Развитие умственных способностей младших школьников

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

(В.А. Сухомлинский)

Кинезиология – наука о развитии способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Она существует уже 2000 лет и используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Исследования ученых подтверждают связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принад­лежит высшая роль в формировании головного мозга и становлении речи, т. к. рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Образовательная кинезиология (или «гимнастика мозга») представляет собой серию быстрых, приятных, наполненных энергией действий. Самый бла­гоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Для результативности работы необходимо учитывать определенные условия:

•занятия проводятся утром и днем;

•продолжительность занятий — 10-15 мин;

•занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

•занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

•от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

•творческую деятельность прерывать упражнениями нецелесообразно;

•если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упраж­нений лучше проводить перед работой.

Приведенные ниже упражнения позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, восприятие, мышление, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность произвольному контролю.

Колечко

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.Выполняйте в прямом и обратном порядке. Сначала упражнение выполняеткаждой рукой отдельно, затем — вместе.

Кулак — ребро — ладонь

Ребенку показывают четыре положения руки на плоскости стола, после-
довательно сменяющих друг друга:

•ладонь на плоскости стола;

•ладонь, сжатая в кулак

•ладонь ребром на плоскости стола;

•расширенная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет первый раз упражнение вместе с педагогом (сначала
правой рукой, потом — левой и, наконец, — двумя руками вместе). Затем се
по памяти (8-10 повторений). Команды можно произносить вслух или про
себя.

Ухо — нос

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение руки точностью до наоборот.

Горизонтальная восьмерка

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.


Симметричные рисунки

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки или слово.


Медвежьипокачивания

Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Подключайте руки, придумайте сюжет.

Дыхательная гимнастика
Выполняйте ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Массаж ушных раковин

Помассируйте мочки ушей, затем — всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.


Перекрестные движения

Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно
правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же
левой рукой и правой ногой.

Качание головой

Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак развер­ните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой руки. После этого одновременно смените положение обеих рук. Добивайтесь высокой скорости смены положений (6-8 смен).

Зеркальное положение

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркаль­но-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почув­ствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно улучшится эффективность работы всего мозга.

Змейка

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигать­ся четко и точно, не допуская лишних движений. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Гимнастика для глаз

Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максималь­но возможную величину (лист ватмана, потолок, стена). На ней с помощью стрелок укажите основные направления, по которым должен двигаться взгляд. Каждая траектория должна иметь свой цвет.

Звонок

Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

Домик

Соединяйте концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработай­те эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

Восьмерки

Первая — вторая неделя занятий. Упирайтесь языком в зубы, старайтесь их «вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке (10 раз). Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

Третья-шестая неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указа­тельный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бес­конечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. У кого возникли трудности в слежении (на­пряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизон­тальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плав­ного движения глаз без остановок и фиксаций.

Седьмая — восьмая неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты
пюре из чернослива для грудничка своими руками
одинцовский роддом сайт