История Хелен Келлер меня покорила давно… но фильмы я посмотрела недавно и оба сразу, подряд.
Итак – Хелен Келлер - (27 июня 1880 — 1 июня 1968) - американская писательница, лектор и политическая активистка.
В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла заболевание (предположительно, скарлатину; педиатр при осмотре классифицировал расстройство как «воспаление мозга»), в результате которого полностью лишилась слуха и зрения. Но она получила высшее образование (первый слепоглухой человек получивший высшее образование) и даже научилась говорить обычной речью, не только с помощью языка жестов.
О периоде жизни ребенка – примерно 7 лет – когда девочке наняли гувернантку – учителя, Уильямом Гибсоном была написана пьеса «Сотворившая чудо». А в 1962 году снят фильм, еще при жизни Хелен. А в 2000 г сняли еще один фильм – так называемый ремейк.
Первый фильм (1962г), конечно, посильнее - правдоподобнее. Второй вариант, как принято говорить, лайт: и сцены не такие яркие и девочка максимально милая и платьица у нее красивущие.
Фильм очень тяжелый, так как порождает двоякие вопросы, особенно сцены воспитания девочки. Где любовь и где вседозволенность? Где степень, грань, порог снисходительности к болезни? Нужно ли проявлять снисходительность к больному ребенку (человеку вообще)? Как ее проявлять? Зачем? Жестокость и воспитание – где грань? Лишения… дрессировка… натаскивание… или привитие навыка и знаний?
Особенно сильная сцена в столовой – не дать голодной слепой девочке еду, отталкивая ее от тарелки – жестоко? Родители из-за любви позволяли ей брать все что угодно в их тарелках. Но результат такой любви - полевое поведение /характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля)/. И новая гувернантка, получая пощечины и пинки, начинает обучать девочку правилам поведения. И языку жестов. Весь фильм посвящен именно этому обучению, пока девочка не поняла связь между предметным миром и жестовым языком.
Безусловно это был прорыв в мире специальной педагогики и яркий пример.
Фильм говорит нам о том, что человеком не рождаются о природы, им становятся – поэтому Энн Салливан пыталась разбудить человека в Хелен с помощью мыслительного процесса, в первую очередь – с помощью языка, так как овладение языком – важнейший критерий развития ребенка. Мы привыкли осознанно общаться с помощью речи, и другого такого же эффективного способа объяснить что-то, научить чему-то, как рассказать это словами, мы не знаем. Фильм «Сотворившая чудо» подтверждает это мнение, говоря о том, что слово и мысль — это одно и то же, что где есть слово — там есть и мысль.
Справедливости ради хочу отметить, что все же не так была запущенна девочка. До Салливан за ней ухаживала одна из служанок, которая познакомила ее с миром предметов. Так что предметная деятельность у ребенка уже была налажена.
Что сказать о героях фильма? Ничего не скажу – каждый сам определит для себя правоту каждого. Кстати, для меня некоторые герои в фильме 2000 года стали совершенно иными по характеру и восприятию. И еще – в фильме 2000 года как-то скомкано, на мой вкус, закончено. В первом фильме концовка более логична.
Так же хочу сказать, что Хелен Келлер всю свою жизнь прожила вместе со своей учительницей Энн Салливан, до ее смерти.
Итак – Хелен Келлер - (27 июня 1880 — 1 июня 1968) - американская писательница, лектор и политическая активистка.
В возрасте девятнадцати месяцев Келлер перенесла заболевание (предположительно, скарлатину; педиатр при осмотре классифицировал расстройство как «воспаление мозга»), в результате которого полностью лишилась слуха и зрения. Но она получила высшее образование (первый слепоглухой человек получивший высшее образование) и даже научилась говорить обычной речью, не только с помощью языка жестов.
О периоде жизни ребенка – примерно 7 лет – когда девочке наняли гувернантку – учителя, Уильямом Гибсоном была написана пьеса «Сотворившая чудо». А в 1962 году снят фильм, еще при жизни Хелен. А в 2000 г сняли еще один фильм – так называемый ремейк.
Первый фильм (1962г), конечно, посильнее - правдоподобнее. Второй вариант, как принято говорить, лайт: и сцены не такие яркие и девочка максимально милая и платьица у нее красивущие.
Фильм очень тяжелый, так как порождает двоякие вопросы, особенно сцены воспитания девочки. Где любовь и где вседозволенность? Где степень, грань, порог снисходительности к болезни? Нужно ли проявлять снисходительность к больному ребенку (человеку вообще)? Как ее проявлять? Зачем? Жестокость и воспитание – где грань? Лишения… дрессировка… натаскивание… или привитие навыка и знаний?
Особенно сильная сцена в столовой – не дать голодной слепой девочке еду, отталкивая ее от тарелки – жестоко? Родители из-за любви позволяли ей брать все что угодно в их тарелках. Но результат такой любви - полевое поведение /характеризующееся низким уровнем произвольности (недостатком самоконтроля)/. И новая гувернантка, получая пощечины и пинки, начинает обучать девочку правилам поведения. И языку жестов. Весь фильм посвящен именно этому обучению, пока девочка не поняла связь между предметным миром и жестовым языком.
Безусловно это был прорыв в мире специальной педагогики и яркий пример.
Фильм говорит нам о том, что человеком не рождаются о природы, им становятся – поэтому Энн Салливан пыталась разбудить человека в Хелен с помощью мыслительного процесса, в первую очередь – с помощью языка, так как овладение языком – важнейший критерий развития ребенка. Мы привыкли осознанно общаться с помощью речи, и другого такого же эффективного способа объяснить что-то, научить чему-то, как рассказать это словами, мы не знаем. Фильм «Сотворившая чудо» подтверждает это мнение, говоря о том, что слово и мысль — это одно и то же, что где есть слово — там есть и мысль.
Справедливости ради хочу отметить, что все же не так была запущенна девочка. До Салливан за ней ухаживала одна из служанок, которая познакомила ее с миром предметов. Так что предметная деятельность у ребенка уже была налажена.
Что сказать о героях фильма? Ничего не скажу – каждый сам определит для себя правоту каждого. Кстати, для меня некоторые герои в фильме 2000 года стали совершенно иными по характеру и восприятию. И еще – в фильме 2000 года как-то скомкано, на мой вкус, закончено. В первом фильме концовка более логична.
Так же хочу сказать, что Хелен Келлер всю свою жизнь прожила вместе со своей учительницей Энн Салливан, до ее смерти.
Надо обязательно посмотреть
Не могу понять как можно слепоглухому человеку получить образование
а так девочка такая не с рождения, это раз, потом она изначально была умна, ну и наука не дремлет, сейчас столько инетерсных изобретений
Да вот понимаю, что это реально, но вот каааак. Очень интересно
речь — главное запустить речь хоть как — сразу буде мыслительный процесс, нейропсихология сейчас парится по этому поводу много
Так ребёнок ничего не слышит. И не видит. Как объяснять чего-то. Вот я представила себя… не вижу и не слышу. Как например меня научить тому, чего я не знала ранее. Если и не сказать мне. И не показать.
А я не могу понять, как можно обучить наукам с помощью жестов? Я понимаю, что бытовым навыкам да, но как быть с логикой, как можно получить унивеситетские знания при помощи жестов?
Все равно, не верю, что может, человек усвоить программу. Посещать занятия да, хотя и посещать смысла нет(
Так может там все на уровне чуда и было? И диплом дали так, просто за попытку?) Но, спасибо, почитаю об этом.
Спасибо, что рассказали. Надо бы посмотреть фильм. Меня очень поразила история, когда я читала про этих двух женщин.
Была на спектакле в театре, плакала. Удивительная история
РАМТ вроде бы