Чтобы научить ребёнка врать, его надо наказывать
Почему наказание — самый неэффективный способ воздействия на ребенка
Во все времена детей наказывали за проступки: раньше их ставили коленями на горох, потом — били ремнем и закрывали в комнате. Теперь чаще отбирают компьютер или планшет. Но можно ли добиться желаемого запретами или наказаниями и при этом не испортить отношения с ребенком? Об этом рассказывает психодраматерапевт Вита Малыгина.
Наказание как практика воспитания детей (да и взрослых) существует тысячи лет. Каких только наказаний человечество не придумало за эти годы: изысканные приспособления, призванные изобретательно воспитывать провинившихся, рассыпаны по всем историческим музеям Европы. Наказания эволюционировали в либеральную сторону — от рва со львами и отрубания рук до ссылок в Сибирь и арестов. Детские наказания тоже претерпели свой путь развития: от подзатыльника к порке, от стояния на горохе в углу до повинности целую неделю мыть полы в доме; от лишения сладкого за обедом до лишения компьютера или планшета.
Мир наказаний разнообразен. Средств много, усилий в это вкладывается немыслимое количество, а толку — чуть.
Войн не стало меньше. Уровень преступности считается самым высоким в странах, где больше всего тюрем, в частности, в России и США. Взрослые, не боясь наказания или привыкая к нему, продолжают нарушать законы. И не так много в мире родителей, которые бы могли похвастаться эффективностью наказаний своих детей. Только и слышно: «Уж я ему и телек запрещала смотреть, и компьютер отобрала, а он все равно уроки не делает».
Отсюда вывод — наказание не выполняет воспитательную функцию
С помощью наказания (например, тюрьмы) можно на некоторое время изолировать от общества того, кто уже нанес этому обществу вред. И в этом случае никто не обманывается: и судьи, и адвокаты, и правоохранители знают, что в девяти случаях из десяти, отсидев свое, преступник снова примется за старое.
Но вот некоторые родители все еще верят, что с помощью наказания можно что-то исправить, привить, от чего-то уберечь или предостеречь, чему-то научить. Нельзя, даже не надейтесь.
Обычно после этого заинтересованные родители ехидно спрашивают: «Ну хорошо, вы тут все психологи-гуманисты. А нам-то что делать? Ведь он (она) и правда отбились от рук, грубят, не делают уроков и гуляют до поздна. Как нам быть, если не наказывать?»
И мне всегда в такие моменты хочется в ответ спросить, как им удается улаживать дела на работе и друг с другом, не прибегая к помощи винтовки и мордобою? Ведь большинству нормальных людей это как-то удается, правда? И даже если хочется иной раз набить кому-нибудь морду, мы воздерживаемся, потому что нас ограничивают социальные нормы и правила.
Вот и с наказанием детей и подростков ровно такой случай: если вы принимаете решение, что для вас это неприемлемо и невозможно, то как-то сами собой включаются другие механизмы. Вернее, ваш мозг будет вынужден искать эти новые механизмы и способы. И найдет, будьте уверены.
Прежде чем начать активно отговаривать вас наказывать детей, скажу два слова про «наказание естественными последствиями». И, пожалуй, это то, что в отношении подростков вполне работает. Не приехал вовремя к ужину — готовь себе сам. Нагрубил кому-то — будь добр принести извинения и выслушать, что человек, которого ты обидел, думает по этому поводу. Обещал что-то сделать по дому и не сделал — придумай, как возместить ущерб от невыполненного обещания.
Но тут главное не перепутать. Лишение компьютера на неделю за то, что сын плохо написал контрольную, не является «наказанием естественными последствиями». Как и отказ в покупке телефона в наказание за то, что была застукана во дворе с сигаретой.
Что еще следует сказать о наказаниях последствиями? Не ждите, что хватит одного раза. Опыт у подростков образуется не так быстро, как хотелось бы. Такова особенность детства и юности. Чаще всего подростку надо много раз напороться на результаты своих действий, чтобы извлечь полезный опыт.
Теперь же немного о том, что на самом деле мы воспитываем, когда думаем, что воспитываем наказаниями.
1. ⭐ Позиция человека, который наказывает с позиции власти, опасна и вредна для любых отношений, а тем более для отношений между близкими людьми. Такая позиция оказывает на любого человека разрушающее, развращающее действие. Если у меня в руках безраздельная власть над жизнью другого человека, я рискую потерять контроль над своими эмоциями, теряю способность отличать свои враждебные импульсы от чувства справедливости. Разве в детских садах, детских домах, в приютах для стариков работают сплошь садисты? Вовсе нет. Но ситуация полной власти над жизнями беспомощных, зависимых детей или стариков приводит к тому, что самые обычные люди проявляют себя как жестокие и черствые. Родители — обычные люди, они не застрахованы от того, чтобы упиваться своей властью и безнаказанностью.
2. ⭐ Главное умение, отточенное ребенком, подростком и даже взрослым, которого воспитывают или исправляют с помощью наказания, — это умение обманывать, скрывать свои намерения и хитрить. Потому что любой из нас стремится избежать неприятного, обидного, болезненного. Хотим приучить подростка лгать, перестать ему доверять и потерять его доверие? Наказание — как раз хороший способ этого добиться. С возрастом чувствительность к наказанию снижается.
3. ⭐ Редко кто из детей встречает наказание, так сказать, «с открытым забралом», безропотно принимает все, что господь ни пошлет. Это и к лучшему, потому что в такой покорности нет ничего хорошего. Человек заведомо готов терпеть действия, которые нарушают его психологическую (или даже физическую) целостность. Человек привыкает считать, что насилие — норма. И становится уязвим для любого, кто объявит себя «царем горы». Наказываете и ждете послушания от подростка? Не удивляйтесь тогда, если он попадет под дурное влияние. Его легко прогнуть, легко запугать. Также не удивляйтесь, если подросток вдруг обнаружит черты угнетателя и мучителя слабых. Злость и гнев, которые он копит, принимая ваше наказание, должны иметь выход. И вариантов для этого немного: мстить другим и мучить их или болеть и страдать самому. Агрессия, которая не имеет выхода, превращается в аутоагрессию.
4. ⭐ Наказание развращает, потому что избавляет подростка от ответственности. Всегда есть высшая сила, которая знает, что со мной делать, если я нарушаю правила, если я делаю что-то недопустимое. Вот пусть эта высшая сила и заботится о том, чтобы контролировать меня. А если этой силы вдруг в какой-то момент не окажется рядом, тогда-то я уж развернусь во всю ширь — ведь наказывать меня некому. Если вы планируете вырастить безответственного манипулятора, то наказывать его надо как можно чаще и буквально за все.
5. ⭐ Наказание вызывает привыкание. Чтобы оно хоть как-то действовало, ребенок, а потом и подросток, должен наказания бояться. Но привычное не страшит, привычное можно пережить. А это значит, что для достижения эффекта придется снова и снова увеличивать дозы и придумывать новые способы наказания. Даже не знаю, куда это может завести добросовестного родителя...©
Комментарии
Актуальные посты
Я чего то сеголня туго соображаю. Вот у меня сын не хочет делать домашнее задание и не хочет ходить в школу. Что мне делать? Сказать сиди дома? Или что сказать?
Почему он не хочет ходить в школу? Что там не так? Трудно понимать материал / устает/ перегруз/ рано вставать/ не интересно, слишком много знает по программе / дразнят / обижают/ боится кого-то/учитель не нравится или придирается/ нет друзей/ стыдное или обидное событие произошло, вам не рассказывает / слишком большой или слишком маленький в классе / лучше или хуже всех соображает? И тому подобные причины, важно понять что именно. Остальные вопросы вытекают из этой причины. Вы себя помните в школе? Когда не хотелось ходить? Когда что-то там было не так
Я вообще школу ненавидела. А сын не любит физру, английский и белорусский. И уроки делать не любит совсем. Объясняю, что это школа и это очень важно и нужно. И предметы эти очень важны. И безтолку. Не наказываю, не бью, не заставляю. Скрипя зубами делает уроки. Просто как он говорит, ему не интересно
В себе поищите причины. Почему ненавидели-то? Учителя имеют к этому отношение? Если бы вас наказывали за нелюбовь к школе и нежелание делать уроки, что-то поменялось бы к лучшему?
Ну как бы мы учились в тяжёлые нулевые. Родители выживали как могли, мы выживали как могли. Травля в классе, неадекватные учителя и т д. Сын впринципе ходит с удовольствием в школу. Нашёл друзей, общается. Любит очень математику, ходит на музыкальные занятия. В целом то не плохо учиться. Но вот физру прям ненавидит. Он более усидчивый и физ нагрузки с детства не переносит на дух. И домашку делать не хочет. Не пониимает зачем её вообще задают
Мы учились в 90-е. Было разное. И были учителя, которые огонь при любых условиях, хоть крах страны и тяжёлое экономическое положение переживали все тяжело. И была такая историчка, например, у которой в старших классах на уроках читали учебник, справиться не могла с учениками, не слушались ее вообще. Историю я полюбила только после 30 лет и сама)) от учителя зависит тоже немало, сами понимаете. Ценность монотонного труда может лучше объяснит родственник мужчина, которого сын уважает? Мать уже теряет влияние на мальчика в это возрасте
Ох. Вообще воспитание детей это очень трудная работа. Столько литературы прочитано на эту тему. Может я и перфекционист вообще и для меня все должно быть идеально. Смотрю на наших родителей в классе, так они вообще не парятся. А я блин так не могу. Вот как модно спокойно относится если ребёнок не ходит на физру. В этом году уже и оценки ставят. А он блин просто не хочет. Сидит на скамейке и все. Ещё и учителя по физре каждый год меняются. В прошлом году нормальный учитель был, вроде и с сыном как то договорился. А в этом опять все по новой… Устала
Отец есть у сына? Если нет или имеет слабое влияние, надо стараться, чтобы появился мужчина — дядя, дедушка, тренер. Там мужская мотивация, пример, образ действий и мышления. На маминой энергии сын дальше гармонично развиваться не сможет...
Есть отец и дедушки и дядя. И говорят с ним и пример показывают...
Кризисов у детей никто не отменял. Вы сами делайте как считаете правильно и будьте счастливы в семье — рано или поздно это приведет к успеху в ситуации с сыном. Сейчас дети видят материальное благополучие, но вдохновленных и счастливых родителей нет. И они не понимают зачем стремиться куда-то .
Не считаю правильным сравнивать наказание ребёнка и наказание преступника и что потом на выходе. Это разные вещи. разные преступления и разные наказания. Из тюрьмы выходят уже закоренелыми перступниками не потому, что само понятие наказания не работает. а потому, что сидят они сами с закоренелыми преступниками и, чтобы там выжить им нельзя быть мягкими. добрыми и нежными. Наказание от родителей совершенно другое. там в камеру с преступниками не садят на несколько лет в замкнутое пространство. Так что это сравнение беспочвенно.
В остальном же. воспитание- это не только наказание.
Полностью согласна. Мама нас с братом воспитывала по принципу разговора и исправление своих ошибок, в угол не ставили, компьютер не забирали. Мы маме никогда не врем, потому что в этом нет смысла, проще рассказать правду и она поможет решить проблему, чем соврать и нажить ещё тонну проблем. А вот у тети ребёнок, совершенно не управляемый, его постоянно бьют, отбирают Технику и совершенно не хотят разбираться почему он так поступил. Ор для него ничего не значит, он просто считает, что с ним так разговаривают, он не знает, что такое нормальное общение потому что на него постоянно орут. Либо его игнорируют и чтоб как то привлечь внимание родителей он совершает глупые поступки, получает за это, не любовь, а крики, но хоть какое то внимание.
Спасибо интересно