне повезло, я доче говорю нельзя и она больше там где нельзя не рисует))) но хорошо, что сейчас и мел, и фломастеры делают стирающимися)))
спасибо!
очень вовремя, спасибо за статью :)
у нас уже куча творений… самые запоминающиеся я конечно храню… но многие и выкидываю… уж очень их много))))
Когда моему малышу был годик, я тоже думала что буду сохранять его шедевры)))) Сейчас он за день делает с десяток творений, я их хвалю, вешаю на холодильник, типа «на выставку», а потом потихоньку выкидываю))