Дисграфия и Дислексия. Воспоминания о наших "Баталиях".

Страшно вспомнить СКОЛЬКО нервов и слёз было.

Как мы всей семьёй уговаривали-заставляли его читать. ЖУТЬ!
Сейчас он тоже читать не любит, к сожалению.
Но, хоть ЧИТАЕТ. Относительно быстро, внятно.
Стихи учим УЖЕ тоже относительно быстро.
Относительно 1-2 класса у нас УСПЕХИ, но и до среднего уровня одноклассников, он пока еще немного не дотягивает.
Лень, нежелание читать и, вообще, чем-то «школьным» заниматься.
Прекрасно понимает, что для получения ХОРОШИХ оценок нужно поработать.
Посмеивается над двоечниками, «какие они глупые».
Мы всё лето понемножку занимаемся, но каждый раз перед занятием нервотрёпка-
уговорить его сесть позаниматься (примерно 1 час), оттащить от теливизора...



ЧТЕНИЕ на укр.языке и на рус.языке.
Упражнения, улучшающие скорость чтения.
(Такие пособия на рынке почему-то очень сложно найти.)


1. Очень полезна ПИРАМИДА из слогов (без точек в начале строки):
… ПО –– ЛЕ
… КАР–––––––––ТУЗ
… ГОРИ –––––––––––––- ЗОНТ
… ПИРА––––––––––––––––––––––МИДА

ТАКАЯ пирамида очень хорошо тренирует мышцы глаз, расширяет УГОЛ ЗРЕНИЯ
(я б и внимания не обратила, но репетитор во 2-м классе подсказала, действительно
полезная вещь.)
ТАКУЮ пирамиду нужно стараться прочитать ВСЁ быстрее и быстрее.
И постепенно расширить её до ширины строки.

2. В логопедических тетрадях (и книгах) есть ЦЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ, где сперва
«простые» СЛОГИ (согласная +гласная), потом «закрытые» слоги
(согласная+гласная+согласная), потом СЛОВА (и «в строчку», и «в столбик») .

Я скачивала страницы логопедических тетрадей разных авторов из интернета
(Новотворцевой, Спивак, Токаря).
По ТАКИМ страницам очень хорошо и удобно, СПЕРВА «оттачивать» правильное
произношение звука, а ПОТОМ скорость чтения.

СПЕРВА, во время чтения КОНКРЕТНОЙ строки я белым листком бумаги закрывала
ВСЕ остальные строчки на листе. (чтобы не отвлекали, чтобы " не терял" строку, не перескакивал на соседнюю).

Белый листик был как линейка-указка ПОД СТРОКОЙ (которую нужно было прочитать).

В первый момент с непривычки ЦЕЛЫЙ ЛИСТ слогов для глаз ребенка слишком тяжело, слишком пёстро, в глазах «рябит» от обилия слогов.

Сперва приучала читать ТОЛЬКО строчку НАД ЛИСТИКОМ бумаги.
Листик помогал глазам ребенка «не терять» строку.
Пару дней почитали с листиком бумаги, когда привык, стали читать уже без
вспомогательного инструмента (листика бумаги).
Делали упражнения, чтобы он уверенно читал по строке, «не терял» строку.


Скорость чтения––- чтобы она приблизилась к обычной-средней (для возраста ребенка) нужно обратить внимание и по возможности тренировать навыки:

1. Скорость УСТОЙЧИВОГО движения глаз (глазных яблок) вправо-влево, влево-вправо, вверх-вниз и т.д. (не «терять» строку!!!).

2. Скорость, с которой глаза замечают (т.е. фокусируются на КОНКРЕТНОМ слоге или слове), а мозг анализирует вид букв (читать часто, но не долго.)
Очень трудно уговорить-заставить читать, но НУЖНО.

По немножку- по немножку каждый день ребенок приобретает очень ценный опыт,
тренирует и ГЛАЗА (глазные мышцы), и сколько-не знаю УЧАСТКОВ МОЗГА.

Аналогия с обычными мышцами- если их не напрягать не разрабатывать упражнениями РАЗНЫХ видов, они не будут развиваться.

Вот и УЧАСТКИ МОЗГА, сперва очень медленно " со скрипом" обрабатывают информацию, полученную от глаз (если ЭТИ глаза, конечно, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО будут
НЕ ПРОСТО СМОТРЕТЬ, но и ВИДЕТЬ НУЖНЫЙ ОБЪЕКТ В КНИГЕ, а не куда-нибудь в окно, в стену, в потолок.)

Если непослушный упрямый Киндер соизволит, наконец-то, сфокусировать взгляд на нужной строке ( слоге, слове, предложении).
Перестанет хныкать, фыркать, а начнёт читать.
Нужно хитрить, придумывать разные игры, чтобы привлечь его внимание, заинтреговать. «Разбудить» азарт, например, «Кто быстрее прочитает?»

3. Скорость произношения звуков (слогов, слов, предложений).
Скороговорки, весёлые считалочки, вообщем постоянная тренировка.

При этом не забывать про ЧЁТКОСТЬ произношения звуков.
Мой школьник всегда отличался тем, что говорил очень быстро, только вот часто
очень непонятно для окружающих (неразборчиво).

Поговорку «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет»
в 3-ем классе он еще ПРАВИЛЬНО запомнить и выговорить не ошибаясь не мог.
Но в 4-ом классе уже научился.


Мы использовали упражнения, где задано прочитать ПЕРВУЮ и ПОСЛЕДНЮЮ
букву(слог, слово) в строке (или в столбце).)


Т.е. нужно развивать («накачивать») глазные мышцы.
Сперва будет сложно, будут болеть глаза, голова.
Упражнения нужно выполнять СПЕРВА недолго, 1-2 минуты, потом время увеличивать.

Цель ТАКИХ упражнений:
1. научить глазные мышцы двигать глаз быстро в ЛЮБОМ направлении (слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу-вверх… ПО СТРАНИЦЕ, ПО ШКОЛЬНОЙ ДОСКЕ).

2. и очень важное ФОКУСИРОВАТЬ взгляд на ЗАДАННОМ объекте.
«Найти слова из 3 букв, 4 букв, 1 слога, 2 слогов (две гласные), слово, в котором есть ЗАДАННОЕ сочетание букв или ЗАДАННЫЕ буквы (»О" и «А», "-оро-" и т.д.)

3. Найти заданный объект, обвести карандашом.
Потом научиться ЭТО делать ТОЛЬКО ГЛАЗАМИ.

Мы делали такие упражнения:
1 этап — отмечали цветными карандашами, потом читали ТОЛЬКО ОТМЕЧЕННЫЕ слоги;
2 этап — ТОЛЬКО ГЛАЗАМИ он находил и читал ЗАДАННЫЕ фрагменты.

Фрагменты слов, которые мы отмечали:
1) только первый слог в слове (во всем тексте).
2) только последний слог (2-3 буквы с краю).
3) первые 3 буквы и последние 3 буквы в слове.
4) искали во всем тексте(отмечали карандашом) заданные окончания, например «Корисні канікули»(2-3)
-стр.71 последний слог в слове, (-… а), стр72- слог "-лі-", стр.79,80 последние слоги "-ки","-ав".( см. ФОТО)

Можно читать строчки прикрытых листиком бумаги букв (наполовину- или сверху или снизу).


А в таблицах и текстах эти «основные» буквы мы подчеркивали, ориентируясь на ассоциации, чтобы заинтересовать:
С- синий слон, Ш-красный ШАШЛЫК, Ц- цыпленок Цыпа оранжевый, Ч- черный Черныш,
З- зеленая змея, Ж- желтый жук, Р- розовая роза, Л- лиловая лилия.
(я больше акцентировала внимание на ЦВЕТ КАРАНДАША, а не на предмет-ассоциацию).


После того как «разобрались» с согласными, нужно переходить к гласным.

Ниже указаны упражнения и ЦВЕТ — для УКРАИНСКИХ букв, для русских букв будет по-другому .

Страницы в «Корисні канікули»(1-2): текст «Сини» (см. ФОТО): "і"- красным, «и» -синим, "є"-розовым, «е» — фиолетовым
(«смягчающие» — і, Є) –– («несмягчающие»- И, Е)––- в украинском языке.
(«смягчающие»- И, Е, Ю, Я, Ё)––(«несмягчающие»– Ы, О, А, У, Э)–-в русском языке.


Если на письме письменные буквы путал или писал очень коряво, писали несколько строк, например
ао ао ао ао ао
аи аи аи аи аи
вд вд вд вд вд
ГР ГР ГР ГРГР
ыи ыи ыи ыи ыи
пт пт пт пт пт

(Есть очень хорошие учебные пособия по коррекции зрительной дисграфии прописных букв издательства «ГНОМ и Д» (России)(Мазановой и др.), а когда будут в Украине?)

В текстах можно находить и отмечать цветными карандашами много разных
ТРУДНЫХ для понимания (или запоминания) КОНКРЕТНОГО ребенка моментов (орфограмм).

Ниже приведены ошибки, которые мой школьник часто допускал.
От них пришлось очень долго избавляться. Сейчас иногда «проскакивают» ещё.

Правило ПРЕКРАСНО знал, в текстах видел и знал «почему ТАК написано», мог исправить ТАКУЮ ошибку в упражнении «Исправь ошибку», но стоило ему писать ТАКОЕ слово (или предложение) собственноручно, тут же появлялась ошибка.
Полностью закрепить ПРАВИЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ (или употребление знака пунктуации, орфограммы) нам помогает ТОЛЬКО многократное выполнение аналогичных упражнений на данное правило ПИСЬМЕННО.

Например, если ребенок допускает такие ошибки:
Большая буква (забывает писать ЗАГЛАВНУЮ букву): начало предложения- красным;
имя, кличка, название- синим.
Забывает ставить ТОЧКИ и ЗАПЯТЫЕ:
Точки — красным,
запятые- синим.
Найти в тексте, отметить, прочитать, подсчитать количество.

Забывает ставить «ь» и «ъ», или НЕ ПОНИМАЕТ и «НЕ СЛЫШИТ» где какой нужен знак:
«Ь»- красным,
укр. апостроф — синим или «Ъ»- синим.
Отмечать в текстах, читать, замечать РАЗЛИЧИЕ в ПРОИЗНОШЕНИИ.

Я учила ребенка различать ЭТИ знаки:
«ь» — слог говорит Зайчик, мягко (ПЬ, МЬ, ЛЬ.....)
«Ъ» — слог говорит Медведь, грубо твердо (П, М, Л...)


На первый взгляд, эти ошибки ЧИСТО дисграфические, но дисграфия и дислексия
ТАК ТЕСНО СВЯЗАНЫ.
Если ребенок допускает ТАКИЕ ошибки, значит он не обращает внимание на ЭТИ моменты, не считая ЭТО важным или просто «В упор не видит».
Нужно научить его замечать (фокусировать зрение) ТАКИЕ моменты.


Правила грамматики учить и повторять нужно постоянно.
«Учить и повторять»- не только ТЕКСТ правила, а и ПРИМЕНЕНИЕ этого правила на практике в устных и письменных упражнениях.
(1-2 класс моментально ВСЁ забывал, путал, караул!).

В логопедических тетрадях ( и тетрадях по коррекции дисграфии) на сайте Пузкарапуз.орг можно найти много подходящих текстов, наборов слогов, слов, упражнений.

И в тетрадях по коррекции и предупреждению дисграфий ИД «Литера»

Росткнига (Россия) «Умникам и умницам»(«Информатика, логика, математика» и др. этой серии).https://www.liveinternet.ru/journal_proc.php?action=redirect&url=https://www.rostkniga.ru/

В интернете прочитала: чтобы натренировать-улучшить согласованную работу полушарий головного мозга (именно эта несогласованность проявляется в ДИСГРАФИЯХ, ДИСЛЕКСИЯХ и т.п.) можно (или «нужно?») выполнять упражнения как в «Прописях для левшей и правшей » («Ранок»).

Ребенок должен одновременно обеими руками чертить одинаковые линии (примерно одинаковые), пролучается рисунок.

синхронное рисование (308x170, 20Kb)



Можно на листике, перед домашкой, рисовать какой-нибудь орнамент из треугольников, кругов, овалов, квадратов ––одновременно двумя руками.
(если понравится).

Если ребенок «глотает» или «не замечает» окончания тоже самое.
В подобранном тексте найти и обвести ВСЕ слова, с заданной комбинацией последних букв (выбрать нужную): "-тр","-та","-ло","-ки","-ий", "-ой" и др.


Прочитать, обязательно. А потом научиться читать правильно без цветных «подсказок».
Тоже самое можно применять к приставкам, корням слов, суффиксам (главное, правильно определить проблему).

ЦВЕТ можно использовать так же, что бы отметить разницу в произношении:
1) громко — тихо;
2) быстро — медленно;

Полезно делать упражнения где много разных шрифтов, а прочитать предложения нужно в определенном порядке.

ЦВЕТ помогает увидеть и запомнить проблему, а потом нужно чтобы ребенок научился (после тренировки зрительного внимания), смог бы все увидеть, заметить без цветных «подсказок».

После того как «разобрались» с печатными буквами, проверьте как обстоят дела с прописными.
Наверняка, есть «проблемные».
Можно аналогичные упражнения делать на прописных текстах, самим написать (специально с ошибками), чтобы ученик прочитал, нашел и исправил.

В «правильных» (без ошибок) текстах можно искать заданные «проблемные» элементы. Например, «Тетради для списывания» («Ранок») и почерк потренировать и буквы поискать.


Нужно учить стихи (если уговорите) тренировать память.
Мы учили стихи и правила по несколько раз списывая строчки из учебника в тетрадь-черновик.


Из интернета- «у ТАКИХ детей преобладает зрительная память».


ОБЯЗАТЕЛЬНО делать «Работу над ошибками», обращать внимание ребенка на каждую ошибку или группу аналогичных ошибок.(но не ругать).

ТАКИЕ упражнения готовят ребенка к выполнению ИТОГОВЫМ ТЕСТАМ.
Потому что, в этих тестах всегда 4-5 заданий, где нужно
«выбрать слово без ошибки среди 3 слов» (например).

Если он НЕ УМЕЕТ видеть и находить ошибки, ему показывали ВСЕГДА только
ПРАВИЛЬНЫЕ слова, то ТАКОЕ задание его заведёт в тупик.
Он будет считать, что все 3 слова правильные.

Мы часто играли в игру «Учитель» с блокнотиком «Найди ошибку».
Он был Учителем, искал ошибки «глупых учеников». Ему нравилось его роль.


Чтобы ученик точно знал (запомнил), где «Правильно», а где «Неправильно», ПОЧЕМУ
неправильно.
В чём противоречие с ПРАВИЛОМ мог САМ СФОРМУЛИРОВАТЬ.
ЦВЕТОМ ОБВЕСТИ (подчеркнуть разницу, ошибку).


В первом класе работа над ошибками — написать несколько раз правильно слово, в котором была допущена ошибка (1-2 строчки).


P.S.
Научится читать БЫСТРО помогут СКОРОГОВОРКИ (читать, заучивать на память, рассказывать).
На некоторых логопедических сайтах видела много разных АЗАРТНЫХ ИНТЕРЕСНЫХ игр для детей, в которых дети соревнуются КТО быстрее прочитает полоску с предложением, ПОКА вдоль полоски катится игрушечный шарик, запущенный ребёнком.
Дети азартно соревнуются КТО БЫСТРЕЕ доберётся до ФИНИША, прочитав предложение, а значит ЕГО ГЕРОЙ (зайчик, белочка, медведь или др.) БЫСТРЕЕ
добежит до ПРИЗА (конфетки, школы и т.д.)

КАРАОКЕ тоже может помочь.
Можно попытаться, чтобы ребенок читал слова песен на экране.

Или закрывать быстренько белой полоской бумаги ( или линейкой) только что прочитанное слово, чтобы «заставить» быстрее переводить взгляд на следующее слово.

Чтобы у ребенка ХВАТАЛО ДЫХАНИЯ (запаса воздуха) тренируют его дуть на листик бумажки, на карандаш на столе, бумажный кораблик в тазике, «старый» одуванчик,
игрушечную «ветряную мельницу», называется вроде «Ветерок».
Но, чтобы пропеллеры хорошо крутились.
Иногда, чтобы ребенок САМ на них дул.(если получится уговорить, конечно).

И научить задерживать дыхание КАК ДЛЯ НЫРЯНИЯ тоже очень полезно.
Чтобы смог научиться читать более длинные предложения и с ИНТОНАЦИЕЙ.
У нас ПОКА с ЭТИМ проблема.
Короткие предложения 5-6 слов хорошо читает.
А те предложения, которые длиннее одной строки, читает невнятно без интонации, сам не особо понимая про ЧТО читает.
Потренируемся, научимся, надеюсь.

Логопед нас учила задерживать дыхания:
сперва чтобы хватало воздуха прочитать 1 скороговорку (из книги или тетрадки).
Потом добиться того, постепенно, чтобы туже самую скороговорку с тем же запасом воздуха прочитали 5-6 раз, т.е. гораздо быстрее...

Продолжение статьи в ДНЕВНИКЕ


Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества