ДИАГНОСТИКА
Чтобы установить, действительно ли мы имеем с гиперактивностью или это тревожный ребенок, или возможны другие причины нарушения поведения, необходимо применять четкую систему диагностики.
1.Наблюдение за ребенком.
2.Данные анамнеза.
3.Анкетирование родителей.
5.Анкетирование педагогов.
6.Анализ успеваемости.
7.Беседа с психоневрологом (с психиатром), наблюдающим данного ребенка.
8.Опросник для учителя (в 1 классе) по психологической адаптации ребенка в школе.
9.Беседа с логопедом, работающим с данным ребенком.
10.Диагностика познавательных процессов (памяти, мышления, восприятия, работоспособности).
11.Диагностика подвижности нервной системы.
12. Углубленная диагностика внимания.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ.
Можно составить карту наблюдений, в которую заносить результаты. Критерии приведены ниже.
ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА.
1.Ребёнок, которому трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Он очень подвижен, вспыльчив, раздражителен и безответственнен.
2.Часто задевает и роняет различные предметы, толкает сверстников, создавая конфликтные ситуации.
3. обижается, но о своих обидах быстро забывает.
Известный американский психолог В. Оклендер: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуктюж, роняет ит ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов».
КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА.
Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.
Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
дефицит активного внимания,
двигательная расторможенность,
импульсивность.
КРИТЕРИИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
(схема наблюдений за ребенком)
1.Дефицит активного внимания:
2.Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
3.Не слушает, когда к нему обращаются.
4.С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
5.Испытывает трудности в организации.
6.Часто теряет вещи.
7.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
8.Часто бывает забывчив.
9.Двигательная расторможенностъ:
10.Постоянно ерзает.
11.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
12.Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
13.Очень говорлив.
Импульсивность:
1.Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2.Не способен дождаться очереди, часто вмешивается, прерывает.
3.Плохо сосредоточивает внимание.
4.Не может дожидаться вознаграждения.
5.Не может/контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6.При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог можем предположить (но не поставить диагноз), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психиатру или невропатологу. Ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.
Импульсивный ребёнок отличается от гиперактивного.
Импульсивность, особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.
Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко, столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Признаки ИМПУЛЬСИВНОСТИ
(анкета)
1.Всегда быстро находит ответ на вопрос (возможно, и неверный).
2.У него часто меняется настроение.
3.Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4.Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5.Обидчив, но не злопамятен.
6.Часто чувствуется, что ему все надоело.
7.Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8.Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9.Нередко отвлекается на занятиях.
10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11.Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12.Может нагрубить родителям, воспитателю.
13.Временами кажется, что он переполнен энергией.
14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15.Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16.В играх не подчиняется общим правилам.
17.Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18.Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19.Любит организовывать и предводительствовать.
20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
15-20 баллов — высокая импульсивность,
7-14 баллов — средняя импульсивность,
1-6 баллов — низкая импульсивность.
Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM — IV (1994)
РАЗДЕЛ 1. А Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов невнимательности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам
НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
1.Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2.Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3.Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4.Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5.Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6.Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7.Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8.Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9.Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
По определению дети с СДВГ характеризуются трудностями с вниманием по сравнению со здоровыми детьми того же возраста и пола. Проведенные исследования гласят, что у детей с СДВГ отмечаются значительные затруднения в постоянстве волевых усилий или устойчивости внимания по отношению к заданиям (сосредоточенность на деятельности). Данные трудности явно присутствуют в некоторых неспланированных, свободных играх, когда снижается время игры с одной определенной игрушкой, но количество используемых ребенком различных игрушек на протяжении всего времени игры значительно увеличивается.
Тем не менее, при СДВГ наиболее драматичны ситуации, требующие от детей устойчивого внимания при выполнении скучных, надоедливых, повторяющихся заданий, таких как самостоятельное выполнение школьных и домашних работ, а также тяжелых и неприятных заданий. Однако при заинтересованном выполнении ребенком дополнительных заданий показатели устойчивости внимания детей с СДВГ не отличаются от таковых показателей у нормальных детей.
Тем не менее, когда становятся возможными конкурирующие друг с другом и сменяющие друг друга виды деятельности, дети с СДВГ могут быть рассеянными и отвлеченными, и, фактически, им больше по душе отсрочить выполнение не нравящегося задания, если есть возможность проявить себя в какой-либо высокооцениваемой соревновательной деятельности.
Родители и учителя часто описывают проблемы внимания следующим образом «не слушает», «не завершает начатые задания», «мечтает», «часто теряет вещи», «не может сосредоточиться», «отвлекается», «не может работать самостоятельно», «требует большего руководства», «не завершив одного задания, перескакивает на другое», «смущен, спутан или как будто в тумане».
Исследования, применяющие в своей работе прямое наблюдение за поведением детей, выявили, что нерабочее поведение или несосредоточенность внимания на выполняемой работе фиксировались гораздо чаще у детей и подростков с СДВГ, чем у нормальных детей или детей, имеющих трудности в обучении.
РАЗДЕЛ 2. Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере шести месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
2.Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3.Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4.Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5.Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
6.Часто бывает болтливым.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
1.Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2.Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3.Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
4.В Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и невнимательности начинают вызывать беспокойство окружающих в возрасте ребенка до семи лет.
С Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптомами, возникают в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома).
Д Имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или школьном обучении.
Согласно принципам классификации DSM — IV (1994) в случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины за последние шесть месяцев одновременно разделам (1) и (2)перечисленных критериев ставится диагноз сочетанной формы СДВГ.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (1) при частичном соответствии критериям раздела (2), ставится диагноз «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания».
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем здоровые дети.
Для них очень проблематично дождаться своей очереди в игре или в команде. Они заведомо выбирают краткосрочные виды деятельности, прилагая меньшее количество усилий и времени на выполнение заданий, которые для них неприятны, скучны и надоедливы. Когда они хотят что-либо и должны ждать, чтобы получить это (например, обещание родителей непременно взять их в кино или в магазины), они могут бесконечно изводить взрослых в ожидании данного события, демонстрируя окружающим непрестанные требования и концентрируя на себе внимание.
Ситуации и игры, требующие совместного участия, сотрудничества, взаимодействия, сдержанности и строгости со своими сверстниками, являются особенно проблематичными для импульсивных детей. В устной речи они часто говорят нескромно, несдержанно, неосторожно, не задумываясь о чувствах окружающих или о социальных последствиях этих высказываний для них самих. Преждевременные ответы на вопросы и прерывание разговоров других для них обычное явление. Поэтому, впечатления, которые такие дети производят на окружающих, очень часто истолковываются как незрелость или ребячливость, слабый самоконтроль, безответственность, ленность и чрезмерная грубость. И не удивительно, что такие дети подвергаются наказаниям, критике и осуждению со стороны своих сверстников и взрослых больше, чем здоровые. Гиперактивность, или избыточная двигательная активность, не всегда является обязательным симптомом. У части детей она может быть нормальной или даже сниженной, что зачастую затрудняет своевременную диагностику и, соответственно, коррекцию рассматриваемого расстройства.
Если за последние шесть месяцев отмечалось полное соответствие симптомов критериям раздела (2), при частичном их соответствии критериям раздела (1), то используется диагностическая формулировка: «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
1.появиться до 8 лет;
2.наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и др. каких — либо нервно — психических расстройствах;
3.должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Для окончательной постановки диагноза обязательно проводится комплексное медико-психологическое обследование.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
1.обеспечение родителями и учителями эмоционально — нейтрального развития и обучения;
соблюдение режима, достаточное время для сна;
2.обучение по личностно — ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;
соответствующая медикаментозная поддержка;
3.разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей.


