Новые подходы к социализации ребенка
Уважаемые родители, в этой статье нам хотелось бы рассказать вам о новых тенденциях в обучении и воспитании детей раннего возраста.
Сначала немного истории. Долгое время, при поддержке детей с особенностями развития во всем мире использовалась модель «дефицита», при которой ведущим показателем был интеллектуальный уровень развития человека. После принятия ряда международных документов (Болонская рекомендательная декларация 1999 года и подписание соглашения по использованию компетентностного подхода на Берлинской конференции 2003 года) возникла и начала развиваться «модель поддержки», которая ставит своей целью социализацию человека вне зависимости от уровня снижения интеллекта. В основе появления и развития такой модели лежат наблюдения и исследования, которые показали, что проблему для социализации представляют собой не только и не столько уровень развития интеллекта, сколько сложности адаптации в обществе. То есть высокий интеллект не является гарантией того, что человек легко адаптируется в обществе, а, с другой стороны, снижение интеллекта не является препятствием для его социализации.
Стало ясно, что важно учитывать не только знания, имеющиеся у человека, но и умение использовать их в повседневной жизни. Во внимание, также, берется общая способность размышлять, планировать свои действия и решать проблемы. Все относится не только ко взрослым и подросткам: стремление ребенка достать сушку из вазочки, стоящей на столе требует от него не только двигательных навыков, но и ориентировки в пространстве, умения принести и встать на банкетку итд. Все это как раз и требует целенаправленной деятельности, направленной на решение проблемы.
Современная модель поддержки базируется на структурированной системе, которая включает в себя оценку адаптивных способностей.
С этой целью, сравниваются навыки, имеющиеся у человека с навыками и умениями, необходимыми для его социализации Иными словами выявляется зазор между возможностями человека и требованиями среды. Важно, что подобная оценка не является самоцелью – на ее основании составляется программа поддержки, направленная на повышение способности к адаптации. У человека формируются компетенции, которые нужны ему для успешной социализации. При составлении программы учитываются возможности самого человека и социальной среды: его близкие, педагоги, друзья, соседи, церковная община. Важно, что данная программа в значительной степени, опирается не только на возможности, но и интересы и мечты данного человека.
Успехи в использовании данного подхода, в специальном обучении привели к его распространению на дошкольное детство, а позже и ранний возраст.
Использование компетентностного подхода в раннем возрасте.
Работа современных служб ранней помощи в той или иной форме включает в себя использование компетентностного подхода, признанного в последние годы наиболее эффективным методом обучения и воспитания. Критерием результативности обучения в современной системе поддержки является инклюзия ребенка в коллектив сверстников.
Рассмотрим, как основные принципы компетентностного подхода реализуются при воспитании ребенка младенческого и раннего возраста.
Прежде всего, это смещение акцента с формирования отдельных навыков на формирование ключевых компетенций, которые относятся к разным сторонам развития. Собственно говоря, сама природа развития младенца дает нам пример сочетания разных сторон развития. Вот малыш протянул руку и ударил по игрушке: младенец видит игрушку, он тянется к ней рукой, ударив по ней, получает слуховые и тактильные ощущения. И если ему нравится результат, он повторяет это действие снова и снова. Мы видим как двигательный компонент сочетается со зрительным, слуховым и тактильным восприятием и все это вместе взятое вызывает интерес ребенка, активизирует его и побуждает снова и снова повторять свои действия.
Как реализуется формирование компетенций в раннем возрасте?
Обратимся к современным таблицам обследования детей младенческого и раннего возраста и перечислим выделяемые стороны/ линии развития:
1.Навыки общения (включая речь)
2. Социально-эмоциональное развитие
3. Познавательная и игровая деятельность
4. Сенсомоторное развитие
5. Навыки самообслуживания
Согласно новому подходу все перечисленные линии развития объединяются в ключевые компетенции, которые формируются на конкретном этапе развития.
Приведем конкретный пример: ребенок 8-12 месяцев активно исследует пространство, интересуется деятельностью взрослых и активно пытается подражать им. Очевидно, что навыки, необходимые для реализации интересов ребенка, относятся практически ко всем линиям развития и выпадение/искажение или отставание одной из линий сразу скажется и на других. Так затруднения в передвижении по поверхности будут тормозить развитие целенаправленной деятельности, а неумение принять позу сидя ограничит возможности развития игры, а значит и получения дополнительного сенсорного опыта. Все это, в свою очередь, отразится на формировании бытовых навыков и совместной игры со взрослым, а значит и развития взаимодействия и общения.
Именно поэтому при составлении программы развития нужно учитывать не только имеющиеся навыки развития, но и определять насколько они сбалансированы.
Часто бывает так, что ребенок, у которого нет самостоятельных навыков передвижения, малоподвижен и это воспринимается его близкими, как усидчивость. Ребенку дают все больше заданий на сортировку, нанизывание, рисование, работу с карточками. Ребенок успешен в этом, это вдохновляет и его и маму на усложнение заданий. И вроде бы ничего плохого в этом нет, если не вспомнить о том, что такой подход увеличивает в разы неравномерность развития ребенка с синдромом Дауна.
Так в приведенном выше примере педагог будет одновременно поддерживать замещающие навыки (перекаты взамен отсутствующего ползания) и формировать эффективные средства передвижения. Если ребенок не умеет сидеть без опоры, то для формирования игры и общения в со взрослым будет использоваться специальный шезлонг. Параллельно с этим будут приняты меры по выработке умения садиться и сидеть без опоры. Все это в сочетании с созданием развивающей среды поможет сделать развитие ребенка более сбалансированным.
Перейдем к следующей особенности компетентностно-ориентированного подхода релизуемого в раннем возрасте: значимости полученных результатов за пределами ситуации обучения. Поскольку у детей раннего и дошкольного возраста критерием успешности является интеграция детей в коллектив сверстников, то и акцент делается на формировании универсальных умений, которые помогут малышу чуствовать себя комфортно и уверено в дошкольном учреждении.
С этой целью у ребенка формируются компетенции, которые могут быть условно разделены на познавательные, коммуникативные и деятельностные. Все эти компетенции ребенок не просто усваивает, но и учится использовать их в повседневной жизни.
Приведем пример ситуации в детском саду.
Воспитатель говорит: «идем мыть руки». Каких умений и навыков требует выполнение данной инструкции от ребенка?
• Понимать, что слова педагога относятся не просто ко всем, но и к нему тоже. Он должен понять и запомнить смысл сообщения.
• Хорошо ориентироваться в пространстве группы.
• Иметь достаточные двигательные возможности, что добраться до умывальной комнаты
• Уметь дождаться своей очереди.
• Ну и, конечно, у него должна быть сформирована цепочка действий «умывание». Кроме того, он должен найти свое полотенце, а затем повесить его на место.
Если в соответствии с прежним подходом навык «умывания» относился только к самообслуживанию и считалось достаточным, если у ребенка есть цепочка действий (намочить и намылить руки, потереть руки друг о друга, смыть мыло итд, ) то компетентностный подход позволяет нам спланировать и сформировать комплекс умений, необходимых для успешного и комфортного пребывания в дошкольном учреждении..
Какой вывод могут сделать из этого родители ребенка? Главное – это понимание того, что ухватить ребенка поперек живота, принести его в ванну, поставить на банкетку и помочь вымыть руки не самый оптимальный путь к интеграции ребенка в общество, даже если ребенок после «доставки по месту умывания» все сделает правильно.
Очевидно, что правильное формирование компетенции «умывание» потребует от родителей следующих действий:
• Сообщить ребенку, что сейчас будет мыть руки.
• Дождаться пока ребенок сам направится в ванную. Ему можно помочь, но лишь в меру необходимости.
• Ну а далее уже следует само умывание.
Что же касается дополнения этого умения социальным компонентом, например, умения ждать своей очереди, то здесь помогут специально создаваемые ситуации в семье, гостях и в различных развивающих группах.
С этой точки зрения включение детей раннего возраста в групповые формы обучения дают нам прекрасные возможности для дальнейшей социализации малыша. Именно условия групповых занятий позволяют ребенку использовать свои умения в ситуации, приближенной к детскому саду. Так, например, умение мыть руки, есть за столом, играть, которые ребенок усвоил в семье, на групповых занятиях пополняется рядом дополнительных умений, которые потребуются ему в условиях дошкольного учреждения.
Очень важно, чтобы совместное пребывание ребенка с синдромом Дауна в кругу сверстников не ограничивались условиями специально организованной группы, а дополнялись бы, например, совместными играми на детской площадке, совместными походами в гости и тд. Мы понимаем, что касаемся непростой, а для многих родителей болезненной темы – социальных контактов ребенка. Но никто, кроме родителей не может лучше организовать для малыша этот необходимый опыт.
Таким образом, для достижения основной цели – инклюзии ребенка в коллектив сверстников — необходимы активная позиция родителей и активная позиция ребенка.
И именно активная позиция ребенка и всей семьи в целом — является третьим важным принципом компетентностного подхода. Активная роль родителей предполагает их партнерские отношения со специалистами, оказывающими консультативную поддержку, не превращаясь при этом в репетиторов. А активная позиция ребенка, в свою очередь, требует от взрослых учета интересов и реальных возможностей малыша, причем результат его деятельности должен быть понятен малышу и востребован в повседневной жизни.
Как составляется программа занятий с ребенком?
1. Обследование навыков по всем линиям развития
2. Составление программы формирования навыков в соответствие с последовательностью, предложенной в таблицах
3. Реализация программы формирования недостающих навыков изолированно. Формируем изолированный навык, например, при формирования навыка умения есть ложкой, можно использовать кормление куклы, игру в песочнице с использованием совка.
4. Включение навыка в компетенции. В данном случае, в компетенцию «умение есть самостоятельно» войдут навыки: принести стульчик, сесть за стол, есть ложкой, пить из чашки, пользоваться салфеткой. При включение навыка в компетенцию важно учитывать уровень сформированности навыка. Например, если ребенок неуверенно ходит, то умение принести стульчик пока не входит в компетенцию.
5. Подбор способов включения социального компонента (в семье, групповые занятия, детская площадка, гости итд)
6. Определение лиц, ответственных за формирование этого навыка (мама, бабушка, няня, педагог в развивалке)
7. Контроль/динамика/ усвоения умения и уточнение программы
Перечислим примерный перечень компетенций, необходимых для пребывания в детском саду:
Наличие двигательных возможностей для смены поз и передвижения. Включает передвижение по ровной поверхности и подъем/спуск по лестнице.
Умение одеваться и раздеваться
Умение кушать за общим столом
Умение умываться
Умение пользоваться туалетом
Умение взаимодействовать общаться и игрть со сверстниками
Умение взаимодействовать, сотрудничать и общаться с педагогами
Умение участвовать в организованном занятии и других режимных моментах ( понимание временной и пространственной структуры, правил и границ)*
Дополнительно к этому имеется ряд компетенций относящихся к каждому виду занятий.
И в завершение, добавим, что такой подход к обучению, позволяющий использовать все приобретенные навыки в быту и игре, дает возможность повысить прочность усвоения и качество запоминания, а также способствует повышению уровня интеллекта.
Спасибо!!!!!!!

Очень для меня нужное.
В закладки забрала
унесу, вдруг по долгу службы выпадет работать
спасибо)