И с какой стороны не посмотреть, дефицитом серьезного, уважительного отношения к ребенку вызваны многочисленные минусы в его развитии, в том числе и эгоцентризм, который не пройдет со временем, и врастет в характер, по-разному уродуя его. Мы хотим полноценное общество? Думаете ли вы про это? Похвала может быть как позитивно сказывающейся, так и нести вред. Не полезно, если хвалят ребенка за то, что легко далось, за то, что ему дается самой природой. Похвала не за труд, не за старания, а всего лишь за наличие способностей не дает ничего, что было бы нужно ребенку для его развития. А навредить она может, в особенности при ее повторении. Повторение похвалы без необходимой ситуации действует подобно наркотику: ребенок привыкает к похвале и ждет ее. Он проникается чувством превосходства над другими, а если не привык к труду, который реализует его способности, то может естественно не состояться как личность: эгоцентризм полностью закрывает его на себе, он весь уйдет в ожидание восхищения и похвал. Прекращение похвал вызовет хронический дискомфорт, из которого породится зависть, мелочная обидчивость, ревность к чужому успеху, подозрительность и прочие атрибуты эгоцентризма, гения, который не состоялся.
Еще вреднее хвалить того, кому что-то далось легко, ставить его в пример тем, кому это же дается тяжело, вопреки усилиям. Ругая одного и хваля другого, а также навязывая его в качестве примера первому, их противопоставляют друг другу. Сам факт неверной оценки усилия, вернее – замалчивание, игнорирование его, тяжело ударяет и травмирует психику ребенка (да и не только ребенка!). Что снижает побуждение к делу. А противопоставления не могут вызывать желания «брать пример» с того, кого хвалят несправедливо. Напротив, оно лишь отодвигает их друг от друга, угнетая одного и ухудшая положение другого. Противопоставление культивирует нездоровое соперничество, которое способно стимулировать уже вовсе не прилежание, а эгоцентрические тенденции. Противопоставлением можно вызвать негативизм, отказ от видов деятельности, которые не гарантируют успеха. Вредно, когда хвалят крайне часто, без всякой необходимости и неискренне. Это и лишает похвалу ценности, и приучает к дешевому успеху, и способствует выработке бездумного отношения к тому, что исходит от старших.. Наблюдая за детьми, за старшими, можно увидеть самим и другие вредности необдуманной похвалы.
Как правильно похвалить?
Главное хвалить искренне, серьезно и очень убедительно. Отпускать похвалы в дозах, которые соразмерны с ее целью.
Зачем хвалить ребенка?
1. Для того чтобы придать ребенку уверенность в себе, если таковой не хватает.
2. Придать ребенку силы.
3. Восстановить потерянное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (в принципе любой ущерб). Ребенку нужен большой запас оптимизма на всю дальнейшую жизнь. Назначение похвалы – восполнить этот запас или компенсировать его потерю.
4. Среди стареньких прабабушек и прадедов есть воспитатели, очень внимательные к действию слов: «Хвалить-то с умом надо!» И если замеченая ими редкая и необходимая способность в ребенке, они станут скрывать ее от него и дадут ему понять, что он одарен. Но как! Мысль о ценности врожденного дара внушается одновременно с идеей про ответственность за этот дар, о серьезном к нему отношении: «Дар -есть дар. А работать над ним – всю жизнь.»
К чему приводит дефицит похвалы?
И с какой стороны не посмотреть, дефицитом серьезного, уважительного отношения к ребенку вызваны многочисленные минусы в его развитии, в том числе и эгоцентризм, который не пройдет со временем, и врастет в характер, по-разному уродуя его. Один незаслуженно перехвален и поэтому несносно спесивый, заносчивый, высокомерный. Другой – не к размеру вины – публично пристыжен – существует чудовищная форма садизма в детских садах – насильственное оголение ребенка перед сверстниками на осмеяние, и теперь многие годы он испытывает либо необходимость спрятаться (этакий эгоцентризм наизнанку), либо приступы жгучей ненависти ко всему, либо еще что-нибудь столь же аномальное. Третий, врожденный стеничный (активный и сильный), не получил объемной, созидающей направленности к себе и теперь агрессивно навязчив в своем потребительском эгоизме. Четвертый, привычно стоит в углу класса и получает статус шута, однако не такого, из которого получится хороший цирковой клоун. Кривляние из угла вызванное потребностью компенсировать эмоциональную уязвленность своего положения, станет – опять же на долгие годы – одним из ведущих жирных штрихов психологического портрета: в нем самый тяжелый вид эгоцентризма, который фактически исключает самоуважение (а зачастую и без почти). Вариантов эгоцентризма очень много.Хвалите детей, но знайте меру.
Искусство хвалить
Комментарии
Натка
Танюшка
14 лет
Луцк

Natalia
Егор
14 лет
Курган
познавательным материалом нас балуете сегодня. спасибо.
Кот

Актуальные посты
восстановится ли зрение?
красное пятно в глазу
красное пятно в глазу