К году дети уже очень отличаются по общительности, коммуникативным навыкам. Это нормально, просто у каждого свой темп. Поэтому нужно в интервале с года до трех лет в занятиях плавно перейти от набора для первого года, до набора занятий для дошкольника с 3 лет. Пока будет промежуточный вариант.
Делаем все, что делали до года. особенно разговариваем и все объясняем. Только разговариваем эмоционально, чтобы ребенок чувствовал, что вам интересно, но не сюсюкаем и не коверкаем слова. Тут же в речи уже подключается подобие опытов: лед тает, при положительной температуре он превращается в воду, вода окрашивается красками, потому что краски растворяются в воде, уксус с содой шипят, потому что происходит химическая реакция с выделением газа. На природе тоже все объясняем: звезды светят, потому что в них идет ядерная реакция, луна отражает свет солнца, поэтому мы ее видим, трава зеленая, потому что в ней хлорофилл, морковка оранжевая, в ней краска — каротиноиды. Не бойтесь терминов! Для ребенка, что «хлорофилл», что «машинка» — по сложности одинаково! Зато терминов он не будет «бояться», когда начнет изучать серьезные вещи.
Спорт. Учим ребенка кататься на велосипеде, лыжах, бегаем, кидаем мяч в корзину (коробку, яму), прыгаем через веревочку, играем в салки, осваиваем лестницы. Сейчас ребенок ничего не боится, учите его всему, чему хотите, только страхуйте. Главное, много двигаться, очень много! развитие происходит очень быстро. Не ведите ребенка на площадку, где все сидят в песочнице, возьмите спортинвентарь и отправляйтесь на открытое пространство. возьмите единомышленников с детьми, чтобы все дети активно двигались, а не стояли и не сидели на месте. Одежда должна быть удобной, иначе двигаться ребенок не захочет. Стимулируйте движения своими действиями, например, раскидайте по полю игрушки и попросите собрать их, ставьте ребенка на лыжи, а сами догоняйте его.
Творчество. Продолжаем рисовать на поверхностях, которые трудно съесть и лепить из безопасной массы. Постепенно даем и бумагу. Предлагаем крупные картинки раскрасить точками (примакиванием пальцев), шариками из пластилина замостить, потом уже учим аккуратно раскрашивать полностью. Рисуем с ребенком из геометрических фигур. Лепим колбаски и шарики, соединяем их в рисунки. мне очень нравятся папки Лыковой с творческими идеями лепки, простого рисования, аппликации, я их скачала и таскаю идеи.
Также ребенок ближе к 2 годам прекрасно может клеить элементы, которые вы вырезали, собирая целую картинку, вот пример:
Очень по возрасту монотипия. Дайте любые пятна поставить на лист, а потом лист согните пополам. придумайте вместе с детьми. на что похоже то, что получилось.
Вообще дети очень любят примакиванием рисовать, поэтому можно использовать в качестве кисточек (которые им пока еще трудно держать) губки для посуды разной формы, мягкости и текстуры. просто вырезайте кусочки-кисточки разного размера и пусть ребенок губкой рисует.
игрушки. Самое время для пирамидок, сортеров, стаканчиков-вкладышей. это ни для кого не секрет. также простые действия с куклами, машинками, предметами посуды. но это все очевидно. Только помните, что вы должны комментировать действия ребенка, пока он еще не может сам их комментировать.
Я с года активно собираю с детьми из Лего-дупло. Сначала просто пирамидку, чтобы ребенок научился вставлять детали одну в другую, потом они крепят элементы к машинкам и самолетам, мебель в дом, человечков сажают в машину, уже к 2 годам даю инструкцию по сборке, где надо 3-5 деталей соединить в определенном порядке, ребенок уже готов ей следовать. Так и учимся конструировать.
Настольные игры в 1,5-2 года тоже можно начать использовать. Пазлы по 2, 3, 4 элемента. А к 3 годам уже до 12 элементов (от ребенка зависит, может только 8, а может, и 24). Каркасон детям очень нравится, дженга, баланс, блокус. Играем по упрощенным правилам, понятное дело.
Математика. Просто считаем все при ребенке: еду, игрушки, машины на улице, цветы в букете. Произносим ребенку задачи вслух: вот сидят на берегу две уточки и три утенка, всего птичек сколько? Два плюс три равно пяти. Всего пять птичек сидят на берегу. Сравниваем: больше-меньше, выше-ниже, полный-пустой, широкий-узкий, тяжелый-легкий. Потом вводим понятее больше, еще больше, средний, легче и т. д. После двух лет взвешиваем с ребенком, сравниваем объемы, переливая жидкости. Все должно быть наглядно. Около 2 лет ребенок уже понимает, что цифра на бумаге может указывать на количество, начинаем тогда же сравнивать количества: 2 кубика — меньше, чем 8 кубиков (пока очевидные сравнения с большой разницей).
Развитие речи: читаем ребенку стихи, рассказываем обо всем и ловим момент, когда ребенок захочет говорить. Многие дети уже в 2 года могут рассказать простой стишок, рассказать, что он делал, что видел. Кто-то только ближе к 3 годам. но как ребенок готов, сразу же ловим момент, начинаем каждый день по паре строк с ним учить, постоянно его расспрашивать о том, что было. используйте сами в речи больше прилагательных, синонимов, сравнений...
Развитие моторики: ребенок уже в 1.5 года может пластиковым ножом резать банан, мазать масло на хлеб (криво, но может), можно сортировать горох и фасоль, переливать жидкости, это помимо рисования и лепки. Еще дети любят открывать и закрывать коробочки, крючки, нажимать кнопочки, поворачивать колесики — тоже мелкая моторика.
Очень многое в таком возрасте делается между прочим, а не на конкретных занятиях. Разве что творчество и игры в игрушки требуют отдельного места и времени. Просто помните, что ребенок узнает о мире то, что вы ему покажите и расскажете.
И не требуйте от ребенка что-то повторить, сделать, если он не хочет, он все «впитывает», потом все выдаст. и еще одна идея: делайте презентации тематические. Сейчас в яндексе полно картинок, просто делайте подборку из 5-10 штук, по которой сможете ребенку рассказать тему.
Если трудно самостоятельно придумать темы на каждый день, то просто купите книгу, в которой уже все придумали за вас, у меня вот такие книги есть на все возраста, там подробный план на каждый день + конспекты готовые, я очень довольна! Можно все эти занятия начинать с года, чуть упростив. потом эти книги есть на 3-4 года, 4-5, 5-6 и 6-7 лет!
А вот лепка с года (их целая серия)
Мария, добрый день.
а где вы порекомендуете почитать про методику Шаталова?
В его книгах. У меня и книги все его есть, и видеокурс «Педагогическое мастерство», там часов 10 видео, но все понятно и по полочкам. с него и начала знакомство с методикой.
Спасибо! Все предельно просто и легко!)))
более-менее серия, что-то из нее брала, но далеко не все
Очень во время!!! Спасибо в закладки)
Мария, добрый вечер. Простите, что не потеме. Вот читаю ваши посты и восхищаюсь. А скажите пожалуйста, вы с первым ребенком тоже были такой активной и позитивной мамой или это пришло позже?
Просто у меня проблема (во мне). Никак не могу сына чем-то заинтересовать. Читаю ему он уходит, собираю сортер, он уходит. И так почти со всем. У меня опускаются руки. Я не очень контактный человек и не могу на ходу придумывать занятия, а пассивность сына к моим попыткам меня просто как кувалбой по голове бьют. Это я такая плохая мама, что не могу заинтересовать ребенка? Вы наверно не сталкивались с такой проблемой, в большой семье, наверно, всегда весело. Простите, если отвлекаю.
В большой семье этой проблемы нет, они тянутся за старшими. Но у меня тоже был один ребенок, тоже были аналогичные проблемы (только я, наоборот, придумывала пачками занятия, а он шел своими делами заниматься все равно). И скажу по секрету, первый ребенок позже других и к горшку приучился, и цвета-формы-времена года смог выучить, и на велосипеде и лыжах кататься. Все происходило позже! А вот остальные все делать начинали с минимальным моим участием, в основном их старшие в фоновом режиме научили всему.
Спасибо, успокоили. А то я вас читаю и у меня самооценка падает.
Буду и дальше сына допекать, наверно однажды ему станет интересно со мной играть.
Станет, конечно. дети до трех лет вообще имеют право не удерживать внимание дольше 2-3 минут.
Маша, отличная статья (впрочем как и всегда)! Подскажи, пожалуйста, чем можно заниматься с детенком ДО 1 года? Ребенку 8 мес и я понимаю, что ему скучно, а чем его занять — не знаю. Ткни меня носом, где посмотреть можно или какие-то ключевые слова озвучь, чтобы я сама поискала. Заранее спасибо.
а у меня есть пост про занятия до года
Как всегда все преполезнейше!!! Пусть какие-то (по деткам) пока не совсем актуальны, но мотаю на ус — для будущего)) Все посты в закладках! Спасибо, Машенька!!!
пауэр поинт
Класс! Спасибо большое! В общем-то все так и делаем, но про термины как-то не думали, старались упрощать :) Будем исправляться :)
спасибо! очень интересная информация, многое мы уже давно практикуем, а что-то новое для меня.ещё мы покупаем книги серии «школа семи гномов», нам очень они нравятся! про математику вы правильно написали, я начала с ней считать ступеньки ей ещё года не было, и в 1,6 она за мной повторяла цифры до 10, сейчас она уже хорошо произносит, иногда правильно, а иногда и забывает какие-нибудь цифры)) вообще они сейчас «губки»))
ещё книгу прочитала хорошая Масару Ибука «После трёх уже поздно» очень интересная)
Вы где-то писали про то что с детьми на улице играете в очень активные игры. Расскажите, пожалуйста в какие именно (Моим год и 2,5).
Вы с младшими из обычного пластилина лепите? А то мои( даже старшая) его едят плстоянно. Даю тот который съедобный пока
я тоже мелким даю съедобный. про активные игры создам пост