Я уже давно учу своих детей делать доклад по краткому плану, потому что сама помню, как у нас многие читали свои доклады, — это было нудно и грустно. Поэтому доклад мы делаем так:
1. Выбираем тему и обсуждаем ее с ребенком. При этом на знакомую и понятную тему ребенок 6-7 лет может при постоянных тренировках без перерыва говорить минут 5-10. Но надо каждый день брать фразу, картинку, тему и говорить. Сначала даже минуту связно без перерывов и слов-паразитов не всегда получается говорить. А вы сами можете 10 минут без перерыва и запинок вещать, например, на тему «Польза растений для человека». Поставьте таймер и попробуйте.
2. Даем ребенку найти картинки в книге или интернете по теме. Картинки должны не просто «относиться к теме», а должны иллюстрировать мысль. первое время такие задания приходится выполнять вместе, объясняя, что, если ребенок пишет про вредное питание, то просто толстяк — это картинка не совсем в тему, а толстяк за столом с вредными продуктами — уже лучше.
3. Предлагаем к каждой картинке написать буквально одну-две фразы-пояснения. Это должен быть тезис. а по коротким тезисам и картинкам необходимо научиться делать доклад.
4. Ребенок, смотря на картинки сам рассказывает, а потом мы вместе ищем и добавляем интересные факты. А еще родители могут показательно рассказать тему по его картинкам.
А тут в школе детей с первого класса стали обучать работать на ноутбуках. Я сделала даже для себя открытие: программа Пауэр поинт вызывает просто восторг. Дети делают слайды с картинкой, пишут к какртинке фразу-две и также по ним рассказывают, но там много фонов, эффектов смены слайдов, прыгающий текст и прочие функции, поэтому для детей составление презентаций стало веселой игрой. Ну и хранить результаты их деятельности проще, они место не занимают.
Предвидя вопрос:
С какого возраста надо учить делать доклады?
Лет с 4 точно, потому что дети одновременно разовьют связную речь (будут к школе свободно говорить 10-20 минут по заданной теме), научатся сами искать и выбирать информацию, разовьют память, узнают про опорные сигналы (по сути картинка, — это и есть опорный сигнал для них) и узнают много нового об окружающем мире.
Если с 4 лет начать так делать доклады, то в 6-7 лет уже можно делать исследовательские работы, в которых выдвигается гипотеза, а потом она проверяется. Постепенно дети учатся в работе определять цель и задачи, предмет и объект исследования. так что курсовые и диплом в институте им проблем не создадут.
Вот примеры исследований:
1. Доказать, что растения без света не могут фотосинтезировать
2. Доказать, что в нашем меню слишком много сахара и соли, а это вредно
3. Доказать, что гулять нужно каждый день.
4. Доказать, что малыши копируют поведение старших.
Да, все нужно доказать при помощи фактов из книг и интернета и своих опытов. Легко? Для детей вполне достаточная сложность, их главная задача — научиться правильно выстраивать доказательные логические цепочки излагать свои доказательства.
Я тоже считаю, что в таком возрасте это делать слишком рано. Более того — для чего тогда ребенок будет учиться в школе, в университете? Думаете, что там его этому не научат или научат хуже, чем Вы? Всему свое время.
В школе этому не научат, там будут задавать доклады, но то, как их чаще всего делают школьники, просто жалкое зрелище. я уже молчу о том, сколько мы с мужем речь его репетировали перед защитой диплома в ВУЗе! Да, именно потому, что его не научили! Можно учить этому уже школьника, если считаете, что раньше не нужно, но учить все равно должны родители.
Извините, но, по-моему, если речь ребенка (хотя какой там уже ребенок, если он уже заканчивает университет) перед защитой диплома репетируют его родители, то это не зависит от того, как учат в университете, а от самого ребенка.
Речь «ребенка» с ним репетировала я, а не его родители, потому что муж, конечно, говорил свою речь, но явно не достаточно лаконично и убедительно (я понимаю, что физику и программисту болтать много не надо, но звучать речь на дипломе должна красиво!). У этого «ребенка» уже свои дети были.
Мария полностью с тобой согласна. У нас в школе это называется «сказка терапия». У меня дочка с 2х лет в дет школу раннего развития ходит. Там детям сказки рассказывают показывая на доске картинками, потом каждому по теме задают вопрос, далее ребенок сам описывает и показывает на доске эту сказку ( это с 2х лет), А с 4х лет лети сами «презентации» делают на доске с картинками. Мой ребенок одаренный и ей это всегда нравится. Сейчас в свои 5 лет они изучают: Математику, Русский, Английский, Казахский языки, Ознакомление окружающего мира, Логика, художественная литература, творчество, Музыка, Письмо, Физ культура, Развитие речи, с/познание. Это 5 раз в неделю по 4 часа в день. Еще она захотела сама заниматься в кружке творчества, это дополнительно по полтора часа 2 раза в неделю. Хочет еще заниматься восточными единоборствами, но я пока не готова к этому ))) До этого на танцы ходила год, но потом сказала, что ей это стало не интересно. Я думала, что ребенку не интересны учитель или одногруппницы, переводила в 2 другие школы танцев, но ее это не заинтересовало. Не стала ребенка «грузить» этим. Не хочет, не надо. А сын, как и все младшие, смотря на старшую уже многому научился сам. С 3х лет отдам в туже школу, что ходит старшая.
темы для 4 лет — сложны и не актуальны, но что начинать надо с раннего возраста — полностью согласна!
очень важная тема! К сожалению, сейчас и многие взрослые не умеют связно говорить.....
Взяла на заметку. Спасибо!
Жаль об этом раньше не задумывалась, многое упустила… Но еще многое пригодится.


Спасибо, Маша! Очень полезные навыки для ребенка. Смутила полемика в первых комментах, но твои младшие дети без насильного вмешательства учатся читать, писать, думать и выражать мысли — мне кажется, здесь нет ничего катастрофичного…
п.с. Надеюсь, ты у же работаешь над книгой
я прям вижу достаточно красочное издание, не перегруженное текстом и переполненное полезной информацией для мам и детей!
Очень интересная статья))
Мария, я хотела у вас спросить как у опытной мамы. как вы учили первого ребенка читать? по какой методики? старший сын знает все буквы из алфавита, думаю пора уде учить читать, но немогу ни как определиться с методикой. может подскажете? Методику Домана в принципе изучила.
Букварь Жуковой очень удачный. В дополнение к нему использовала плакат со слогами говорящий и кубики Зайцева
спасибо
а во сколько лет учили читать
В 3, он сам пришел и сказал, что хочет научиться читать, я его идею одобрила. Не могу сказать, что сильно прямо учили, только по его просьбе. а вот в 5 уже конкретно прошли фонетику, слоги по букварю. хотя к тому времени он уже читал.
легко? это для меня нереально сложно! что уж там до ребенка, я сама не знаю как это делать, что ж тут от 4 летнего ребенка это требовать? а они у тебя уже умею читать и писать в 4 года?
эти темы с 6-7 лет, они слегка исследовательские. читать и писать в 4 года умеют, хотя я против того, чтобы так рано читали и писали, но они старших копируют и учатся.
Маша, скажите, пожалуйста, у вас все дети любят читать? Были ли проблемы с тем, чтобы привить интерес к чтению? И нужно ли за это бороться с самого раннего детства?
Старший очень любит книги (как и я сама, я без чтения не могу), а младший не интересуется вообще! Меня это пугает. Он их только ест))) Буду благодарна за совет.
Как правило, личного примера достаточно, в читающей семье дети тоже обычно начинают любить книги. все в разном возрасте, у меня Сережик до 3 лет не говорил и не слушал книги, которые мы пытались ему читать. Вообще! а в 4 года САМ начал читать, научился от старших. сейчас ему еще 6 лет нет, так он бегло и взахлеб читает целые книги, а потом пытается их всем окружающим рассказать, ему самому интересно, он берет и читает.
сам план хорош))