Родительское отчуждение и его негативные последствия для ребенка


Родительское отчуждение и его негативные последствия

Проблема родительского отчуждения и его негативных последствий довольно распространена. Следует обратить внимание на его основные аспекты, основанные на информации, полученной в результате анализа исследований специалистов, занимающихся этой проблемой, и на информации из анализа исследовательского проекта «Родительское отчуждение — предварительное исследование проблемы и ее последствий в России».
Исследования, проведенные в рамках этого проекта, носят описательный характер и указывают на проблему и ее субъективный масштаб. В то же время они не указывают на размах этой проблемы.
Родительское отчуждение представляет собой группу сознательного или бессознательного поведения, ведущего к нарушениям во взаимоотношениях между ребенком и родителем.
Способы родительского отчуждения, такие как манипулирование убеждениями, установками, эмоциями (включая страхи ребенка), эмоциональный шантаж, воспрепятствование контакту ребенка с родителем и другие негативные действия, ведущие к разрушению их взаимоотношений, направленные на субъект родительского отчуждения. Все это может способствовать развитию у ребенка нарушений здоровья, эмоционального развития и поведения.
Говоря о некоторых негативных последствиях родительского отчуждения для ребенка, эксперты с опытом работы в судах классифицируют такие эффекты, как следствие, ведущее в будущем к социальному отчуждения ребенка.

Негативные последствия родительского отчуждения:
— проблемы во взаимоотношениях и построение интимных отношений;
— проблемы с контролем гнева и враждебность в отношениях;
— психосоматические проблемы;
— проблемы со сном и приемом пищи;
— чрезмерная зависимость;
— чувство права на собственную ярость.
В то же время ряд специалистов указывают на наличие низкой самооценки, недоверия, депрессии и склонности к зависимости у детей, переживающих отчуждение родителей, что вызвано потерей способности дарить и получать любовь от своих родителей.
Такой перечень негативных эффектов не является исчерпывающим. Среди прочих к ним следует отнести постоянную тревожность или суицидальные наклонности.

Родительское отчуждение — это насилие над ребенком и другим родителем.

Негативное влияние родительского отчуждения на отношения с родителем может быть различным, и не представлено как однозначный синдром. Случается, что ребенок агрессивно настроен по отношению к родительскому отчуждению, отвергает его или, наоборот, проявляет агрессию. Ребенок может использовать слова опекуна при принятии своих убеждений или сознательно лгать, будучи на практике зависимым от лица, осуществляющего уход или окружающей среды, в которой ребенок живет постоянно.
Родительское отчуждение часто скрывается под видом конфликта или родительской борьбы, которая поддерживает сохранение и эскалацию проблемы, указывая на коллективную ответственность и приводит к тому, что жертва проблемы рассматривается как виновник. Родитель, часто затрудняется признать, что он и его ребенок являются жертвой насилия, и информирует о своей проблеме, которая фактически является защитой от этой формы насилия.
Изучение этой проблемы как конфликта или борьбы между родителями может повлиять на отношение судей, выносящих решения об опеке над ребенком после развода родителей. Более того, взгляд в суть конфликта вызывает необходимость в защите детей от негативных последствий этого конфликта. С другой стороны, перспектива возможного насилия показывает реальную форму проблемы.
В этой области следует проводить дополнительные исследования, особенно когда наблюдения указывают на возможность функционирования неписаного права, противоречащего правам ребенка. На первый взгляд этой ситуации способствует слишком большая свобода, предоставленная органам опеки в области заботы о правах ребенка.
Более того, отчуждение родителей не обязательно должно быть по линии отец-мать. Оба родителя могут подвергаться родительскому отчуждению со стороны других людей, например бабушки, дедушки. Родительское отчуждение также может быть инструментом подчинения одного из родителей для получения более высоких алиментов.
К формам родительского отчуждения относятся ложные обвинения в сексуальном насилии над ребенком, в том числе вовлечение в такие действия как избиение родителя в его присутствии, что приводит к запугиванию ребенка. Вовлечение ребенка в ложные обвинения в сексуальных домогательствах само по себе является формой словесного сексуального насилия над ребенком, поскольку затрагивает эти области детской психики.
Отдельным аспектом процесса родительского отчуждения является индуцирование или влияние на усиление расстройств у другого родителя, например: провокация конфликта для получения желаемого мнения и эффекта, игнорирование, обесценивание или возбуждение страха перед ребенком.
Эффектом такого отношения может быть фрустрация, вызывающая агрессию, в том числе неосведомленность по отношению к ребенку, беспомощность, гнев, усвоенная беспомощность, депрессивные и тревожные состояния, снижение самооценки.
На наличие некоторых аспектов родительского отчуждения указывал Вильгельм Райх, который в своей работе, опубликованной в 1933 году. Пятьдесят лет спустя американским судебным психиатром доктором Ричардом Гарднером была разработана еще одна хорошо известная концепция проблемы, которую он назвал синдромом отчуждения родителей. Так называемый синдром родительского отчуждения (PAS) и определенная группа эффектов разной степени тяжести. Согласно первоначальному определению Гарднера, — это расстройство у ребенка, которое в контексте развода вызывает обесценивание одного из них. Ученый указал на наличие 8 признаков, которые демонстрирует ребенок, испытывающий эту проблему, и пришел к выводу, что PAS можно диагностировать только при отсутствии других форм насилия в отношении ребенка, например, сексуального насилия со стороны отца. Эту концепцию критикуют за неточности и упрощения.
Другой американский судебный психиатр, доктор Марк Дж. Акерман, который позже занимался этой концепцией, описал PAS как расстройство, предъявляемое ребенком, которое под влиянием манипуляции со стороны одного из опекунов, обычно играющих ведущую роль в воспитании ребенка, чрезмерно критикует и обесценивает другого опекуна без проявления чувства вины и стыда.
Обе эти концепции не отражают в полной мере негативные последствия родительского отчуждения.

Причины и их интенсивность:
• со стороны родителя, опекуна и их окружения (в том числе оба родителя могут быть жертвами);

• в ненадлежащем поведении сотрудников различных учреждений;

• в несовершенстве семейного права.

Во время исследовательского проекта «Родительское отчуждение — предварительное исследование проблемы и ее последствий в России» можно было наблюдать проводимые психологические тесты по решению судов, попечительских советов, педагогических консультационных центров и образовательных учреждений.
С юридической точки зрения процесс отчуждения родителей в России согласно законодательству позволяет оставить все права для родителей, которые находятся в процессе развода, в том случае, если они достигнут соглашения о порядке воспитания ребенка.
Следует отметить, что определение места жительства ребенка с родителем, который имеет социальный статус и материальное положение выше, чем второй родитель, создает условия, благоприятные для родительского отчуждения и его негативных последствий, связанных с этим.
Проблемы родительского отчуждения имеют негативные последствия не только для детей, их родителей, бабушек и дедушек, но и для безопасности общества и государства в целом, деморализует несовершеннолетних, снижает их доверие к закону.

Проблемы ребенка, воспитанного одним родителем

Исследования указывают на наличие проблем у детей, растущих без отца или матери, даже в ситуации, когда родительского отчуждения не происходит.
Проведенные исследования показывают, что как дети, так и родители из неполных семей страдают эмоциональными расстройствами. В этом случае доминирующими расстройствами у детей являются тревога, агрессия, заторможенность, поведенческие расстройства, симптомы депрессии. В научных публикациях можно найти информацию о возникновении таких расстройств у детей как: снижение эмпатии, рост насилия, поведенческие проблемы, психические расстройства, более низкая социальная оценка, низкая успеваемость и пограничные расстройства личности, а также повышенный риск депрессии и наркомании.
Доктор Алисия Чередерецка в своих научных работах отмечает, что, в случае, когда основная забота о детях была передана отцу до того, как они достигли школьного возраста, они испытывают проблемы с самооценкой, неудовлетворенную потребность в безопасности, зависимость, неадекватность в решении проблем, изоляцию или поиск поддержки.
Можно сделать вывод, что в связи с тем, что структура и функционирование семейного права на практике способствуют практическому отделению ребенка от одного из родителей, чаще всего от отца, может квалифицироваться как дискриминацией детей из неполных семей по отношению к детям из в полных семей. Такая ситуация, как воспитание без отца или матери подвергает их расстройствами психики и развития.
Для решения проблемы и изменения ситуации в лучшую сторону, необходимо предпринять разноплановые действия, в том числе изменить семейное законодательство в сторону использования обязательного попеременного (совместного) ухода во всех сферах, где это возможно, наряду с введением адекватной правовой, мотивационной и терапевтической поддержки, адекватных программ. 


Рубрика Дети
наталья
наталья
Константин
13 лет
001332

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества