В старшей группе на развитие логичности и обоснованности мыслительных действий я давала детям палочки и предлагала различные задания «составь фигуру из палочек по образцу», «убери две палочки так, чтобы остался один прямоугольник», «Домик и флажок», «переложи одну палочку, чтобы домик был, перевернут в другую сторону». Игры на обобщение объектов, выделять главное в них проводятся с младшей группы, они очень нравятся детям, я зачитывала детям слова и просила назвать их одним словом. Например:
Кровать, стул, диван, кресло — мебель',
Сосна, ель, ива, клен — деревья и т.д.
Для старших детей я видоизменяла игру, давая обобщающее слово и, предлагала им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову.
Для развития гибкости и быстроты мышления, расширения понятийного аппарата, развитие творческих способностей, речи давала детям задания типа: «Ассоциации», «Говори наоборот», «Отвечай быстро» — бросая ребенку мяч, называла цвет, а ребенок, возвращая мяч должен быстро назвать предмет этого цвета. Так же игра проводилась не только на цвет предметов, но и на качество предмета.
На развитие логического мышления, умения мыслить последовательно и замечать непоследовательность в суждениях предлагала следующие задания «Кто кем будет?»; «разложи по порядку и составь рассказ» — детям предлагались сюжетные картинки, которые они должны были расставить по порядку развертывания событий, и в заключении ребенок составляет небольшой рассказ по картинкам. Дети рассказывали по очереди или говорили по одному предложению. «Отгадывали небылицы» — я рассказывала о чем — то, включая в рассказ небылицы, а дети должны были заметить и объяснить, почему так не бывает.
На развитие логического мышления, сообразительности, умения устанавливать закономерность, а так же обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца предлагала детям такие задания: «бусинки» — дети рисовали бусы по образцу и по том придумывали свои бусы не нарушая последовательности в цвете и форме бусинок; «найди ошибку» и др..
На развитие мыслительных операций, обучение узнаванию объекта на основе описания отдельных признаков я предлагала следующие задания: «назови 3 предмета, которые могут сочетать 2 названных признака».
яркий, желтый — цыпленок, цветок, свитер; пушистый, зеленый — шарф, луг, елка и т.д.
На выявление характера логических связей и отношений между понятиями я предлагала детям картины для рассматривания просила детей рассказать о том, что они видят на картине, затем предлагала рассказать о том, что происходило до изображенного на картине и что случится после. Лучше всего предлагать сюжетные картины («Опять двойка», «За обедом»).
На развитие логического мышления я давала детям листы с нарисованными звездочками, фигурами и карандаши, дети внимательно выслушивали задание и раскрашивали звездочки в соответствии со словами. «В центре звездочка красная, наверху — желтая между зеленой и черной, внизу — синяя между красной и желтой, все остальные — оранжевые».