Давно про воспитательные моменты не рассказывала. Считаю, что это очень индивидуально после определенного возраста, хотя, все-таки склоняюсь к тому, что многое в человеческой психологии схоже.
Когда мои детки только-только начинали что-то понимать, я думала себе, что научу их с малолетства правильно все делать, и они с этим будут всю жизнь жить и в ус не дуть. С этими мыслями я учила их убирать за собой игрушки, заправлять кровать, складывать свои вещички, мыть за собой посуду ну и так далее, по списку.
Когда детки растут, то время как-бы замедляется, если не сказать, что время просто останавливается, поэтому времени на все, чтобы всему научить, предостаточно.
И я их учила. Терпения у меня было много. Я рассчитывала силы так, чтобы на первые десять лет меня хватило. И в общем-то хватило. Однако начиная лет с девяти мои дети напрочь отказались от всего того, чему я их до этого научила. Лет с девяти им всегда надо было напоминать убрать за собой, заправить с утра, помыть, когда поел. Чем старше они становились, тем сложнее было добиться того, чтобы все, как надо.
Ведь, загвоздка была в том, что даже если я хотела сама все убрать, они не давали. Наоборот, еще яростнее защищали свое пространство. И я, конечно же отступала. Вспоминала себя в этом возрасте и нутром чувствовала, что нажимом заставлять нельзя. Находила уловки, как-то уговаривала, иногда ругала, иногда сетовала, иногда бабушку просила, чтобы поговорила с ними невзначай. Иногда опускались руки, и мне казалось, что где-то и что-то я сделала не так. Но дни уныния проходили и я снова находила способы невзначай напомнить, вроде как случайно, но самой убрать, где-то подкупить сладким, поймать момент, когда настроение у всех хорошее, чтобы пообещали сделать то, что нужно.
И вот, вначале у сына, а потом у дочери начали проскальзывать моменты, когда они сами начали делать необходимые действия. Со временем все чаще и чаще. Когда сами делают, то уже берегут свой труд, лишний раз мусор не бросят, за мной что-то уберут.
И поняла я тогда, что в семь-девять лет ребенок становится созревшей личностью. Мозг начинает выстраивать свои собственные приоритеты, что важно, а что не важно. И человек понимает, что на ненужное уходит очень много сил и времени. Ребенок подсознательно начинает экономить силы. Ребенок пока еще не созрел до того, чтобы видеть нужность того, о чем просят.
В этот период, как мне кажется, очень важно не оставлять попыток сохранить прежде наработанные навыки. Однако, важно не испортить отношения, ведь, если надавить, то ребенок уже воспринимает это все, как атаку против себя, помнит все, копит обиду. Ребенок осознает свою силу и уже делает все наоборот, протестует и упирается в своем протесте. Нужна особая родительская любовь и настойчивость, которые помогут и родителям, и детям прожить этот период, который похож на прогулку по очень тонкому льду. И нет обходных путей: либо провалишься, либо научишься гулять по льду.
Оглядываясь, понимаю насколько тонким был этот лед. Конечно, впереди еще много всего, но каждый шажочек, который был сделан обдуманно, с любовью, с величайшим терпением и уважением к себе и к ребенку, капельку облегчают предстоящие уроки и родителям, и детям...
Когда мои детки только-только начинали что-то понимать, я думала себе, что научу их с малолетства правильно все делать, и они с этим будут всю жизнь жить и в ус не дуть. С этими мыслями я учила их убирать за собой игрушки, заправлять кровать, складывать свои вещички, мыть за собой посуду ну и так далее, по списку.
Когда детки растут, то время как-бы замедляется, если не сказать, что время просто останавливается, поэтому времени на все, чтобы всему научить, предостаточно.
И я их учила. Терпения у меня было много. Я рассчитывала силы так, чтобы на первые десять лет меня хватило. И в общем-то хватило. Однако начиная лет с девяти мои дети напрочь отказались от всего того, чему я их до этого научила. Лет с девяти им всегда надо было напоминать убрать за собой, заправить с утра, помыть, когда поел. Чем старше они становились, тем сложнее было добиться того, чтобы все, как надо.
Ведь, загвоздка была в том, что даже если я хотела сама все убрать, они не давали. Наоборот, еще яростнее защищали свое пространство. И я, конечно же отступала. Вспоминала себя в этом возрасте и нутром чувствовала, что нажимом заставлять нельзя. Находила уловки, как-то уговаривала, иногда ругала, иногда сетовала, иногда бабушку просила, чтобы поговорила с ними невзначай. Иногда опускались руки, и мне казалось, что где-то и что-то я сделала не так. Но дни уныния проходили и я снова находила способы невзначай напомнить, вроде как случайно, но самой убрать, где-то подкупить сладким, поймать момент, когда настроение у всех хорошее, чтобы пообещали сделать то, что нужно.
И вот, вначале у сына, а потом у дочери начали проскальзывать моменты, когда они сами начали делать необходимые действия. Со временем все чаще и чаще. Когда сами делают, то уже берегут свой труд, лишний раз мусор не бросят, за мной что-то уберут.
И поняла я тогда, что в семь-девять лет ребенок становится созревшей личностью. Мозг начинает выстраивать свои собственные приоритеты, что важно, а что не важно. И человек понимает, что на ненужное уходит очень много сил и времени. Ребенок подсознательно начинает экономить силы. Ребенок пока еще не созрел до того, чтобы видеть нужность того, о чем просят.
В этот период, как мне кажется, очень важно не оставлять попыток сохранить прежде наработанные навыки. Однако, важно не испортить отношения, ведь, если надавить, то ребенок уже воспринимает это все, как атаку против себя, помнит все, копит обиду. Ребенок осознает свою силу и уже делает все наоборот, протестует и упирается в своем протесте. Нужна особая родительская любовь и настойчивость, которые помогут и родителям, и детям прожить этот период, который похож на прогулку по очень тонкому льду. И нет обходных путей: либо провалишься, либо научишься гулять по льду.
Оглядываясь, понимаю насколько тонким был этот лед. Конечно, впереди еще много всего, но каждый шажочек, который был сделан обдуманно, с любовью, с величайшим терпением и уважением к себе и к ребенку, капельку облегчают предстоящие уроки и родителям, и детям...
Мой реьенок конечно очень маленький и к уборке не относится еще, но я вспомнила себя пока читала ваш текст и порой думаю, что такое надо читать, чтобы успокоить себя и не нервироваться когда реьенок отстаивает свои границы, ведь они тоже необходимы 🙏
Спасибо 🙏
Недавно средний сын спросил разрешения пригласить друга в гости… Я сказала, что разрешение, если он сделает уборку, т.к.дома был бардак, а я на работе. Сын мне потом звонит и говорит:"Почему столько мусора? Я только пропылесосил, а Лева (младший брат), снова всё накрошил". И пылесосил так раз 5. Почувствовал на себе какого мне, когда они мусорят, после того как я сделала уборку.
Старший сын вырос, и я вижу, что он на автомате многое делает, как я. Это так удивительно, учитывая, что на некоторых вещах вроде и внимания не заострялось.
Мне бы прочесть этот текст ещё лет 10 назад. Эх
Золотые слова! Вы мудрая мама! По себе помню, ох как меня мама учила, постоянно напоминала. Сейчас, уже во взрослом возрасте я делаю так, как учила меня мама и часто её вспоминаю, её слова. Хоть и на автомате это делаю)))
А то, что вы мамины слова вспоминаете — это классно! Это силы дает! Я тоже сейчас, как сокровища, вспоминаю моменты, думаю…
Все правильно