дети с небес -58

ТАК КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ВИНОВАТ?

С точки зрения позитивного воспитания, если семилетний ребенок разбивает вазу, его вины в этом нет. Ведь ему всего семь лет, и нельзя ожидать, что он понимает ценность этой вазы. Даже если он поймет ее ценность, нельзя ожидать, что он будет помнить об этом. Во время игры семилетние дети иногда ломают вещи. Пусть даже родители велели малышу не прикасаться к вазе, — все равно ребенок не виноват, поскольку он просто на время забыл об этом. Он просто потерял контроль над собой. Когда ребенок теряет над собой контроль, его вины в этом нет. Если в машине отказывают тормоза, вы не виноваты, что машина выходит из-под контроля. Машина разбивается не вследствие вашей ошибки, — ведь вы ничего не могли поделать в данной ситуации. Если вы теряете контроль над машиной из-за того, что не работают тормоза, вашей вины в том, что машина разбилась, нет.

Если у вас не сработали тормоза, вы не виноваты в том, что машина разбилась. Однако, с другой стороны, в том, что у машины отказали тормоза, ваша вина все-таки есть. Это ваша машина, и именно вы сидели за рулем, когда она врезалась в чью-то садовую ограду. Если рассматривать вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, то в этом происшествии виноваты вы. Должен же кто-то, в конце концов, заплатить за разрушения. И даже с этой точки зрения все не так однозначно. Возможно, виноват ваш механик, который вовремя не заметил и не устранил неполадку. Кто тогда должен платить — вы или механик, который недавно проводил техосмотр машины? А может быть, виноват продавец, который всучил вам заведомо неисправный автомобиль. Или виноват производитель, поскольку автомобили данной модели следовало вообще прекратить выпускать. Из этого простого примера видно, что определить вину и ответственность бывает довольно сложно, и нередко для этого требуется помощь экспертов, юристов и судей. Если даже взрослые не могут определить вину без судей и юристов, как можно ожидать, что с этим легко справятся дети? К счастью, благодаря позитивному воспитанию нам уже не нужно привлекать детей к ответственности за их ошибки, чтобы побудить их к сотрудничеству в будущем. Когда ребенка воспитывают при помощи этих методов, то к зрелости он развивает в себе ответственность, склонность к сотрудничеству и желание исправлять собственные ошибки, — так что в конечном счете ему меньше нужны юристы и суды.

ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Вместо того чтобы учить детей считать себя плохими из-за совершаемых ими ошибок, нужно научить их извлекать уроки из своих промахов и, если нужно, нести ответственность и исправлять ошибки. Некоторые родители и рады были бы не наказывать ребенка и не заставлять его расплачиваться за ошибки, но они боятся, что тогда ребенок не научится отвечать за свои промахи и возмещать ущерб. Это довольно важное соображение. В конце концов, вы не можете извлечь из своего промаха урок и возместить ущерб, если прежде не признаете сам факт совершения ошибки. Такая ответственность очень важна для взрослых, чтобы исправлять свои ошибки, — но не для малышей. Для того чтобы извлечь урок, детям нет нужды нести ответственность. У совсем маленьких детей еще вообще нет чувства собственного «я», однако при этом они постоянно учатся и корректируют свои действия.

Чтобы исправлять свои ошибки, ответственность очень важна для взрослых — но не для малышей. Ответственность — это сознательное понимание того, что «я совершил ошибку». Ребенок до девяти лет еще не развивает чувство собственного «я». До этого возраста самокоррекция происходит автоматически — без участия чувства ответственности. У малыша еще нет чувства собственного «я» — того «я», которое совершило ошибку. Невинный ребенок корректирует свое поведение не потому, что он сделал что-то плохое, но из врожденного стремления имитировать родителей и сотрудничать с ними. Если от детей добиваются ответственности за ошибки, их естественная склонность к самокоррекции посредством имитации и сотрудничества притупляется. А эта самокоррекция очень важна для обучения и роста. Жизнь — это процесс проб и ошибок. Все совершают ошибки.

В жизни преуспевают те люди, которые умеют корректировать свои действия, изменяя свое мышление, отношение или поведение. Ответственность, не омраченная чувством неадекватности или несостоятельности, рождается из ощущения, что совершать ошибки — нормально. После того как в течение первых девяти лет ребенок имеет возможность совершать промахи, не боясь быть наказанным или утратить любовь, он готов развить в себе соответствующее чувство ответственности. Если совершать ошибки — нормально, ребенок может без всяких опасений признавать их и извлекать из них уроки.


Катерина
Катерина
Кропоткин
08346

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

на дочку не кричала, а с мальчиками было раз не выдержала. Они сильно шкодят, стараемся с мужем спокойно говорить, а тут на минутку вышли, а они порвали дорогой документ((( Не выдержала и наорала. Потом жалела.

С автором согласна, нужно уметь сдерживаться.

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Вот и я согласна. Говорить, объяснять конечно надо. Но ругать за то, что нечаянно разбили или сломали что-то нельзя, я вот сама на днях тарелку разбила
Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

за посуду не разу не на кого не кричала, сама перебила ее кучу. А вот бывает порвали документ или хлорку разлили, а еще хуже уксусную эссенцию. Тут от ужаса и от безысходности начинаешь нервным быть.

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Я думаю, здесь важнее наказаниями не лишить ребенка доверия. Ведь, если ребенок знает, что за проступок его накажут, то он никогда не признается в нем, еще и лгать будет. А вот если, как подметил автор, ребенок знает, что ошибаться нормально, то он смело придет и скажет, что получил двойку, разбил окно и т.д., ведь вместо наказания, он просто решит эту проблему.

А то что ругаем иногда это не страшно, мы любя))

Пожаловаться
Катерина
Катерина
ПервыйМалыш
12 лет
ВторойМалыш
12 лет

это точно.

Пожаловаться
светлана хмельникова
светлана хмельникова
Маргарита
11 лет
Дмитрий
7 лет
Тула

ну да, конечно! до 9 лет делай что хочешь, бей, ломай-ты же не понимаешь ничего! а после до тебя как дойдёт и сразу всё поймёшь и всему научишься......бред полный!

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Объясняй, но не говори что ты «плохой»! ребенок должен знать, что он совершил плохо, а не он плохой))
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Кропоткин
Со многим согласна. Никогда не ругаю сына, если что-нибудь сломал или разбил. Сама косорукая))))