Человек, получивший доступ к власти и не запятнавший свою репутацию подкупами и интригами. Женщина, которая сделала себя сама. Ирина Хакамада, без сомнения, уникальная личность на российской общественно-политической арене. В 2008 году она покинула эшелон власть имущих, потому что не могла больше заниматься тем, что, по ее собственным словам, не имеет перспектив, а главное – не приносит удовольствия. После ухода из большой политики пишет книги, проводит мастер-классы, на которых, опираясь исключительно на свой жизненный опыт, рассказывает, как быть эффективным, оставаясь при этом свободным, а главное – счастливым.
– Ирина, судя по вашему плотному графику, спрос на тренинги растет с каждым годом. На мастер-классах вы рассказываете, как строить бизнес, оставаясь при этом свободным. А не противоречит ли в принципе бизнес-подход менталитету русского человека?
Да, индивидуальный бизнес-подход противоречит. Русский человек, его национальный характер весь построен на патернализме: я закончил вуз, потом меня куда-то отправили, потом меня все время опекают, нашел работу, и пусть даже это неперспективно – зато стабильно. Но все-таки 20 лет рынок существует! И рынок меняется, и со временем появляется бизнес-мышление.
– Про сетевой маркетинг часто говорят, что это премиальный сервис, перепродажа, но никак не бизнес...
Это бизнес! Ничем не отличается от любого ритейла. Просто привычный ритейл – это когда есть начальник, менеджеры, продавцы. Несмотря на отсутствие такой должностной иерархии и здания в стиле «Газпрома», сеть – это настоящий бизнес, от человека к человеку, где каждый – топ-менеджер.
– А разве может каждый быть топ-менеджером?
Может, конечно. И если этого понимания нет, то в вашем деле человек не сможет быть успешным. Это горизонтальное демократическое управление, которое пришло к нам из Америки. И именно такая система отвечает требованиям бизнеса в рискованных условиях. Сейчас у нас в стране турбулентность, непредсказуемость, и сетевой бизнес наиболее гибко реагирует на внешнюю среду.
– Почему же тогда к сетевому бизнесу в нашей стране относятся так негативно?
Потому что все началось с одной немало известной компании, которая переняла американскую модель, но наполнила ее плохим – некачественным – продуктом. Многие оказались обманутыми. И теперь этот стереотип преодолевать очень сложно. Все думают: сетевой маркетинг – значит, опять мне будут впихивать туфту. Тяжело, но это тоже вызов, с которым надо справляться. Иметь в виду, что есть барьер, и вести переговоры так, чтобы этот барьер преодолевать.
– В одном из интервью вы говорили, что вывели свою формулу успеха. Расскажите, из чего она складывается.
У меня четыре составляющие: 1) я делаю то, что мне нравится; 2) делаю это настолько профессионально, чтобы получать достаточно денег, чтобы спокойно делать первое; 3) делаю это только среди тех, кто мне нравится, и 4) только для тех, кто мне нравится.
– А для бизнеса – где найдете тех, кто понравится?
Если вы делаете свою работу профессионально, то вы обязательно найдете свою целевую аудиторию. И в ней – тех, кто нравится и у кого есть деньги для бизнеса. Например, ваша аудитория – в городах, где люди очень много работают, хотят быть современными, в хорошей физической форме, и запутаны в этом бесконечном разнообразии и диком питании. Так и я делаю – нахожу свою аудиторию. Сегодня у человека, который хочет быть успешным в бизнесе, должно быть открытое сознание, он должен знать не только свою работу и ее технологии – он должен понимать, что происходит в стране, мире, экономике, политике, культуре, моде… Тогда он продаст все что угодно. И мало кто этому учит. Все обучают технологиям своего бизнеса, но мало кто обучает видению мира.
интересная женщина, мне в прЫнципе нравятся не заурядные личности)
Бизнес-аналитик она ничего, а как политик — слабая.
Я вообще не люблю либералов, работающих над разрушением России. Раньше нравилась мне