Сегодня день памяти дивной угодницы Божией блаженной Матроны Московской.

*Выдержки из жития блаженной Матроны*

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1885 году в селе
Себино Епифанского уезда (ныне Кимовского района) Тульской губернии. Село
это расположено километрах в двадцати от знаменитого Куликова поля.

Родители её – Димитрий и Наталия, крестьяне – были людьми благочестивыми,
честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев --
Иван и Михаил, и две сестры – Мария и Матрона. Матрона была младшей. Когда
она родилась, родители её были уже немолоды.

При той нужде, в которой жили Никоновы, четвёртый ребенок мог стать прежде
всего лишним ртом. Поэтому из-за бедности ещё до рождения последнего ребёнка
мать решила избавиться от него.

Об убийстве младенца во чреве матери в патриархальной крестьянской семье не
могло быть и речи. Зато существовало множество приютов, где
незаконнорожденные и необеспеченные дети воспитывались за казённый счет или
на средства благотворителей.

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицина в
соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Ещё не родившаяся дочь явилась
Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и
села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, богобоязненная женщина
отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать
любила своё <<дитя несчастное>>.

Священное Писание свидетельствует, что Всеведущий Бог иногда предъизбирает
Себе служителей ещё до их рождения. Так, Господь говорит святому пророку
Иеремии:*<<Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде
нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя>>* (Иер. 1, 5). Господь, избрав
Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжёлый крест,
который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны
Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется
9 (22) ноября.

Матрона была не просто слепая, у неё совсем не было глаз. Глазные впадины
закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела её
мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Ещё в младенчестве по ночам,
когда родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым
образом снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с
ними.

Матронушку часто дразнили дети, даже издевались на нею: девочки стегали
крапивой, зная, что она не увидит, кто именно её обижает. Они сажали её в
яму и с любопытством наблюдали, как она на ощупь выбиралась оттуда и брела
домой.

С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания и
исцеления больных.

Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божьей Матери. Храм
красивый, один на семь-восемь окрестных деревень. Родители Матроны
отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях.
Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью,
потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка, мать обычно находила
её в церкви. У неё было свое привычное место – слева, за входной дверью, у
западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала
церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, ещё в детстве Матрона
стяжала дар непрестанной молитвы.

Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона
была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не
только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала
приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По её
молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней
стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись
подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из
других уездов и даже губерний. Привозили лежачих больных, которых девочка
поднимала на ноги.

Желая отблагодарить Матрону, они оставляли её родителям продукты и подарки.
Так девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала её главной
кормилицей.

Однажды Матрона говорит матери: <<Мама, готовься, у меня скоро будет
свадьба>>. Мать рассказала священнику, тот пришел, причастил девочку (он
всегда причащал её на дому по её желанию). И вдруг через несколько дней едут
и едут повозки к дому Никоновых, идут люди со своими бедами и горестями,
везут больных и почему-то все спрашивают Матронушку. Она читала над ними
молитвы и очень многих исцеляла. Мать её спрашивает: <<Матрюшенька, да что же
это такое?>> А она отвечает: <<Я же тебе говорила, что будет свадьба>>.

В отрочестве ей представилась возможность попутешествовать. Дочь местного
помещика, благочестивая и добрая девица Лидия Янькова, брала Матрону с собой
в паломничества: в Киево-Печерскую лавру, Троице-Сергиеву лавру, в
Петербург, другие города и святые места России.

До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном
Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта
попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во
всеуслышание сказал: <<Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена --
восьмой столп России>>. Значения этих слов матушка никому не объяснила, но её
близкие догадывались, что отец Иоанн провидел особое служение Матронушки
России и русскому народу во времена гонений на Церковь.

Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась возможности
ходить: у неё внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную
причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней
подойдет женщина, которая отнимет у неё способность ходить. Так и случилось.
<<Я не избегала этого – такова была воля Божия>>.

До конца дней своих она была <<сидячей>>. И сидение её – в разных домах и
квартирах, где она находила приют, – продолжалось ещё пятьдесят лет.
Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий
крест, данный ей от Бога.

На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где
она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в
них – иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами.

Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как и у зрячих людей,
представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого к ней
человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: <<Жаль, матушка, что вы не видите
красоту мира!>> – она как-то ответила: <<Мне Бог однажды открыл глаза и
показал мир и творение Свое. И солнышко видела, и звёзды на небе и всё, что
на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек...>>

Помощь, которую подавала Матрона болящим, не только не имела ничего общего с
заговорами, ворожбой, так называемым народным целительством,
экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими действиями, при совершении
которых <<целитель>> входит в связь с тёмной силой, но имела принципиально
отличную, христианскую природу. Именно поэтому праведную Матрону так
ненавидели колдуны и различные оккультисты, о чём свидетельствуют люди,
близко знавшие её в московский период жизни.

Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато
наделенной свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную помощь
недугующим. История Православной Церкви знает много примеров, когда не
только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники
молитвой врачевали нуждающихся в помощи.

В 1925 году Матрона перебирается в Москву, в которой проживет до конца своих
дней. В этом огромном столичном городе было множество несчастных,
потерянных, отпавших от веры, духовно больных людей с отравленным
сознанием. Живя около трёх десятилетий в Москве, она совершала то
духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело
ко спасению.

Москву блаженная очень любила, говорила, что <<это святой город, сердце
России>>.

Это был новый период её подвижнической жизни. Она становится бездомной
странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся к ней враждебно.
С жильём в Москве было трудно, выбирать не приходилось.

З.В. Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать
блаженной: <<Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком
фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в домик,
а в домике – густой, сырой и промозглый пар, топится железная
печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене,
повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в
ужасе сказала: <<Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живём
вдвоём с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним – неизвестно, а у
нас – две комнаты в тёплом доме, сорок восемь квадратных метров, отдельный
вход; почему же вы не попросились к нам?>> Матушка тяжело вздохнула и
сказала: <<Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели>>.

Жила Матрона до войны на Ульяновской улице у священника Василия, мужа её
послушницы Пелагеи, пока он был на свободе. Жила на Пятницкой улице, в
Сокольниках (в летней фанерной постройке), в Вишняковском переулке (в
подвале у племянницы), жила также у Никитских ворот, в
Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (Загорске), в
Царицыно.

Дольше всего (с 1942 по 1949 год) она прожила на Арбате, в Староконюшенном
переулке. Здесь в старинном деревянном особняке, в 48-метровой комнате, жила
односельчанка Матроны, Е.М. Жданова с дочерью Зинаидой. Именно в этой
комнате три угла занимали иконы, сверху донизу. Перед иконами висели
старинные лампады, на окнах – тяжёлые дорогие занавески (до революции дом
принадлежал мужу Ждановой, происходившему из богатой и знатной семьи).

Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом
предугадывая готовящиеся неприятности, всегда накануне прихода к ней
милиции, так как жила без прописки. Времена были тяжёлые, и люди боялись её
прописать. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших её
хозяев.

Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму
(или сосланы) многие из её ближних. Зинаида Жданова была осуждена как
участница церковно-монархической группы.

Анна Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришёл милиционер
забирать Матрону, а она ему и говорит: <<Иди, иди скорей, у тебя несчастье в
доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на постели, никуда не
хожу>>. Он послушался. Поехал домой, а у него жена от керогаза обгорела. Но
он успел довести её до больницы. Приходит он на следующий день на работу, а
у него спрашивают: <<Ну что, слепую забрал?>> А он отвечает: <<Слепую я
забирать никогда не буду! Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а
так я её всё-таки в больницу успел отвезти>>.

Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: <<Вот сейчас вы все ругаетесь,
делите, а ведь война вот-вот начнётся. Конечно, народу много погибнет, но
наш русский народ победит>>.

Когда началась война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые
ветки. Она их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и
молилась. Её ближние вспоминали, что пальцы её были в ранках.

В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими
бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи, кроме
тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную
целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения с ней
понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к её
спасительным таинствам. Помощь её людям была бескорыстной, она ни с кого
ничего не брала.

Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления
греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что
Господь силен её исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не
пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и
причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она
благословляет обязательно венчаться в Церкви. Всем обязательно носить
нательный крест.

Она утешала, успокаивала болящих, гладила их по голове, осеняла крестным
знамением, иногда шутила, порой строго обличала и наставляла. Она не была
строгой, была терпима к человеческим немощам, сострадательна, тепла,
участлива, всегда радостна, никогда не жаловалась на свои болезни и
страдания. Матушка не проповедовала, не учительствовала. Давала конкретный
совет, как поступить в той или иной ситуации, молилась и благословляла.

Она вообще была немногословна, кратко отвечала приходящим на вопросы.
Остались некоторые её наставления общего характера.

Последний земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня
(улица Курганная, дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув
комнату в Староконюшенном переулке.

И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Лишь перед самой
кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила приём. Но люди всё равно
шли, и некоторым она не могла отказать в помощи.

Говорят, что о времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она
сделала все необходимые распоряжения. Матушка просила, чтобы её отпели в
церкви Ризоположения. (В это время служил там любимый прихожанами священник
Николай Голубцов. Он знал и почитал блаженную Матрону.) Она не велела
приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.

До последних дней жизни она исповедовалась и причащалась у приходивших к ней
священников. По своему смирению она, как и обыкновенные грешные люди,
боялась смерти и не скрывала от близких своего страха. Перед смертью пришел
её исповедовать священник, отец Димитрий, она очень волновалась, правильно
ли сложила ручки. Батюшка спрашивает: <<Да неужели и вы боитесь смерти?>>
<<Боюсь>>.

2 мая 1952 года она почила.

4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось
погребение блаженной Матроны. По её желанию она была погребена на
Даниловском кладбище, чтобы <<слышать службу>> (там находился один из немногих
действующих московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были
началом её прославления в народе как угодницы Божией.

Блаженная предсказывала: <<После моей смерти на могилку мою мало будет ходить
людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве
изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут
толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко
Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу>>.

Ещё перед смертью она сказала: <<Все, все приходите ко мне и рассказывайте,
как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам>>.

А ещё матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою её
ходатайству ко Господу, спасутся. <<Всех, кто обращается ко мне за помощью, я
буду встречать при их смерти, каждого>>.

Более чем через тридцать лет после кончины матушки её могилка на Даниловском
кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали
люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

Матрону знают десятки тысяч православных людей. Матронушка – так ласково
называют её многие. Она так же, как при земной своей жизни, помогает людям.
Это чувствуют все те, кто с верою и любовью просит её о заступничестве и
ходатайстве перед Господом, к Которому блаженная старица имеет великое
дерзновение.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Актуальные посты
прикольная теплая шапка для ребенка крючком
беременность 26 недель форум