Когда я была совсем котенком, мама всеми доступными способами пыталась заставить меня делать уроки, читать книжки и всячески развиваться интеллектуально и духовно. А для того, чтобы ничто меня не отвлекало, был введен мораторий на все технические средства отвлечения. Пока мои одноклассники рубились в Денди, я должна была читать книжки и радоваться, что моя мама меня любит, поэтому не дает мне портить глаза. Все обменивались видеокассетами с фильмами «Бетховен» и «Один дома», а мне нужно было идти на хор и радоваться, что я не посмотрю дешевую американскую комедию, где вообще-то абсолютно не смешно. Потом были тамагочи, которые тоже были было нельзя покупать. Зачем? У тебя же есть котик! Потом у одноклассников стали появляться компьютеры. Папа себе тоже купил для работы. Но там были удалены даже косынки, саперы и змейка, чтобы мы с сестрой ни в коем случае не превратились в таких, как «сын тети Люды, который весь день пялится в телевизор, а в перерывах играет в какие-то глупые игрушки. У него одни тройки в аттестате! Он не поступит в институт, так и будет всю жизнь на рынке торговать овощами. И во всем виноват компьютер! Видишь, какое это зло??
Все бы хорошо, но сын тети Люды уже в 20 лет открыл свою фирму по созданию и обслуживанию сайтов. В 22 года он уже ездил на Лэнд Крузере, к 25 купил себе видовую двухуровневую квартиру. Сейчас ему 33. У него нет высшего образования, ученой степени и мыслей о том, что не на что кормить семью. А у меня есть диплом и мечты о светлом будущем...
В общем, я все это вовсе не к восхвалению сына тети Люды.
2 года назад я тоже кидалась грудью на амбразуру, шипела, что ни за что и никогда не подпущу ребенка к компу, не куплю ему ничего сложнее тетриса, и тот он получит к 18 годам, а все остальное время он будет запоями читать хорошие книги, смотреть качественные фильмы, заниматься бальными танцами, восточными единоборствами, музыкой, будет учиться на все пятерки, помогать маме по дому, а по воскресеньям мы всей семьей будет кататься на лыжах, пить горячий шоколад из термоса и кормить белочек орешками.
Мама явно хотела примерно этого. Но сейчас я могу сказать, что она перегнула палку в своем стремлении оградить нас от техники. Мы с сестрой категорически не умеем пользоваться компьютером, даже элементарными программами. Мне было безумно тяжело на работе, когда выяснилось, что я крайне неуверенный пользователь ПК! Wordна зачаточном уровне, Excel еще хуже, а вот Access- это вообще темный лес. У меня не было выбора, пришлось учиться на месте. И под заливистое ржание окружающих я записывала в блокнотик текстом: «выделяем столбец, нажимаем 2 кнопочку в вкладке «вставка», потом ….и т.д.»
Я не умею играть в компьютерные игры, не умею кормить тамагочи, не умею ретушировать фотографии, не умею играть в Супер Марио. Интернет удалось вымолить только для того, чтобы скачивать медицинские статьи.
Сейчас у нас есть все: компьютеры, планшеты, телефоны на разных платформах, электронные книжки, зеркальный фотоаппарат, видеонаблюдение, цифровая сигнализация и т.д. И я почти ничем не умею пользоваться! Собственно, сейчас уже редко можно встретить человека с мыльницей и кнопочным телефоном. На уровне чайника я могу что-то сделать, но все это крайне неуверенно и коряво. Я не могу настроить модем, не могу настроить айфон, хотя там все проще простого. Когда я берусь за какие-то технические устройства, муж в ужасе зажмуривается и готовится к исправлению сломанного девайса. Каким-то образом я умудряюсь сделать то, что не под силу заправскому программисту! Настраивая роутер, я чуть не взломала пароли Пентагона, пыталась подключить Оперу- мини в телефоне- вырубила интернет во всем районе (утрирую:)). Кстати, так и не настроила.
Сестре повезло больше: я выклянчивала какие-то приспособления, они покупались нам «на двоих». Видимо, фактор возраста в техническом воспитании тоже имеет огромное значение. Сестра на 5 лет младше. Она значительно легче воспринимает техническую информацию, ей гораздо легче адаптироваться к новому телефону, новому планшету и бортовому компьютеру в машине.
И вот возникла очередная воспитательная дилемма: с гонором рассказывать про то, какая я прекрасная мать, как я не даю смотреть мультики, не подпускаю ребенка к компьютеру, он не дотрагивается до планшета и играет дисковым телефоном? Или перестать лукавить и в разумных количествах все-таки давать ему делать все то, что умеют другие дети? (Честное слово, я чувствовала себя полной дурой, когда выяснилось, что видеокассету не надо переворачивать, чтобы посмотреть фильм на другой стороне кассеты. Потому что у видеокассеты нет второй стороны. Если бы мне было 8, то это было бы милой ошибкой. Но мне было 15!)
Или задуматься над тем, что уже сейчас в рамках экспериментальной программы в школах вместо учебников детки пользуются планшетами. Значит, через 5 лет, когда мы пойдем в школу, скорее всего, это будет повально введено по всей стране. И меня это радует! Приятно, что малышам не надо таскать тяжеленные учебники.
Сейчас я даю посмотреть мультики. Это вынужденная мера- мы на даче вдвоем, мне надо иногда иметь 15-20 минут на то, чтобы пулей сгонять в душ и успеть приготовить обед. Он 20 минут перед обедом смотрит Сутеева, которого у меня накачано 8 ГБ, я за это время успеваю превратиться в принцессу и наготовить еды для всех. Потом мы едим и идем ложиться спать. А перед сном ритуально читаем сказки и рассматриваем картинки в книжках, ищем на них зайку, морковку, ежа и девочку.
А перед ночным сном мы играем в пузыри на планшете- летают пузыри с животными, вылезает задание, например, найти киску. Ребенок находит киску, дотрагивается до пузыря, он лопается, киска радостно орет «Мяу!» и удирает. Потом надо найти собачку, птичку, и т.д. Следующий уровень- в пузырях медленно летают геометрические фигуры. Следующий- квадраты разных цветов, надо лопнуть желтый, красный, и т.д. Вся игра занимает минут 10. Но он теперь умеет аккуратно дотрагиваться до дисплея, умеет не задевать шары с животными, которых не просили трогать, знает цвета, геометрические формы и как кричит зебра. Играем мы на крылечке. Проходим 3 уровня- идем мыться и спать. Никакого планшета днем нет, он «спит до вечера». Перед сном я даю поиграть в эту игру просто для того, чтобы утихомирить разбушевавшегося мальчишку, сделать его тихим и покладистым Лапусиком, а не взъерошенным гномом, который носится с колясочкой по участку. И да простят меня Хорошие Любящие Матери, не вижу абсолютно ничего дурного в своих действиях! Он не птицами в свиней стреляет, не убивает никого, а учится выполнять задания, узнает что-то новое. Геометрические фигуры мы учим еще и вживую: у меня из цветного картона нарезаны кружки, квадратики и треугольники.
В школах все равно введут планшеты- это выгоднее, чем закупать учебники. И я верю в то, что малышу будет комфортнее и приятнее, если он не будет бестолково пялиться в планшет, не понимая, как им пользоваться.
Я решительно против методики «вот тебе приставка/ комп/ планшет, только отвали». Это самое простое, что можно придумать, но это крайность.
А раз в день включить советский мультик на 20 минут и дать на 10- 12 минут поиграть планшет- не вижу криминала.
Итак, леди, жду комментариев!
так здорово написано, аж зачиталась,
я считаю, что все хорошо в меру, и мультики, и планшта, и книжки, и прогулки, если ребенку интересно — он играет и смотрит мультики, неинтересно — будет играть в другие игры, старшая с месяца рекламу смотрела по телевизору, в год от мультиков не оторвать было, а младшая до сих пор телевизор в упор не замечает, что бы там не шло, ноут ей интересен только кнопки поотковыривать или если там фотографии ее любимой мелькают, да и то ненадолго, планшета пока нет, да ей он пока и неинтересен, я думаю, так вот, это я к чему, все дети разные и повального запрета типа «нет и все», мы живем в цивилизованном обществе, полностью загруженном всякой техникой, и чем дальше, тем ее становится больше, нельзя запрещать ребенку того, что его окружает, нужно разрешать все, что ему интересно, но дозированно
планшет ребенку тоже даю, нодозированно, по утрам мультики (не более 20 минут), днем не больше 15 минут играем в развивающие игры, учим цвета, формы, животных, звуки и т.д. не вижу ничего в этом зазорного и не считаю себя ненормальной. но вот насчет облучения от телефонов сотовых – категорично против, потому ребенку не куплю телефон в первом классе. Если не появится к тому времени альтернативная связь, не вредная для мозга...
во, вспомнила начальника, он целыми вечерами на работе птицами в свиней стрелял)))
мне всё нравится, кроме разве что советских мультиков. я как-то не делю мульты на совецкие и российске. просто есть хорошие, это и про мышонка Пика, и про Машу и Медведя. а есть отвратительные, такие как этот жуткий мульт про домовёнка Кузю (я до сих пор его боюсь, он некрасивый и мрачный!) и Лунтик.
впрочем, я немножко другого мнения насчёт бытовой электроники. запретный плод сладок, поэтому лучше не запрещать, ребёнок сам себя ограничит в просмотре мультов. хотя комп, конечно, сложнее. но что толку рассуждать, если мы сами сидим в интернете часами, а прелесть бумажных книг перед ебуком понимает 1 человек из 10. а мы-то взрослые люди, знаем, что полезное не всегда бывает вкусным.
А зачем Вы перед всеми распинаетесь и просите прощения у «правильных мамашек»? Сейчас 21 век, нано-технологии и все дела… Дети наши хотите-не хотите, но приучатся к технике. Причем, им это пигодится в будущем, ой как пригодится, в нашем-то развивающемся мире, где ВСЕ построено на электронике. Я не вижу никаких проблем, если дочь два часа посмотрит диснеевский мультик, а если телевизор занял папа, то «Дашу-следопыта» на планшете. Ей нравятся детские игры на андроиде. А слушать мамаш-истеричек, которые орут «НИКАКОГО ТЕЛЕВИЗОРА!!!» у меня мозг не выдерживает. Я все детство смотрела телевизор, мультики (пересмотрела весь Дисней), фильмы (упомянутый Вами «Бетховен» и иже с ними), мы с племяшом вовсю рубились в Денди/Сегу/Плейстэйшен. Ничего страшного из нас не выросло, даунами не стали.
Я подвержена общественному порицанию! Вот и оправдываюсь. Хотя не хотела:(
Я оправдывалась даже за то, что с трехмесячным младенцем не уставала, спала каждую ночь сколько хотела и делала маникюр. В то время как мои подруги с всклокоченными волосами и красными глазами истерически катали орущих детей в колясках вокруг дома. Я и сейчас чувствую себя разве что не виноватой, что продолжаю бессовестно и беспроблемно укладывать ребенка в 21:30 спать, читать ему на ночь и потом спать до 9 утра.