Мамы детей, старше 2-х лет, кто у вас выступает чаще инициатором игры — вы или ребёнок? И как, по-вашему, правильнее всего для детского развития?
У меня дочь (2,4 года), в основном, играет с мягкими игрушками одна, сама. Иногда зовёт меня в свой домик (надувной батут) или ещё что-то поделать. Моя же инициатива обычно заключается в привлечении её к утренней зарядке в игровой форме, к совместному поливу цветов/готовке/уборке/огородным делам. Периодически бывает, что на меня находит желание порисовать или поиграть с ней в какие-нибудь пальчиковые игры или с игрушками сказку обыграть (ооочень редко), с кубиками повозиться домики построить или просто побеситься-попрыгать-побегать (чаще всего). И вот время от времени у меня проскальзывало небольшое чувство вины, что мало играю с ней, т.к. её собственные игры с игрушками мне кажутся как будто какими-то однообразными что ли… без особого сюжета.
Оказывается, это совсем не мало и даже более, чем достаточно.
Мнение Марины Озеровой (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков).
Сейчас есть совершенно нездоровая тенденция — постановка ребенка в центр мироздания, откуда он должен управлять вселенной и родителями. Это, в первую очередь, разрушительно сказывается на детской психике. Ребенок так устроен, что ему жизненно необходимы границы и направление для нормального развития. Если родители делают из него «взрослого», и сами же ему подчиняются — это ненормально, и результаты не замедлят прийти, только они вряд ли понравятся родителям.
И вот, все чаще я вижу формирование даже какого-то чувства вины: «я недостаточно играю с ребенком!». Отсюда следует, что у мамы должна быть позиция «аниматора», который развлекает скучающего ребенка. Это неправильная позиция, при которой мама отказывается от своей роли и переходит на роль ребенка, становится «ровесницей» для своих детей.
Нет, это вовсе не означает, что с детьми играть нельзя :) С детьми взрослые МОГУТ играть, когда у них есть время, желание, настроение. Они могут быть приглашены эпизодически: дети играют в «домик», пригласили маму пить понарошку чай в гости. Но это не деятельность взрослых! Игровая деятельность — сфера детей. Ненормально, когда ребенок задает деятельность и вовлекает в нее взрослых! Нормально, когда взрослый задает созидающую трудовую деятельность и вовлекает в нее детей!
Совместная деятельность с ребёнком ДОЛЖНА быть (как и ласка, и безусловная любовь). Но это необязательно игра. Игра обязанностью родителей не является в отличие от других сфер.
Особенно хочу обратить внимание на сюжетно-ролевые игры. Вся их полезность в том, чтобы ребенок придумывал и РАЗВИВАЛ сюжет, но вместо этого в центр игры садится мама и начинает «развивать» своих детей, забивая в них всякую способность к творчеству, потому что игра — основной акт творчества детей! (Кто меня спрашивал о проблемах в рисовании — проверьте, не привыкли ли вы играть «вместо» своих детей, разруливая и диктуя их сюжетные игры?). Если ребенок один, он может играть с воображаемыми партнерами (психологически игра развивается также) или в игры, не требующие партнеров.
Самый главный поиск идеи происходит как раз тогда, когда ребенок ходит и изнывает «мне ску-у-у-чно!». Вот как раз тогда, вместо того, чтобы ЗА своего ребенка организовать, придумать, наладить игру и тем самым обеднять его развитие, нужно заняться полезным «взрослым» делом и предложить его ребенку. Не хочет — свободен, пусть идет и придумывает свои воображаемые миры. Только самостоятельно добытое по-настоящему ценно.
Да, дети будут играть в игры, придуманные и организованные взрослыми. дети вообще привыкли пережевывать «съеденную» кем-то информацию — их «развивают», выдавая чужие готовые выводы, предлагая чужие готовые игры, давая обводить нарисованные чужие шаблоны. Только не нужно ждать потом, что эти дети произведут что-то свое и требовать от них творчества.
Мой сам играет в основном, а мне приносит книжки почитать) или вместе догонялки всякие, дурачества)
Можно я утяну статью Озеровой в свой журнал? Мне это очень полезно. Попробую мужу это рассказать… Он все хочет, чтобы я играла с детьми постоянно. Бабушка приходит все время Амалию учит, как правильно играть. Вообще расстраиваюсь.
У нас доча полюбила маленькие игрушки(киндеры)везде с собой и купаться тоже берет… играет сама и разговаривает за них но частенько просит поиграть каким либо персонажем, предлагает сама… а у меня нет желания особого играть… одно и тоже каждый раз, кажется фигней страдаю, а могла бы дело какое поделать… я когда играю, когда говорю подожди… ребенок забывает и играет сама.очень любит проигрывать сюжет из сказки волк и козлята.и с киндерами(мне всегда волка дает).И с детьми в ролевые, взрослые волк всегда а она козленок убегает бесится смеется....
Ну и еще здорово что я занималась в Школе Причинности, групповые занятия очень полезны, у меня детей не было, но у других были и разного возраста. Тогда я не знала будет у меня ребенок или нет, но много важного я услышала о детях и все мне пригодилось. Когда ребенок в процессе игры, сам или с детьми, лучше на цыпочках удалится и отложить НЕ жизненно важные вопросы к ребенку на потом. Но опять же, кто как это воспримет, могут опять поставить ребенка в центр вселенной — ведь он играется! Так что особо советовать не могу.
И вот заметила, у бабушки если сын с дедом начинает играться, бабушку до этого равнодушную как распирает влезть с каким-то пустыком, типа пойдем дам конфетку и помешать им, сразу атмосфера рушится.
Когда был в таком возрасте как у вас инициатива исходила практически всегда от взрослого, сам себя занять не мог. После трех примерно, когда уже пошел в садик научился играть самостоятельно, придумывает, фантазирует в ходе игры, разговаривает, песни поет. Сейчас бывает, что не хочет играть вместе, иногда наоборот, просит чтобы играла с ним. Совместные занятия по дому обожает и всегда любил это дело.
А вот интересно, с какого возраста уже переставать вокруг малыша мир вертеть?
Супер, а я переживала как все будет. Я боялась что на сильно не заставлю себя играть в детские игры, а тут вон оно как) и не придется)
Ага)
У меня дочь очень редко играет сама, на улице ещё может, а вот дома нужно чтобы я была рядом. В игрушки она не играет вообще! У нас занималки-развивалки, мультики, прогулка, творчество, ну и садик. Возможно что в садике наигрывается самостоятельно, а дома хочется чтобы мама играла с ней. не знаю...
Но то, что игрушки у нас не востребованы вообще, это точно. Я думаю, ещё возраст такой.
Да, кстати, возможно, и возраст играет значение, и то, что в садике наигрывается… У моей Алёны сейчас активная любовь к мягким игрушкам, она только ими, в основном играет, особенно собакам. Иногда кубики, разные мелочи — бусики с пуговками, кстати, которые я с тобой заказывала! она любит их по утрам раскладывать по ящичкам-коробочкам))
Здорово!
а фиг знает. мой играет и когда скучно подходит ко мне и ноет чтоб вместе поиграли. поэтому пол дня на улице, а то только и слышу дома «дети, где дети». в садик ему надо, вот там дети) общения мало