Детство экстерном. Куда мы спешим?

Вот стащила интересную на мой взгляд статью из группы в контакте. Может уже читали. Что думаете?

ДЕТСТВО ЭКСТЕРНОМ: куда мы спешим?

Мамы трехлеток обеспокоенно спрашивают друг друга: «Вы уже читаете «Волшебника Изумрудного Города»?» И, конечно, они читают. Про Волшебника, про Питера Пэна, про Нильса, игнорируя факт, что эти книги рекомендованы для младшего школьного возраста.

Отчасти взрослых можно понять: сейчас, в период расцвета детской литературы, существует огромный выбор хороших книг и хочется охватить как можно больше. Тем более, можно выбрать издания на любой вкус: сокращенные, адаптированные, с картинками на каждом развороте, которые привлекут детское внимание. А то, что текст остается текстом не для трехлеток – что ж, это понятие индивидуальное. Ведь ребенок слушает!
★С магазинной полки маняще смотрит яркий контейнер с «Лего», и вместо обыкновенной матрешки или кубиков мы покупаем набор деталей «от полутора до пяти», ведь малышу вот-вот исполнится полтора. С активной родительской помощью ребенок несколько раз соединит разноцветные детали в башенку, но в остальное время «Лего» будет лежать без дела. Пройдет пара лет, малыш найдет в ванной три бельевые прищепки и продемонстрирует маме с папой самодельную птичку: так родители узнают, что ребенок дорос до конструирования. Скоро и «Лего» пригодится.
★Школа тоже предъявляет к детям повышенные требования. Поступая в первый класс, желательно знать программу первого класса. Сторонники раннего развития без устали напоминают о том, что детский мозг наиболее восприимчив и способен впитывать огромные объемы информации в самом юном возрасте, а согласно названию нашумевшей книги – «после трех уже поздно».
★Урок в группе «от двух до трех лет» в одном из детских центров делится на три части: развивающие занятия, физкультура и творческие игры. Маленького Тимура интересует только сухой бассейн. Едва мамы с детьми рассаживаются за столом, и педагог предлагает малышам потрогать карточки с буквой и назвать предметы, начинающиеся на эту букву, Тимур спрыгивает со стула и устремляется в спортивный зал. Его не интересуют ни лепка, ни буквы, ни паззлы, ни стишки.

★Красная от стыда, мама идет за мальчиком и водружает его обратно на место, ей хочется, чтобы сын сидел тихо и выполнял задания, как остальные. Когда после нескольких посещений педагог мягко намекает ей, что в силу личных особенностей характера Тимур пока не готов к такому формату развивающих занятий, мама обиженно заявляет: «Может, его просто не смогли здесь заинтересовать? Мы поищем другой центр».
★А если все, что нужно мальчику в два с половиной года – не азбука и загадки, а детская площадка с горками, лабиринт, песочница, домашний спортивный уголок? Не зря ведь так рвется Тимур в этот несчастный сухой бассейн и готов полтора часа в нем купаться, кидать шарики туда-сюда и визжать от удовольствия. Может быть, дома выброса энергии и активной игры не происходит?
★Все более популярным становится способ отмечания детского дня рождения в кафе, боулинге, аквапарке. Это удобный и веселый вариант для школьников, любящих шумные игры на большой территории, но довольно странный выбор праздничной площадки для 3-4-леток, которые в этом возрасте часто прячутся за родителей, долго раскачиваются и могут испугаться переодетых аниматоров.

★По словам одной из мам, присутствовавшей на дне рождения, где главной *** исполнялось три года: «Детей два часа развлекали клоуны, так что они ни разу не подбежали к родителям, и мы могли спокойно пообщаться за столиками». Получается, для родителей цель детского дня рождения – спокойно пообщаться? А в чем радость праздника для малыша?
★Куда мы торопимся? Какую ускоренную программу социализации хотим пройти с детьми? Может, стоит ненадолго остановиться, насладиться моментами детства и дождаться, когда до некоторых вещей ребенок дорастет?
★Можно несколько месяцев показывать ребенку карточки с буквами и гордиться тем, что к двум годам малыш называет 26 букв алфавита. А можно повесить дома плакат с азбукой и выучить веселую песню про буквы за несколько дней, когда ребенку будет четыре.
★У каждого свой темп развития. Один ребенок быстро бегает в год, а другой делает первые шаги ближе к 15 месяцам. Кто-то увлеченно играет с буквами и цифрами и в один день без помощи каких-либо методик осваивает самостоятельное чтение, а кого-то буквы заинтересуют лишь на подготовительных занятиях к школе, зато к этому времени он уже два года будет кататься на горных лыжах и двухколесном велосипеде.
★Севу отдали в школу в 4,5 года. Вообще-то, в первый класс по возрасту должен был идти его старший брат. Но, глядя на Севу, который в четыре года умел хорошо читать, знал цифры, цвета, геометрические формы, логически мыслил, без проблем отыскивал отличия на картинках и умел составлять связный рассказ по иллюстрациям, родители подумали: «А что, если?» Сделав ставку на одаренность, Севу зачислили в первый класс вместе со старшим братом.
Он учился на четыре и пять. Ни оценки, ни поведение на уроках не вызывали вопросов у учителей. Но удивительнее всего было то, что Сева ничем не выделялся и в лучшую сторону: не раскрывал особенных способностей, не выдвигался к участию в олимпиадах или творческих конкурсах. Он просто не отставал.
К средним классам разница стала заметной. Сева был самым маленьким по росту и комплекции в своем классе. Ему стало сложнее, чем другим, общаться со сверстниками, было видно, что они опережают его как в физическом, так и в психологическом развитии. Чувствовалось, что мальчику не хватает житейского опыта, чтобы глубже понять некоторые предметы.
После девятого класса Сева поступил в колледж, но учиться в нем не смог. Он оказался маленьким в среде не знакомых ему больших. Сделав перерыв в год, Сева вернулся в школу. Его приняли в десятый класс того набора, в котором когда-то Сева должен был учиться, если бы пошел в школу с семи лет. Дальнейший жизненный путь он продолжил уже со своим звеном.
★Детство экстерном – это эксперимент, результат которого не предсказуем. Это отнимание игры, прыжков на кровати, сотни слепленных куличиков, сна до скольки угодно в пользу серьезных кружков, развивающих занятий, подъема по будильнику, загруженного дня. Сложно это признать, но зачастую торопливое развитие – это просто родительские амбиции и боязнь не успеть за другими.

★Только получается, что конечной целью такого эксперимента становится парадоксальный результат: ребенок, который как можно скорее все узнал, многое попробовал и очень быстро вырос. И, возможно, пропустил свое детство.
Лена Чарлин


Λυзα
113396

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
lina
я думаю ребенок сам покажет что ему нравится а что нет, на что имеет сколонность… Мамы должны предлогать им многое, но не настаивать.
Пожаловаться

да согласна

Пожаловаться

да мы тоже особо сильно не напрягаем своих пусть все само собой идет.

Пожаловаться
Ксюша
Интересная статья… Вот только сейчас с мамой по этому поводу разговаривала. Некоторые мои подружки здесь выкладывают видюшки, где их детки демонстрируют действительно неплохие способности — я за них радуюсь, но сама так усердно не занимаюсь )) Всему свое время! Просто не надо забывать. конечно, про развивающие занятия, но не акцентом же их ставить!
Пожаловаться
СамаяСчастливаяМама
это родительские соревнования: кто из детей быстрее пойдет, начнет есть сам, ходить на горшок, говорить, читать ит.д. и т.п… Мне свекровь в укор ставит, что моя 2летняя дочь не говорит, а ее сын(т.е. мой муж) уже в 2 года весь алфавит знал! и что с того? сейчас он обычный человек, не супер-пупер гений или какой-то выдающийся ученый. Да, я с ней не читаю книги. потому что она книгу тут же вырывает, быстро смотрит картинки и убирает книгу на место. Но любит возиться с конструктором, играть в песок(лепить куличи). Здесь, почему-то у нее усидчивости хватает...Так что не собираюсь отнимать детство у своих девчонок, уча буквы в 2 года
Пожаловаться
Λυзα
Я тоже в 2 не говорила) правда алфавит знала -учила русский как иностранный- начала с алфавита))
Пожаловаться
Ёжик ВГолубомХалате

Я отчасти согласна, можно же не напрягая ребенка его обучать… Возьмет — хорошо, нет — ну и ладно.

Пожаловаться
ТатьЯна
Согласна с автором поста полностью… куда спешить?
Пожаловаться
Вера Смирнова
Не согласна с тем, что 2,5 лет ребенок не может сидеть на занятия, вообще ребенок в этом возрасте уже должен выполнять 2-3-4 и более взаимосвязанных действа. У меня дочь, кстати, очень активная...
Про детский праздник, я не считаю игровую, боулинг и специализированное кафе чем то неправильным, очень удобно, и не значит, что от этого ребенок хуже провел время.
Про общую же направленность к ускоренной социализации — это дело каждого родителя, допустим мы сейчас очень страдаем от того, что наша никуда не хочет заходить и тем более — общаться с чужими взрослыми. Кто-то скажет-не беда, научится, но ведь нам уже каждый день куда-то надо…
Пожаловаться
Борджиа
согласна-не надо торопить события… многие родители так затаскивают своих детей, чтобы исполнить, то что сами не смогли в своей молодости и детстве… чем окончательно травмируют психику маленького ребёнка своими амбициями и незбыточными желаниями....
Пожаловаться
Λυзα
я помню как у нас девочка в детском саду ревела каждый день, что ее на художественную гимнастику ведут. Прямо до истерик ребенок это отвергал, а родители силком тащили- хотели из нее чемпионку сделать, т.к. у мамы самой не получилось!!! А дите спрашивается чем виновато?!
Пожаловаться
Борджиа
вот-вот!!! эгоисты родители… можно ведь просто ребенку дать в своё время ознакомиться со всеми кружками -секциями, которые его заинтересовали, и после он сам решит надо ему это или нет…
Пожаловаться
МаМаДаМираРатМира
интересно.согласна со многим.только про мальчика не поняла, которого отдали в школу в 4,5 года.!!! кто ж взял его??