ДИССЕРТАЦИЯ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Налоги на доходы физических лиц, их роль и место в теории о налогах
Самые первые теории налогообложения исходили из того, что налог рассматривался как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и другие услуги.
Превращение налогов в главный источник государственных доходов создавало возможность и поставило задачу исследования природы налогов, в том числе источников и принципов обложения.
Основоположник классической теории А.Смит (1723-1790) считал, что налоги играют лишь роль источников доходов бюджета государства и им должна быть присуща равномерность, определенность, удобство оплаты и дешевизна. Споры велись лишь вокруг принципов изъятия (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленного фискальной потребностью.
Д.М.Кейнс (1883-1946) был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку он считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений, большие сбережения мешают экономическому росту, так как являются пассивным источником доходов, не вкладываются в производство, поэтому их надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, чтобы направить их в инвестиции и на государственные расходы.
Данная теория на много лет определила политику развитых государств в области финансов и налогообложения. Во время наступления экономического кризиса кейнсианская теория регулирования экономики не имела успеха, поскольку перестала соответствовать требованиям экономического развития в силу высокого уровня инфляции, дефицита, предложения производственных ресурсов, зависимости национальной экономики от внешних рынков [80].
Кейнсианскую теорию сменила теория «экономики предложений», выдвигающая в виде базового фактора рыночной экономики – предложение товара. В этом случае сокращение налоговых ставок ведет к росту доходов. Население стремится к росту сбережений, а предприниматель к накоплению капитала. В результате повышается национальное производство и доход, что не только не уменьшает налоговые поступления в бюджет, но и влечет рост доходов бюджета. Экономика предложений выступает за сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Предлагается отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки. Снижение налогов увеличит доходы, и в результате будут повышены инвестиции.
Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Кроме того, согласно теории – обязательно сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории – утверждение, что лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.
Теория налогообложения всегда пыталась решить вопрос, что целесообразнее: обеспечить формирование бюджета чисто фискальными методами или снижением налоговых ставок добиваться стимулирования предпринимательской деятельности и расширения налоговой базы.
Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам.
Еще А.Смит отмечал, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. Плательщики с большой легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и вымогательством [128]. Теоретические положения А.Смита стали аксиомой не только для его последователей, но и для всех ученых-экономистов.
Так, анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в период 70-х г.г. свидетельствуют о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились, по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения, почти в десять раз [128].
Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Однако, чтобы ее найти, необходимо провести всестороннее эмпирическое исследование активности налогоплательщиков в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, налоги же перестанут выполнять функции экономического регулятора.
Построив количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой, американский ученый А. Лаффер сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействуют на инвестиционную деятельность частного сектора. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., – отмечал он, – заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них.
Люди работают не для того, чтобы платить налог. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит...». Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или «если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов… то экономическая активность будет падать» и вовлечение предпринимателя в производство – пустая затея, т.е. заинтересованность хозяйствующих субъектов, по мнению А. Лаффера, является движущей силой процветающей экономики [128].
Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А. Лаффер считает 30 % сумма доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета.
Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа.
Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, в некоторых же случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов нужно оценивать с учетом их прогрессивности.
Зарубежные исследования в области налогов отличаются конкретным, прикладным характером, так как теоретические положения, разрабатываемые при исследованиях, традиционно выступают основой фискальной политики финансового законодательства этих государств. Теоретические споры велись не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько об их роли в экономике.
В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала сущность налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А.Тривус, Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А.Соколов, В. Твердохлебов, труды которых представляют собой неоценимый вклад в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки.