Как семья и школа превращаются в фабрику по производству невротиков

— Что, совсем тупой?! Ты что сотворил?!
— Я хотел…
— Чего ты хотел?! Тебе русским языком сказали: сначала пишешь фамилию, а потом имя. А ты? Почему у тебя все наоборот?!
— Я думал…
— Чтобы думать, мозги нужны. А у тебя мозгов нет, раз сначала имя пишешь, а потом фамилию. Садись. Двойка! Дай сюда дневник!
— Я его забыл…
— Что-о-о-о?!!! А голову ты дома не забыл?!.
Этот диалог между учителем и учеником мог случиться в любом российском регионе, в любой школе. Наверное, каждый второй может вспомнить свою школьную историю, когда ему объясняли про «голову забыл». Но наши случаи — это все-таки частности, они не так убедительны.
Мне тут рассказали о результатах масштабного исследования, проведенного среди младших школьников. Обычно в таких проектах задействуют сто, двести, в очень редких случаях тысячу респондентов. А тут — десятки тысяч опрошенных. Более того, сравнивались ответы одних и тех же детей в первом классе и в четвертом. В общем, очень крутое исследование, ему можно доверять.
Пока не все данные обработаны и опубликованы. Но уже можно сделать один очень важный вывод. За время обучения в младшей школе у детей стремительно опускается оценка своей личности. Если в первом классе высокая самооценка у 43,7% детей, то к четвертому количество уверенных в себе падает до 24,2%. Количество учеников с заниженной самооценкой, наоборот, возрастает с 30,2 до 36,6%. Грубо говоря, за четыре класса младшей школы ребенку успевают внушить, что он полное ничтожество. И эти цифры — куда более серьезный повод для паники, чем ЕГЭ и прочие реформы.
Главный инструмент в снижении самооценки — отметки. Забыл тетрадку — двойка. Вместо «2 + 3» написал «3 + 2» — двойка. Поглядел в окно на воробьев — двойка. Не услышал учителя — двойка. Залез на поля страницы — двойка. Для учителя это просто цифра «2». Для ребенка диагноз: он плохой, он недостойный, из-за него бабушка болеет, а папа с мамой подали на развод. К отметкам добавляются окрики про «тупость» и «что из тебя получится». Они окончательно утверждают ребенка в мысли о его никчемности. В итоге мы получаем комплекс неполноценности в национальном масштабе.

Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране.

Можно, конечно, сказать: мол, так и надо, все правильно — родители детей балуют, внушают им всякие глупости о том, что они умные и замечательные, а школа возвращает в суровую реальность. Это было бы правдой, если бы мы жили действительно в таком ужасном мире. К счастью, взрослый мир не так жестко устроен, как школьный.
Школа плодит огромную армию людей с заниженной самооценкой. Из нее вытекает львиная доля наших проблем: пьянство, неготовность проявлять инициативу, агрессия, равнодушие. Даже мания величия часто вытекает из комплекса неполноценности. Если человек кричит: «Я здесь самый крутой, а кто с этим не согласен, сейчас получит в морду!», значит, самооценка у него сильно занижена, ибо тот, у кого она высокая, вряд ли будет об этом кричать.
Не исключаю, что и национализм во всех видах — от битья узбеков на улицах до борьбы с американским влиянием в Госдуме — это тоже плод заниженной самооценки. Человеку, который не уверен в том, что он хороший и его любят, важно доказать свою принадлежность к какой-то особо выдающейся расе или стране. Уверенные в себе люди могут комфортно жить, даже признавая, что их государство или нация частенько бывали неправы.
Я тут дошел до глобальной политики. Наверное, сейчас нужно упомянуть Путина или на крайней случай министра образования и науки — критика государства принесет, конечно, лишнюю сотню лайков и слегка повысит мою самооценку, но начинать надо не с нее. А с… ну, например, с себя.
Мы все соучастники этого преступления. Сколько раз, встречая сына или дочь на пороге, говорим не человеческое: «Привет! Как я рад тебя видеть!», а чудовищное: «Ну, какие оценки в школе? Надеюсь, двоек нет?» Каждый из нас регулярно снижает самооценку своих детей, своих коллег, своих друзей, своих родителей. Я не исключение. И мне стыдно.
Встать на путь исправления не так-то просто. Мы хронически не умеем хвалить. У нас есть дежурное «молодец!», и на этом наши лингвистические запасы иссякают. Зато ругать мы умеем ярко, сочно и разнообразно. Мы профессиональные специалисты по производству комплексов неполноценности…
После этих строк я решил хоть чуть-чуть исправиться. И выписал себе набор похвал для окружающих:
«У тебя получилась отличная статья! Думаю, она порадует многих читателей».
«Спасибо, что помыл посуду. Ты не представляешь, какой это кайф — ужинать в чистой кухне».
«Ты так классно сделал это! Лично у меня вряд ли бы так получилось».
«Я так рад, что ты купил мне шоколадку. Теперь мне жить и работать будет гораздо веселей».
«Все-таки очень здорово, что я работаю вместе с вами».
Ух… Эти пять предложений дались мне тяжелее, чем весь остальной текст. Все-таки плодить заниженную самооценку куда легче, чем с ней бороться.

Г. Тарасевич


d0ll
09521

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена

Можно вставлю свои 5 копеек. Мне 28 лет, но я до сих пор помню как детском саду воспитательница девочку по имени Лиза тыкала лицом в тетрадку и говорила что она тупая при всех… ее потом так и перевели в группу для отстающих. А я тогда сжалась в комочек было страшно, что меня тоже так… Школа, начальные классы, учительница постоянно ставила мне трояки за помарки, когда не было ошибок, просто за «грязное» письмо. класс был продвинутый… задолбала она меня и мама перевела в обычный. Не знаю ошибки закончились сами собой в классе 5-м. Я никогда не была зубрилой. И сейчас имею хорошую профессию и должность. Вот может если б не унижали, было б чуть больше уверенности в себе.

П.С. Свекровь моя учитель младших классов. Она много раз жаловалась на то что дети приходят не подготовленные в школу. Типа родители нифига не готовят деток своих. Поэтому тяжело с такими работать.

Пожаловаться
Елена

Но как говорили, учитель учителю рознь. Я наверно всю жизнь буду благодарна нашей классной. Она учила нас жизни. Всегда к ней можно было подойти и поговорить, она очень хороший психолог. И каждый был в системе, но был личностью! Здоровья ей и долгих лет!!!

Пожаловаться
Ольга

половина глупостей. Хотя бы то, что за «посмотрел в окно — 2, не так написал имя с фамилией — 2». Уважаемые родители будущих учеников, уже несколько лет подряд в начальной школе (1-3 класс) ОЦЕНОК НЕТ!!! Так что двоек вы не увидите до 4 класса (возможно в некоторых до 3 класса). По поводу самооценки можно поспорить. Думаю согласитесь, что каждая мама считает своего ребенка самым лучшим и внушает ему это. НО критерии «самого лучшего» у всех разные: есть нормальные родители, которые занимаются с детьми, а есть такие, которые приводят абсолютно неподготовленного (школа же обязана научить), у ребенка возникают проблемы, а виноваты учителя. Самооценка падает из-за того, что детям внушали долгое время, какие они лучшие, а в классе есть Петя, который читает 100 слов в минуту и умеет писать. Ребенок делает выводы и самооценка падает. У взрослых такое тоже бывает, кстати.

Тем не менее, не могу не согласиться, что система становится с каждым годом хуже, да и по поводу учителей (в общем в любой профессии есть хорошие и плохие)

Пожаловаться
КотикиВперед

на эту тему я задумалась еще в 9 классе, когда была вожатой в школьном лагере, начальником которого была завуч началки… а нас воспитал Педагог с большой буквы

Пожаловаться
Надежда
Я вот полностью согласна со статьей! Дело даже не в орущих учителях, а в системе!!! В которой нет место индивидуальности! Подход один ко всем. В системе в которой пробавляется личность! Чем послышнее стадо, тем удобней системе!
Пожаловаться
Vindy

мне в жизни везло с учителями, да и с родителями в этом плане повезло.

но охотно верю, что не всем так везет. вот недавно я шла мимо школы вечером, там учительница орала на пороге на родителей с, как я поняла, дошкольниками. что их дети тупые, так как в пять лет не умеют того и того, что ничего хорошего из них не выйдет, и таких глупых детей у нее еще не было. и это — не стесняясь — на всю улицу...

Пожаловаться
Надежда
Вы всю мощь нашей системы ощутите только тогда когда Ваши дети пойдут в школу! Наслаждайтесь безработной жизнью! И своими уникальными детьми!
Пожаловаться
Eugenita

отчасти так все и есть....(

Пожаловаться
мышь серая

конечно до маразма 2 за то что сначала пишет имя потом фамилию не дохожу, но когда делают ошибки в своих именах и фамилиях это жесть