Многие родители беспокоятся: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше, чем товарищ по площадке?» Развитие ребенка очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников. Это относится и к развитию речи.

Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию. Позже развивается активный словарь – малыш учится воспроизводить услышанные звуки, слова, предложения. Сначала ребенок просто повторяет за взрослым, потом начинает общаться, т.е его слова, звуки носят смысловую нагрузку. Например, малыш 1-1,6 лет с помощью одного звука «а», произносимого с различной интонацией, может задать вопрос типа «Что это? Расскажи!»; высказать недовольство («Не хочу!»); удивление («Вот это да!»).

В возрасте от 1 до 1,5 лет активный словарь детей, как правило, не расширяется, число произносимых слов почти не увеличивается, однако активно расширяется пассивный словарь (слова, словосочетания запоминаются надолго). В это время не стоит побуждать ребенка к произнесению новых слов.

Ученые обобщили имеющийся опыт по работе с детьми и выделили особенности развития речи в каждом возрасте. Рассмотрим короткий, но очень важный для становления речи период до 3-х лет.

Имейте в виду, что «отклонение» от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям, у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то стоит обратиться к специалисту либо подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно (см. статью Игры и упражнения, способствующие развитию речи)


Первый год жизни

2 месяца. Произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще маме).

3 месяца. Появляются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о». Гулит, «воркует».

4 месяца. Гуление превращается в рулады звуков, т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-о».

5 месяцев. Мелодичное гуление, случайные лепет, добавление к произносимым гласным некоторых согласных звуков, появляются сочетания слогов.

6 месяцев. Совершенствуется случайный лепет («да-да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с гласными, ребенок пытается имитировать слышимые звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к его речи.

7 месяцев. Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

8 месяцев. Лепет как речь, как общение. Ребенок учится произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая значение, как эхо (эхолалия).

9 месяцев. Звуковые серенады, первые облегченные слова («ма- ма»). Лепет более сложный.

10 месяцев.
Вслушивается в речь взрослых, понимает все больше слов, подражает речи, в произнесении появляются новые слоги, простые слова («на», «ав»).

11 месяцев.
Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения (см. выше).

12 месяцев. Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20 слов.


Второй год жизни

Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок использует аморфные слова-корни, выделяя их из слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем же словом ребенок обозначает целый ряд предметов («де»- дерево, девочка, делать; «ку» — кушать, курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не умеет обобщать. Например, он понимает значение слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не знает значение слова «мебель».

Начало и окончание периода автономной речи связано с началом и окончанием кризиса 1-го года жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке психического развития.

К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с изображенными на картинках предметами (показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).

Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала это односложные сочетания, выражающие смысл целого предложения. Ребенок использует слова, обозначающие предметы, связанные с его желанием и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой индивидуальный набор таких предметов, с которыми он часто встречается, играет, видит, то и набор слов у разных детей различен. Научившись употреблять слова в определенной ситуации, ребенок использует их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены истинного значения слова. Это, как правило, существительные, сначала женского, позже мужского рода, глаголы, даже прилагательные в единственном числе. Ребенок уже может изменять слова, употребляя не только настоящее, но и прошедшее время глагола, множественное число существительных.


Третий год жизни

Речь приобретает связный характер. Появляются предложения, они становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию. В речи еще много грамматических ошибок, она может быть прерывиста. Много повторений слов, запинки в произношении, но к 4-м годам это проходит. Словарный запас быстро увеличивается, к 3-м годам он может составлять 1000–1500 слов! Часто дети создают свои собственные правила речи, слова («мухолет»).

Задержка речи после 3-х лет может пагубно воздействовать не только на речевые способности, но и на способность читать, писать, даже думать. Т.е. идет задержка развития всей психики ребенка. Поэтому стоит обратить внимание, если развитие ребенка сильно отличается от возрастных норм и обратиться к специалисту (логопед, психолог) за помощью. Чем раньше выявлена проблема, тем легче с ней справиться и избежать дальнейших осложнений.


Сигналы тревоги

Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:

в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы обращаетесь к нему;

в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п, б, м»;

в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания использует только плач;

в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;

в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов, назвать известные ему предметы;

в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Как я уже упоминала, в развитии у ребенка речи главную роль играют родители. Ранее (см. статью Игры и упражнения, способствующие развитию речи) предлагались различные методы и игры для детей, сегодня приведу еще несколько полезных рекомендаций.

  • Для ребенка Вы являетесь языковым и речевым образцом; он разговаривает так, как говорят его домашние (интонации, тон, речевые и грамматические ошибки).
  • Ребенок постоянно наблюдает, изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.
  • Не «сюсюкайтесь» с малышом, который вышел из младенческого возраста, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая специально слова и не замедляя речь.
  • Вы должны обеспечить ребенка возможностью пользоваться каждым из 5-и чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, чувствовать окружающий мир.
  • Поощряйте стремление задавать вопросы.
  • Поощряйте любопытство и воображение.
  • Всегда внимательно слушайте ребенка, разговаривайте с ним, не перебивая и не подгоняя.
  • Читайте ребенку каждый день.
  • Не обязательно находиться рядом с ребенком постоянно, достаточно быть в пределах его досягаемости. Важно качество, а не количество времени, которое родители уделяют ребенку.
  • Не скупитесь на похвалу, поощрение, объятия.
  • У ребенка должно быть достаточно новых впечатлений (но не слишком много).
  • Поощряйте общение и игры с другими детьми.
  • Пусть ребенок регулярно слушает кассеты с любимыми песенками, сказками, музыкой, стихами.
  • Играйте вместе с ребенком, если он просит.
  • Установите четкие правила, которых не должно быть слишком много, но они должны всегда выполняться.

По материалам статьи психолога Анны Герасимовой «Нормы и задержка речевого развития»


Пупсик
Пупсик
Самара
291204

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Александра Линоу
Александра Линоу
Калининград

! Я хочу поделиться с вами своим опытом. У нас тоже была ЗРР мы долго с этим боролись и медикаменты принимали и тольку никакого не было и к логопедам ходили. Но к сожалению результатов было очень мало. Я весь интернет перевернула и нашла информацию о Реацентрах в котором лечат деток с различными проблемами. В том числе и задержку речи. Отзывов очень много хороших мам ы пишут, что лечение помогает деткам. Конечно это стоит денег, но мы готовы были на все. Лечились мы в филиале в Калининграде прошли два курса и речь у нас пошла. Спасибо большое всем специалистам таких центров за терпение и профессионализм. Если будут вопросы пишите. Я с удовольствием на них отвечу.

Пожаловаться
Rина
Rина
ДенисСаныч
9 лет
Торревьеха
Опять этот краудмаркетинг. ну уж очень явно все и уже который раз от реацентра) так что доверие как-то тает к вашей организации
Пожаловаться
Александра Линоу
Александра Линоу
Калининград


Все дети развиваются по разному, но конечно нормы развития по которым развивается ребенок никто не отменял.Сегодня очень много деток страдают задержкой речевого развития. И это надо лечить сам ребенок может с этим не справиться. Мы лечились в Реацентре, микротоковой рефлексотерапией метод совершенно безопасный и эффективный .

Пожаловаться
Елизавета
Елизавета
Никита
12 лет
Москва
Ну вот как раз. Я вчера писала, что мне кажется что мелкий отстает.

Здесь есть пунктик — в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов; вот он или не понимает или не хочет делать-показывать

Но я склоняюсь что не понимает(

Пожаловаться
Пупсик
Пупсик
Самара

Занимайтесь с ребенком дома сама. у меня есть примеры занятий журнале. каждый ребенок индивидуален. самое главное накопить пассивный словарь малыша. а для этого нужно днями напролет все говорить. играть с картинками итд. если в 3 года ребенок не будет говорить не слова тогда считается зрр. а у вас ребенок говорит прост его нужно стимулировать к действиям в виде игры и потом поощрять. есть если нужен пример игр напишите я вам скину.




Пожаловаться
Оля
Оля
Брянск

Классная статья.Попозже повнимательнее почитаю.

Пожаловаться
Пупсик
Пупсик
Самара

)))))

Пожаловаться
Luna
Luna
Самара

в закладки, покажу подруге, а то сыну уже почти 4 мычит и все, а ей все равно

Пожаловаться
Мама дочи
Мама дочи
Махачкала

хорошая статья