«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Кинезиология – наука о развитии способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи, т. к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Образовательная кинезиология (или «гимнастика мозга») представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:
•занятия проводятся утром и днем;
•продолжительность занятий — 10-15 мин;
•занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
•занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
•от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
•творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно;
•если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой.
Приведенные ниже упражнения позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность произвольному контролю.
Колечко
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.Выполняйте в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняеткаждой рукой отдельно, затем — вместе.
Кулак — ребро — ладонь
Ребенку показывают четыре положения руки на плоскости стола, после-
довательно сменяющих друг друга:
•ладонь на плоскости стола;
•ладонь, сжатая в кулак
•ладонь ребром на плоскости стола;
•расширенная ладонь на плоскости стола.
Ребенок выполняет первый раз упражнение вместе с педагогом (сначала
правой рукой, потом — левой и, наконец, — двумя руками вместе). Затем се
по памяти (8-10 повторений). Команды можно произносить вслух или про
себя.
Ухо — нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение руки точностью до наоборот.
Горизонтальная восьмерка
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.
Симметричные рисунки
Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки или слово.
Медвежьипокачивания
Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.
Дыхательная гимнастика
Выполняйте ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.
Массаж ушных раковин
Помассируйте мочки ушей, затем — всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Перекрестные движения
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно
правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же
левой рукой и правой ногой.
Качание головой
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.
Лезгинка
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).
Зеркальное положение
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшится эффективность работы всего мозга.
Змейка
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская лишних движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Гимнастика для глаз
Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок укажите основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория должна иметь свой цвет.
Звонок
Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
Домик
Соединяйте концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
Восьмерки
•Первая — вторая неделя занятий. Упирайтесь языком в зубы, старайтесь их «вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.
•Третья-шестая неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. У кого возникли трудности в слежении (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций.
•Седьмая — восьмая неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.