Мой опыт занятий с сыном до 3 лет. Часть 1. Занятия до полугода и карточки.

Решила написать об этом, т.к. у самой скоро родится второй малыш и нужно вспоминать, чем с ним заниматься и как развивать. О вреде и пользе раннего развития я читала, закончила университет по специализации «Дошкольная педагогика, психология и изобразительное искусство», многие развивашки пробовала с первым ребенком. Главные принципы, которых я придерживалась — не перегрузить, не заставлять, не спешить. Целью было ознакомление малыша с окружающим миром, развитие навыков по возрасту, интересное совместное проведение времени. Старалась подбирать занятия по возрасту и интересам, время от времени подбирала игры на опережение, чтобы малышу не становилось скучно и чтобы он прилагал усилия в достижении цели. Но в то же время не слишком сложные, чтобы он сам мог с заданием справиться.

Не скажу, что учеба в университете дала мне все эти знания. Все-таки большую часть времени в учебе я уделяла творчеству, а не педагогике. Поэтому после рождения ребенка пришлось заново перечитывать разную литературу, искать в интернете статьи, игры, покупала разные книги и альбомы. Заново училась вместе со своим малышом))) И считаю, что каждый более-менее заинтересованный в развитии и воспитании своего ребенка делает тоже самое и всем это под силу. Кстати, воспитателем я так и не стала, нашла себе другую работу по душе.


Первые упражнения малышу я стала давать где-то с месяца, может полутора. Хотелось потренировать глазки малыша. Прочитала, что первые цвета, которые различает ребенок после рождения — это желто-зеленые оттенки. Поэтому первые игрушки-погремушки у нас были желтые и зеленые. Находится они должны на расстоянии 40-50 см от глазок малыша. Это были простые погремушки- шарики на палочках. Затем я нарисовала шахматную доску черным маркером на листе белого картона, время от времени показывала сыну. Как ему нравилось рассматривать эти простые клеточки! Он начал знакомиться с миром и заодно тренировать свои глазенки)) чуть позднее, месяцев после 2 я нарисовала на картоне мордашки. На одном листочке А4 одна крупная мордашка. Применяла уже черный и красный маркер. Мордашки были с разными эмоциями. На улыбашку малыш реагировал бурно, начинал махать ручками, ножками, видно было по его реакции, что ему нравится. Но когда показывала грустный смайлик, он затихал. Позднее даже стал губки кривить, как-будто вот-вот расплачется. Конечно чаще я ставила ему мордашку с разными улыбками))) В полтора месяца впервые дали в руки погремушку. Простой желтый шарик на тонкой ножке. Правой рукой не взял, зато левой так уцепился!!! И давай трясти, пища от восторга. А потом как треснет себя по лбу))) мы не охали, не кинулись жалеть, выжидали его реакцию… как-будто ничего страшного не произошло. Через секунд 10, обдумав ощущения, Дениска стал хныкать. Испугался видимо, неприятно было. Мы его успокоили, спокойным ласковым голосом сказали, что все хорошо, так бывает, затем отвлекли, вернув его внимание к погремушке, которую он по-прежнему крепко держал в кулачке. И Денис стал снова с ней играть. Но при этом старался сильно ею уже не размахивать, по лбу больше себя не бил погремушкой ни разу)))

Месяцев до 6 каких-то особенных развивающих занятий больше не предлагала. Занимались только с массажисткой на мяче, делали массаж обеукрепляющий, учились ловить ручками игрушки, держать их в руках, перекладывать, поворачиваться на бок, держать головку, садиться. Время от времени показывала малышу яркие иллюстрации в картонных детских книжках. Часто его ладошку прикладывала к разным по фактуре поверхностям: мягкая травка, пушистый одуванчик, ребристая кора дерева, гладкая стена, холодное стекло на окне, теплая кружка чая и т.д. Не заучивала с ним, а что вижу, то показываю, то даю потрогать, если это возможно. Играла в пальчиковые игры, массажировала ступни и ладошки с каждым пальчиком. Итог — в 5 месяцев Денис смог взять в одну руку черешню и пальчиками другой оторвать от черешни хвостик. Кушать сам пытался ложечкой в 5 месяцев))

Разговаривала с малышом всегда, очень много. При этом не сюсюкалась, не коверкала слова. Повторяла звуки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, да-да-да… При этом Денис очень внимательно наблюдал за моими губами, пальчиками трогал их, а я старалась говорить медленно и четко. Если Денис начинал что-то лепетать, я его внимательно слушала, смотрела на него, улыбалась и одобрительно кивала головой. Не перебивала его речь)) как со взрослым))))

После 6 месяцев Дениска стал очень подвижным, еще более любознательным. Мы купили ему развивающий коврик расчудесный, но лежать на нем ему было не интересно. Вокруг столько кнопочек, проводочков, шкафчиков, журналов… А кухня сколько восторга вызывала! Когда я готовила кушать, я давала Денису поиграть с кастрюлями, ложками. Он барабанил по ним, пробовал на вкус, крутил как мог, сбрасывал))

Ближе к 7 месяцам я поняла, что мне не хватает книжек, где были бы правильные фотографические картинки с животными, предметами. Причем на лист одна картинка, а не много мелких. Показываю книгу — у ребенка глаза разбегаются от разнообразия цветов и форм, не может сконцентрироваться. Я стала искать, что у нас в Минске такое продается. И узнала о чудесном магазине «Маленький умник». Он долго был моим любимым магазином, в нем можно было найти столько развивашек на любой возраст! Сейчас с этим немного проще, в любом детском отделе можно купить и деревянные развивалки, и крупные пазлы малышам, и пальчиковые краски… Тогда, 6 лет назад, было сложнее. Первым делом я нашла в отделе пачку картинок. Какая-то украинская фирма выпускала сериями. Что-то вроде 'Чтение с пеленок'. Помню, наша куратор в универе рассказывала, как она дочу свою обучала и что этот метод по Доману отлично работает. Но если честно, не хотела я так рано учить читать. Зная особенности восприятия ребенка, я понимала, что это не чтение, а просто запоминание слова как картинки. Просто не понимаю, зачем это нужно ребенку в годик! Наверное это больше для родителей… Ну или просто тренировка памяти, что бы там ни писали поклонники метода раннего обучения чтению. Для меня же было важно показать сыну фото разных животных, предметов, явлений природы, чтобы ознакомить его с миром. Вообще год-два — это очень благоприятное время для ознакомления. Детям интересно все! Они это все впитывают в себя, как губка. В общем, карточки там были на очень разные темы! Я преследовала 2 цели: ознакомление с окружающим и тренировка памяти и внимания. Для начала я взяла одну базовую пачку карточек, там сборка была на разные темы. Карточки не большого размера, примерно 10х5 см. На одной карточке одна картинка и под ней подпись, что нарисовано. Слова я закрывала пальцем или не обращала на них внимание сына. Показывала только картинку. Начинать такие упражнения можно с 6 месяцев, мы собрались только ближе к 8. Я показывала сыну одну карточку, четко называла, что на ней изображено и убирала ее, если сыну было не интересно. Но он мог ее брать в ручки и рассматривать, я не мешала. В день не больше 3 картинок для начала, по несколько секунд показывать каждую в несколько подходов за день. Дня 3-4 я показывала ему 3 картинки, а на 4 день кладу все 3 и прошу показать мне, где нарисована собачка, например. И так все три картинки. Когда вижу, что картинки уже запомнились, добавляю новую картинку. Пытались даже проговаривать, что нарисовано. Банан у нас получался как баха, бабочка — ба, бабушка — баба, дедушка — дида, собака — бака, цветочек он показывал как будто глубоко вдыхает носиком и выдыхает с открытым ротиком, котик — мяу, корова — коо, как животные говорят он тоже говорил)) в общем, к году Денис примерно так называл 55 картинок. Самое длинное его слово в год было 'акой!' — открой! К году и 2 месяцем слова стали сложнее. Бабушка — бабика, и т.д… т.е. слово состояло уже из 2-3 слогов. Хорошо помню, как в год и 5 месяцев на площадке у многих мам глаза на лоб полезли, когда Денис сказал слово 'каукулятау' — калькулятор. Это мы на днях купили новые карточки с техникой. Честно говоря, до песочницы он это слово не произносил, а там как выдал. Я тоже была не мало удивлена и обрадована))) В год и 7 мы были в гостях у бабушки, утром Денис встал с кровати, услышал запах блинов и кинулся на кухню. Бежит и говорит: 'Бабушка на кухне готовит блины!' и четко так)) сам составил такое длинное предложение! И говорил уже достаточно четко, длинные слова произносил, короткие предложения сам составлял. А тут вот такой прогресс)) Что касается карточек, то ближе к 2 годикам я сделала Денису альбом про родной город. На почте купила разные открытки про Минск, вклеила их в альбом, подписала. Мы с Денисом любили рассматривать эти фотографии. А потом по Минску едем, а он нам экскурсию проводит))) одно только мы понять не могли, что такое 'палиствица'. Только в 3 года он нам смог объяснить, что имел в виду 'дом правительства'! :) а так у нас в альбоме были и Минские ворота у вокзала, и сам железнодорожный вокзал, и библиотека, и парки города, и Красный костел. Однажды, проезжая мимо него, Денис узнал его и закричал: «Мама! Красный костел!» а потом минуту спустя… «А почему его красным называют, он же бордовый!» :) Денису тогда было чуть больше 2 лет. Вот так мы развивались по карточкам)) очень рекомендую — просто, полезно и интересно.


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Bandidas
все, нашла твой этот пост) подзабыла немного про него
Пожаловаться
Катерина Митина
:)
Пожаловаться
Надежда

мы тоже занимаемся по карточкам.сыну нравится, сделала их из порванной сыном книжки.а книжки как-то сын не любит смотреть.кроме 1-2

Пожаловаться
Олюшка

Спасибо, что так подробно описала! Очень интересный опыт. А мой сын показывает в книжке пальчиком все, что ни попросишь. А когда видит цветы в книжке, то наклоняется их понюхать)))), когда видит ягоды, то пальчиками как будто срывает их и кушает))))). Вот только молчун еще тон. Кроме мама, папа, баба, ам, ничего не хочет говорить, хотя все понимает.

Пожаловаться
Евгения Францевич
Спасибо Вам большое прочитала и сохранила себе. Очень познавательно и удобно написано.Ждем продолжения.
Пожаловаться
Bandidas
спасибочки! хорошая у тебя программа! будем пользоваться и ждем продолжения))
Пожаловаться

Добавлю в закладки мордочки нарисую и шахматную доску тоже, пока начала делать массаж и пальчиковую гимнастику, но ей почему то пальчиковая гимнастика не нравится, ее хватает только на одну сороку белобоку( для каждой ручки), каждый день слушаем классику чаще Моцарта, он полезнее всего для детишек, разговариваю с ней, погремушки и разные предметы вкладываю в ручки, со следующей недели хочу начать занятия на фитболе, и почему то ее хватает на 10-12 мин. массажа но я думаю она просто совсем крошечка у меня поэтому так не надолго ее хватает.

Пожаловаться
Катерина Митина
Здорово)) маленькая она еще, поэтому и хватает не на долго у нее терпения. А долго и не надо, сколько получается. Главное чтобы всем в удовольствие было. Оля, молодец! Сразу так занялась малышкой!
Пожаловаться

А мордочки как смайлы или более детально прорисованные?

Пожаловаться
Катерина Митина
Очень схематично: круг-лицо, дуга — ротик, закорючка — носик, глазки любые, от точек до более детального. Я какие-то мультяшные рисовала, овальчики с ресничками. Еще рисовала пару торчащих ушек и чубчик))
Пожаловаться
Юляшка

Классно так написала! Все четенько )) У меня такой же подход примерно, но не настолько все системно и организованно )) Мордачки тоже рисовала веселую и грустную, Ильюха смотрел на них, но как-то равнодушно вообще ))) ну мордачки и мордачки ))))))) а так возле окошка стоять любили, рассказывала ему все, что там происходит. Так беседы вела регулярные )))))) Тоже пощупать все давали. Погремушкой кстати тоже себя бил и бьет до сих пор, но при этом хохочет )))))))) Потом стала показывать картинки из школы семи гномов. Там ему ооочень нравился барабан. Такой бурный восторг вызывал. А, и сова где книгу читает ))))))))

Но вот говорить не хочет совсем (( понимает, если спрашиваем где что, показывает. Так в ходе игры, видно что понимает о чем речь. А говорит мама папа баба на. А, и последнее время у него все животные стали Га )))))) хотя раньше только гуси были )

Пожаловаться
Катерина Митина
Молодец! Как по мне, так большего ребенку и не надо)) самое главное с ним общаться. Кто-то раньше говорит, кто-то позднее начинает. Кстати, меня так пугали, что ранняя речь еще не показатель развития. Иногда это показатель болезней каких-то. Ттт, это не про нас. Так что всему свое время, и очень важно еще не переживать самим, не сравнивать малыша, не стараться угнаться за общепринятыми стандартами.

Школу семи гномов и мы покупали)) а еще альбомы для деток от года до трех по рисованию и лепке. Там рассказики короткие и цветная картинка. На ней предлагают что-то нарисовать по сюжету. Например, на картинке снег, елка, за ней зайчик прячется. А по снегу ходит лиса. Предлагают пальчиками нарисовать много следов зайчика, чтобы запутать лису. Мы обмакивали пальчик в голубую пальчиковую краску и ставили отпечатки-следы по всему снегу. Денису очень нравилось! А мне и выдумывать не нужно было занятия))

Пожаловаться
Лисичка
Спасибо! Нам пригодится, чтоб догонять сверстников)
Пожаловаться
Ларик

ты такая молодец! читаю подобные посты и так стыдно становится, что я этого всего не делала((( мы всегда чем-то занимались, но наверно для этого все же нужны какие-то данные, потому что никогда не могла соню заинтересовать… и сейчас тоже не получается( наверно поэтому она не говорит((( все это моя вина(((

Пожаловаться
Катерина Митина
Да ну, не переживай так! Знаешь как меня пугали, что я из ребенка сделаю инвалита, так с ним занимаясь! Мне даже пришлось потом к психологу идти, наслушалась страхов, считала уже себя ненормальной. На самом деле любое общение с ребенком, любая игра развивает. И у каждого малыша свои потребности и свои интересы, и свой потенциал. Что интересно и хорошо одному, то совсем не обязательно подойдет другому. Нужно пробовать, если есть желание и возможность. Но насиловать ни себя, ни ребенка не нужно! Толку будет ноль, одни нервы. Я после 2.5 лет вообще перестала заниматься с сыном, а сейчас очень сильно жалею. Я перекинула на сады и кружки все, дома ничего не делали, чтобы не перегружать. А сын видно привык к такому темпу, таким занятиям и наоборот сейчас дуреет от их нехватки. У меня миллион идей было, но я испугалась. Сейчас и вправду очень жалею. И настаиваю, если есть желание и возможность, с детками нужно заниматься. Не надо слушать всех этих медиков и воспитателей. Они видят необычное и пугаются, многие мыслят стандартами к сожалению. Позднее напишу нашу историю, считаю ее весьма поучительной.

Кстати, если о шаблонах говорить. То иногда мамы слишком увлекаются воспитанием и образованием деток, реально перегружая их. Это на много хуже, чем чего-то ребенку не додать.

И в то же время, любой ребенок рано или поздно возьмет все, что посчитает нужным для себя! Переживать, что что-то не сделали тоже не надо. По себе знаю)))) жалею, что сейчас с Денисом не занимаюсь, мучаюсь, а ради чего? Можно что-то найти интересное для себя и ребенка и иногда позаниматься, чтобы всем было интересно и приятно.

На днях муж обратил мое внимание на тетку в магазине, которая присела и чуть ли не с криком на своего сына говорит: «А это что за буква, а это? Что получается?» ребенок чуть не плачет стоит, жесть… Боюсь, с таким подходом никогда книжка для него не станет лучшим другом. Так что все в меру и только в удовольствие! :)

Пожаловаться
Ларик

спасибо за советы) еще бы знать эту меру… мне вот не хватает твердости в том, что я делаю, я хватаю советы других, и определиться, какие из них действительно нам подходят, не могу… я не знаю, что нужно делать, если ребенку не интересно то, что я ему предлагаю. где-то пишут, что нужно неустанно повторять одно и то же, и когда ребенок поймет, ему станет интересно, а кто-то пишет, что насиловать нельзя, ну а вдруг это и не насилие вовсе))) короче у меня в голове все смешалось и я вообще не знаю, как правильно(

Пожаловаться
Юляшка

я Ильюхе пару раз предлагаю, если вижу что неинтересно. Потом через 1 — 2 месяца тоже самое показываю, делаю и в основном уже бурный интерес проявляет )))

А так его тоже было очень сложно чем-то заинтересовать, да и сейчас не просто ))) Иногда казалось, что я перед ним только на голове не стояла ))))))

Пожаловаться
Катерина Митина
Нет, показывать много раз и не стоит. Если нет интереса, то нет. Можно попробовать в другой день, например, спрятать под подушку на диване картинку или игрушку. Подойти и заглянуть туда, сказать, смотри, там что-то прячется! Все, ребенок заинтригован, а когда нашли картинку, просто называешь кто на ней нарисован и убираешь. Так можно 1-2 картинки, на сколько именно ребенок настроен играть. Можно игру называть «Картинки играют в прятки» или «найди картинку». И так несколько дней прятать, доставать и называть. А потом уже когда достаешь картинку, спрашиваешь, кто это на ней нарисован? Какую картинку мы еще должны найти? Вот такие сюрпризные моменты, в игровой форме очень интересны деткам. Наверное мало кто устоит и не поиграет))

И Юля тоже правильно написала, можно вообще убрать игрушку на какое-то время, а потом даже не то что показывать, предлагать поиграть, а просто поставить тихонько на полку, рано или поздно интерес ребенка проснется. Любопытно станет, что это там такое яркое стоит без дела)) деткам что ни предлагай, им не интересно, а просто поставь куда-нибудь, сразу любопытство разберет))

Пожаловаться
Надюшка

Очень интересно!!! Какая вы молодчинка!

Пожаловаться
Катерина Митина

спасибо! :)

Пожаловаться
Mishelle Elle

Спасибо большое! Интересно, многое взяла на заметку

Пожаловаться
Катерина Митина

пожалуйста! мне и самой было полезно вспомнить)) будет еще несколько частей позднее.

Пожаловаться
Anfiska

Спасибо, Катюш!!! Я твой пост в заметки кину. понравилось мне)))

Пожаловаться
Anfiska

вернее закладки...

Пожаловаться
Катерина Митина

пожалуйста! :) рада, что понравилось!

Пожаловаться
Romasche4ka

оочень полезно и познавательно! спасибо!!!

Пожаловаться
Катерина Митина

пожалуйста))

Пожаловаться
Яна

Мы мультик развивающий смотрим (Мэджик от компании Тини Лав)))) Моей нравится очень))) даже чему-то улыбалась сегодня))

Пожаловаться
Дашунька
очень познавательно.спасибо.
Пожаловаться
Катерина Митина

Пожалуйста! Позднее напишу еще про цвета, счет, чтение. :)

Пожаловаться
Юлия

мы ждем)) пиши уже)))

Пожаловаться
Катерина Митина
как высплюсь, обязательно напишу))))
Показать ещё