Работая в детском саду, заметила такую вещь
— детей искусственно и очень мощно ограждают от переживаний, не рассказывают грустных историй, пропускают в «Золушке» абзац о том, что мама умерла. На полном серьезе на просторах инета обсуждается жестокость и немилосердность народных и авторских сказок, нет, не тех, что Афанасьев для подросших детей и взрослых собирал. Классические сказки, «Пряничный домик», к примеру, сказки Чуковского, «Красная шапочка» и даже «Колобок» (жестокая лиса съела говорящее хлебобулочное изделие, так и видится её хищный оскал, морда, усыпанная крошками, подергивающимися в предсмертных конвульсиях и горящие светом а ля Кинг глаза). Смешно, право. Смешно… было бы… если бы не было так грустно.
Простая истина, которую почему-то не хотят понять многие родители: искусственно ограждая от естественных детских переживаний, горечи и боли, мы воспитаем даже не неженок, а бесчувственных людей. Кажется, так просто — чтобы уметь сопереживать, сочувствовать, надо для начала научиться переживать и чувствовать.
В повести Алексина «Третий в пятом ряду» воспитатель от Бога говорит такие слова:
— Они должны уметь плакать… Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого.
А мы обучаем, обучаем и обучаем, буквы с пеленок, считать до ста в два года, наплевав на законы развития детской психики. Презрев тот факт, что лет до 6-7 эмоция тащит разум, а не наоборот. Младенец чувствует интонации, не понимая сказанных слов, по тембру голоса, жестикуляции и мимике он постигает смысл сказанного. И умнеет, да, умнеет. Через аффективную сферу. Раннее обучение — враг раннего развития, вот так категорично, если хотите.
А вы слышали об эмоциональном интеллекте (ЭИ)? Расхожее мнение, что успешны в этой жизни троечники, верно лишь отчасти. Успешны не троечники. Успешны те, у кого не только «котелок варит», но кто умеет справляться со своими чувствами и понимать чувства других людей. При этом вовсе не обязательно, чтобы айкью зашкаливал. Важнейшая составляющая интеллекта вообще — ЭИ, помогает человеку жить в ладу с собой и с миром, на языке психологов это называется внутриличностной и социальной компетентностью. Хотите, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, смог справляться со стрессом, не ранить других, искусно разрешать конфликты, как межличностные, так и конфликты с самим собой? Тогда развивайте этот самый ЭИ. До поры, до времени ставьте во главу угла воспитание чувств, а не разума. Подчеркиваю, я говорю о приоритетах, а не об игнорировании развития мышления.
Совсем недавно проводила в группе очередное занятие, оно задумывалось мною скорее познавательным, чем терапевтическим или коррекционным. Накануне отгремел по стране праздник, поэтому на мой вопрос: «Как вы отдохнули в эти выходные?», — я получила прогнозируемые ответы.
-Ходили в кино, на тридэ.
-Была в театре.
-А мы дома танцевали, врубили музыку!
-А вы знаете, что раньше, давным-давно, когда не было электричества, кино, магнитофонов и компьютеров, театр был дорогим удовольствием, но ваши сверстники тоже любили слушать музыку, как же они могли это сделать? Особенно бедные дети. Давайте на минуточку представим, что мы там, где нет магнитофонов, телевизора, кинотеатров, но вы остаетесь такими же детьми, которые любят петь и танцевать.
Посмотрели слайд-шоу — под пьесу «Шарманщик поет» на стене группового помещения менялись картины и фотографии с шарманщиками. Ребята прониклись и осознали, что появление бродячих артистов, шарманщика — становилось событием, праздником, поэтому бедняки отдавали монетки и делились с ними хлебом, ведь музыканты дарили людям РАДОСТЬ.
Я не удивилась, что дети не знают о тяготах житья-бытья людей в позапрошлом веке. Все понятно, это подготовительная группа, на носу школа, надо научиться решать примеры и читать сто пятьдесят слов в минуту. Да, я слегка утрирую, но, поверьте, слегка.
Комментарии
Предыдущая статья
Просто хваст.
Следующая статья
Началась моя разгульная жизнь.
Я своих детей не мучаю изучением цифр и букв до школы, учатся на 4-5, пятерок больше. Причём уроки сами учат, я ни разу не помогала. 5 и 3 класс… Не понимаю, зачем у ребёнка ещё до школы вырабатывать отвращение к занятиям, они хотят играть, бегать на улице, а не сидеть зубрить
Мой в спартанских условиях живет. Не ограждаю ни от чего. Все объясняю и рассказываю по мере поступления вопросов.
Я не работаю в саду. Это статья
Ну вот( я думала Вы в теме ☹️
Ох как я с вами согласна.
Все помешали ь на этом раннем развитии, в пол года цвета, в год цифры в два буквы… Напроч забывая что это вообще не главное. Без этого ребёнок может быть счастлив в будущем, гюбой здоровый трехлетка выучит это за месяц, но пока его бедного в год добили цифрами да цветами важное было упущено
Согласна. Люди забыли, что самое главное быть счастливым, добрым, сочувствующим человеком. Сейчас все гонятся за успехом.
Я тоже не понимаю, почему многие ограждают детей от понятия "смерть", например. Ведь это же часть жизнь. Кто-то рождается, кто-то умирает. Почему ребенку не нужно это знать? Почему не говорят, что прабабушка, прадедушка на самом то деле умерли? А говорят, что уехали далеко. Это же обман. Нужно объяснить, что, как и почему. Для 3-5 лет это уже вполне нормально, как по мне. Мои адекватно это восприняли. Они умеют сочувствовать ближнему, когда ему плохо, больно. В садике всегда придут на помощь, если кто-то ободрал коленку, пожалеют. А некоторые мамы вопят: ой ой не смотри туда, там кровь, не подходи. Зачем ограждать от всего на свете?
И я разрешаю ему переживать эмоции, не запрещаю и не отвлекаю. Поэтому он может за кого-то грустить.
На самом деле многое проходит мимо детей "эта же психологическая травма"
Не встречала такого, своих не ограждаю
Надеюсь, что вы истинный педагог.