Задушевный разговор с Настей

Задушевный разговор с Настей
Задушевный разговор с Настей
Задушевный разговор с Настей
+1

Вечером мы с Юркой катались на великах, открыли сезон активного спорта. Ноги гудят с непривычки, но было весело. Обогнали трактор и не сдавали позиции. Ржали всю дорогу) Обсуждали спряжение глаголов, будущие выходные и лошадей.
Я получила какое-то необычайное удовольствие на одном дыхании прочтя по памяти школьный стих:… слышать, видеть, ненавидеть...
Да!!! — кричал Юрка в восторге — Да! Мы изучали это!

Мы ловили лягушачьих мальков в реке и любовались пейзажем. С неба лились дожди на ближайшие деревни, а над нами было солнечно и безоблачно.

Вернулись, отдыхаем в комнате, я снимаю сухое бельё с сушилки и раскладываю по шкафчикам, Юрка играет в телефоне.
Победа, проигрыш, победа. Понятно по звукам и «ну, блиииииин!» — красноречивее других слов. Его игра не мешает нашему ленивому общению, сын не выпадает из реальности.

Ваня с Настей играли на полу в машинки. Он такой говоруха, не замолкает, большую часть слов понять можно, но проскальзывает ещё и совсем малышнявое.

Я слышу неверно произнесённое Ваней слово, понятное, но не совсем правильное. Я поправила, он повторил правильно и продолжил играть.
Настя поднялась, подошла к нам с Юрой, смотрит на меня и прям очень хочет что-то сказать, но не решается.
— Я не умею читать, я не знаю буквы, я ничего не понимаю, я каждый день ноль — залпом выпалила она и слёзы выступили на глазах.

Я смотрю на неё, вслушиваюсь в речь и могу разобрать только отдельные слова и слоги, остальное стараюсь быстро додумать, что-то аккуратно переспрашиваю. Те слова, что поняла — озвучиваю вслух, собираю их в предложение.

У нас сложности в общении, у Насти диагноз РАС, речевой фактор, половина алфавита ей не доступна для произношения.

Приходится подключать всю материнскую любовь и мудрость, чтобы поддержать неуверенного в себе человечка, и не увеличить случайно её неуверенность своим непониманием.

Ей 16, она подросток с гормонами. А я самый близкий её человек. Обидеть её могут все, не только словом, но и взглядом, вздохом, и я в том числе, поэтому очень аккуратно подбираю слова, медленно говорю, чтобы не спугнуть, чтобы не поцарапать раскрытую нежную душу.

Я понимаю, что она выразила в одном предложении всю свою боль и пытаюсь её успокоить.
— Насть, давай я тебе книгу дам, с картинками, там много лёгких слогов и коротких слов, ты их выучишь, потом к другой перейдём и сможешь читать хорошо.
— Нет, я много читаю, я не запоминаю, я знаю буквы, а слова — нет, я глупая, я не могу запомнить — говорит она со слезами на глазах.

Меня охватило волнение. Будто она только сейчас поняла трагичность своей ситуации. И настал критический момент, когда ей нужно услышать подтверждение от меня.

Мы с ней проходили это несколько раз. В 5 лет, когда она не могла понять, почему на детской площадке дети её избегают и не берут в игру.
В 9 лет, когда соседские дети — дачники сделали тоже самое, только ещё и обсмеяли её любимую куклу и платье куклы, которое Настя сшила сама и пришла всем показать. Она пыталась заступиться за куклу, что-то объяснить, но становилось только хуже. В слезах она вернулась домой и сказала, что ни с кем больше общаться никогда не будет.

Уже дважды она понимала, что мир жесток, ей с этим миром не объясниться и не быть наравных, она заведомо в проигрыше.
Она уходила в себя, проживала боль в своей ракушке. Моё сердце тоже было переполнено вполне осязаемой болью.

Настя крепчала.
Мы находили альтернативы — компьютерные игры, каналы и профили в соц сетях. Покупали развивашки, ходили на мастер-классы. Подбирали безопасное общение, интересные развлечения, видео обучение.

С 3 лет мы поняли, Настя другая. Прошли через диагностики и обследования. Через домашнюю и выездную коррекцию. Годы отрицания и несогласия с диагнозом. Мы побывали в разных центрах реабилитации и развития, пытаясь «починить» Настю.
— Вам помогут эти таблетки.
— Игнорируйте ребёнка, пока не произнесёт свою просьбу.
— Логопедический массаж — ваше единственное лекарство.
Сдвигов не было.

— У вас компенсированный ребёнок, не говорит, но рисует свои просьбы картинками. Могло быть хуже — сказала мне заведующая детской больницы, после расшифровки ЭЭГ.

В 6 лет мы приняли данность, прошли медицинскую комиссию, оформили инвалидность.
Нужно было строить планы на будущее, подбирать учебное заведение. С уклоном.

Настю тестировал детский психиатр. Мы сидели в кабинете, было душно, дочка не хотела тестироваться. Вскакивала со стула и пыталась открыть дверцы больших офисных шкафов, стоящих вдоль стены. Не получалось, она злилась, уставала, садилась на несколько минут и снова бежала к шкафам.

Очень напоминала Машку из мультика, которая всегда добивается всего, всюду лезет и всех дёргает, а я как тот Медведь, только вздыхаю, остановить эти стремления было нереально. У ребёнка была гиперактивность.

Мы с психиатром ждали развязки. Дверцы на замке, их не получится открыть, но ребёнок не сдавался. Общаться с врачом категорически не желала.
Врач предложила другой вариант, на листе нарисовала несколько заданий на логику и отдала Насте.

Настя посмотрела на лист, на врача, на лист, взяла ручку, нарисовала решение принципиально усложнив его, добавив что-то от себя. Её ответ был гораздо интереснее и многослойнее, чем ожидали от шестилетнего неговорящего ребёнка.

Это было потрясающе! Психиатр была настолько впечатлена, что буквально силком потащила нас к директору. Мы были приняты в детский сад с творческим уклоном в этот же день.

Настя с удовольствием ходила в него несколько месяцев, до выпуска. Она раскрыла свой творческий потенциал благодаря этому саду. Он не был похож на другие сады. В нём всё на моторику, на логику, работа с природными и другими материалами, создание картин, игрушек, предметов. Всего 4 часа в день.

Сердце щемило от радости, когда мне в раздевалку приносили её удивительных, слепленных с мельчайшими подробностями пластилиновых животных. Коготки, усики, пряжка на ремне, веснушки. Она лепила героев мультфильмов двумя руками одновременно, поражая всех своей мелкой моторикой и фотографической памятью.

Её хвалили во всех центрах развития, кроме единственного. Когда вместо одного самолёта, как было задано, она слепила 10 штук, абсолютно разных размеров и видов. От кукурузника, до вертолёта. Я не знала, что в 4,5 года она знает об их существовании.
Преподаватель её наругала, и меня заодно. Сказала, что если ребёнок не научится чётко выполнять задание учителя, то в школе учиться не сможет.
Больше мы в этот центр не приходили. Я хотела развить её потенциал, а не загнать под шаблон.

Школа для особенных деток располагалась в здании обожаемого нами детского садика. Что удобно и комфортно. Переход из группы за парту, в этих же цветных стенах. Уже знакомые специалисты, лестницы и лавочки в коридорах. Учителя новые, но все они добры и участливы. Их не обязали работать с такими детьми, они выбрали эту работу сознательно.

Мне было сложно ожидать Настёну в стенах школы. Диагнозы и степени у всех детей были разные. В класс набирали более-менее схожих по уровню интеллекта и психологических проблем. Но всё же, дети были разные, многие — очень сложные. Настя выделялась своей обычностью и спокойностью, мы её забрали после года обучения.

Переехали в деревню, на природу и подали документы в обычную школу. Её приняли. Программа осталась индивидуальной и упрощённой. Растянутой на годы, но зато, среди обычных детей. Она смогла социально адаптироваться и взаимодействовать с детьми и учителями.

Учителя научили её шить и вязать. Разработали для неё комфортный план занятий, интересные уроки, выделили место для творчества, помогают и поддерживают в каждом её начинании, дают ей стимул развиваться, не бояться, общаться. Не ругают за промахи, хвалят за успехи.
Её ругать нет необходимости, она сама себе самый мощный критик. Не любит помарки в тетрадке, поэтому пишет очень аккуратно, старается. Она внимательна к мелочам. Скурпулёзна, усидчива.

Дети её не унижают и не высмеивают, к речевым особенностям привыкли и приняли.
Своими талантами она прославилась на всю школу. Участвует в выставках и творческих конкурсах. Ежедневно что-то мастерит, на продажу, на выставку, на подарок. Вяжет одежду для себя и меня. То плед, то коврик в дом.

Учителя частенько дарят ей комплекты для рукоделия, наборы картин по номерам, алмазную мозаику, пряжу, всё для рисования. Просто невероятная помощь в развитии её навыков идёт от школы.

С годами обучения появились новые слова, фразы, расширились знания и умения. Но уровень общения всё же очень и очень низкий. Незнакомый человек не сможет расшифровать её речь. Она предпочитает без особой надобности не обращаться ни к кому.

И видимо, на фоне того, что даже Ваня теперь говорит лучше, чем она — Настя стрессанула.
Она очень редко жалуется, ей неудобно что-то просить для себя, ей неудобно сказать, что кто-то неправ, она смягчает углы, оправдывает всех своих братьев, когда они откровенно что-то творят. Она жалеет меня и пытается всюду мне помочь, и когда я несу что-то тяжёлое, то бежит навстречу и отнимает, говорит «я сама, мне не тяжело».

У Насти сильно развита эмпатия. Она переживает, если кто-то рядом переживает. Она может заплакать успокаивая другого плачущего. Она вздыхает и жмурится, когда я лезу в горячую духовку. Вот такая она, Настёна.

Ей 16, и она выше и крепче меня, но ранимее в миллионы раз.
Естественно, я пытаюсь её не расстраивать вообще, ведь причины для расстройства она прекрасно находит сама.
Я поддерживаю её радостный порыв, её воодушевлённый настрой, обмениваюсь с ней приколами и шутками, мне хочется, чтобы она чаще улыбалась.

И сейчас я очень ей хочу помочь. Беру первую попавшуюся детскую книгу с полки.
— Что на обложке написано можешь прочесть?
— Ч-то п-о-ка-з-ы-ва-ю-т с-т-р-ел-к-и — по буквам читает Настя.
— Вот, смотри, ты всё правильно прочла, ты умеешь! А что это значит?
— Я не знаю — опускает Настя голову и слёзы капают на пол.

Я согласна, что по буквам понять слова очень сложно, но произносить слоги ей физически тяжело.
— А ты вбивай в интернете каждое слово и смотри обозначение в картинках — предложила я выход.
— На уроке нельзя телефоны, можно только на перемене — рыдает Настя.
— Я поговорю с учителем — обещаю я.

— У меня есть три подруги, Мария, Соня и… забыла, не помню ещё имя — волнуется Настя и ревёт — А другие дети бегают на перемене, очень быстро, кричат очень громко, а я слушаю музыку.
— А ты не бегаешь, Насть?
— Нет, я большая.

Я смотрю на Настю и по лицу вижу, что она испытывает небольшой стыд за этих бегающих детей.

— О, знала бы ты, как бегают мои одноклассники — добавил Юра с улыбкой.

Настя учится в шестом классе, а Юра в пятом.

— А ты бегаешь, Юр? — спрашиваю я.
— Иногда.
— А почему?
— Ну энергию же надо куда-то девать — смеётся он.

— Насть, попробуй прочитать что здесь написано — я зову её на кухню, к раковине.
— Г-ель — читает она.
— Это для посуды — поясняю я.
— Мы-ло.
— А это для рук, поняла?
— Да. Это просто — повеселела Настя.

Мы купили однотонные дозаторы вместо цветных бутылочек и наклеили названия на каждый из них.
Она смогла прочесть и теперь будет ориентироваться.

— Я сейчас приду — сказала Настя и пошла к себе в комнату. Вернулась с рисунком — смотри, я рисовала.
— О, очень круто, а чем раскрасишь? — я пытаюсь расстянуть диалог из понятных слов.
— Карандашами.
— Держи, я тебе подарю маркер, он для профессиональных художников, им можно обвести контур. Смотри, вот я им рисовала вот этот рисунок и этот.
— Спасибо.
И Настя убежала. Через 5 минут возвращается с законченным рисунком, он шикарен.

— Настя, давай я накачаю тебе видео-уроков по рисованию, ты сможешь научиться рисовать лучше, хочешь?
— Да, я хочу — обрадовалась она.

Я год назад училась рисовать, у меня осталось много простых и понятных видео-уроков. Набила флешку подзавязку, отдала ей.

После задушевных разговоров, которые так непросты, но так целебны для Насти — она порхает несколько дней. Просыпается в настроении, открыта, счастлива и вдохновленна.

Спасибо всем читателям моей странички!
Спасибо всем, кто поддерживает нашу семью!
Спасибо всем созвучным, кто далеко и близко!
Спасибо всем учителям, которые вкладывают душу и время в моих детей!

Задушевный разговор с Настей

Задушевный разговор с Настей

Задушевный разговор с Настей

Задушевный разговор с Настей

Задушевный разговор с НастейЗадушевный разговор с НастейЗадушевный разговор с НастейЗадушевный разговор с Настей

Светлана Макаревич
Светлана Макаревич
Юра
13 лет
Саша
5 лет
Дима
5 лет
Ваня
2 года
1713711

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Екатерина
Екатерина
Алёна
2 года
Тольятти

Вы и Настя большие молодцы 🙌🏻 Вы выбрали верный путь. Да, он сложный, но он честный, он сохраняет личность ребенка и дает ей шанс прожить жизнь счастливо 🙌🏻

Пожаловаться
Светлана Макаревич
Светлана Макаревич
Юра
13 лет
Саша
5 лет
Дима
5 лет
Ваня
2 года

Большое спасибо!

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Нина
9 лет

+++

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Кирюша
3 года
Константин
11 недель 4 дня
Санкт-Петербург
Господи, какой раз вы меня до слёз доводите, это я в хорошем смысле)...
Как повезло Насте с мамой ❤️
Сижу, смотрю в окно, вдаль, вся в раздумьях… Вы с Настёной одно целое
Пожаловаться
Светлана Макаревич
Светлана Макаревич
Юра
13 лет
Саша
5 лет
Дима
5 лет
Ваня
2 года

Спасибо большое ♥️
Почему-то мне хочется об этом писать.
Много лет носила в себе.

Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Кирюша
3 года
Константин
11 недель 4 дня
Санкт-Петербург
Светлана Макаревич 
Ну и правильно, это из души ♥️
Пожаловаться
Экамайи
Экамайи
Радмир
5 лет
Богдан
2 года
Елизавета
15 лет
Павлодар

Такой чудесный человечек🥰И вы самая лучшая мама для нее!




Пожаловаться
Анна
Анна
Сынок
13 лет
Малыш
5 лет
Калининград
Вы очень хорошая мама, дочке очень повезло с Вами.
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Миша
3 года
Саша
11 лет
Новосибирск
Настя умничка! Сил вам, терпения и больших успехов!
Пожаловаться
Ирина
Ирина
Нина
9 лет

Здоровья Настюшке!

Пожаловаться
Ирина
Ирина
Ставрополь
Очень тяжело читать это! Вы молодец! Вы сильная!
Пожаловаться
Жалобщица
Жалобщица
Артём
11 лет
36н

Как мило, вы герой

Пожаловаться
Евгения Орлова
Евгения Орлова
Полина
6 лет
Константин
12 недель
Москва

Терпения и сил вам! У моей рас зпр. Инвалидность не предлагали, да и не буду. Говорит более менее, но не читает, не хочет. 6 лет почти