Комплекс упражнений для выработкиправильного произношения звука P
1. Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы свнутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы вулыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корнейверхних зубов.
3. Нижняячелюсть неподвижна; работает только язык.
2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делаяязыком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы инижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда онпродвигается вперед, и не высовывался изо рта.
3. Кто дальшезагонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущуюпосередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как быпроизнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный крайстола.
Внимание!
1. Нижняягуба не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзянадувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук «ф», а не звук «x», т.е.чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
4. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не«подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можнопридерживать её пальцем).
2. Языкдолжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
5. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широкимпередним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языкот губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потомубыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Языкдолжен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
6. Барабанщики.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делатькончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук«д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенноувеличивать темп.
Внимание!
<!–[if !supportLineBreakNewLine]–>
<!–[endif]–>
<!–[if !supportLists]–>·<!–[endif]–>1. Рот должен быть всевремя открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
<!–[if !supportLists]–>·<!–[endif]–>2. Следить, чтобы звук«д» носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
<!–[if !supportLists]–>·<!–[endif]–>3. Кончик языка не долженподворачиваться.
<!–[if !supportLists]–>·<!–[endif]–>4. Звук «д»нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этогонадо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения онабудет отклоняться.
<!–[if !supportLineBreakNewLine]–>
<!–[endif]–>
Комплексупражнений для выработки правильного произношения звука Л
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая егогубами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойномположении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Нижнююгубу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.
Язык долженбыть широким, края его касаются уголков рта.
3.
Похлопыватьязык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок незадерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролироватьвыполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнениеправильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствуетвыработке направленной воздушной струи.
2. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не«подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можнопридерживать её пальцем).
2. Языкдолжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Еслиупражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказатьнепослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять егонаверх и завернуть на верхнюю губу.
3. Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднятак небу.
4. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широкимпередним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языкот губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потомубыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюкболобочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобыдвижения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Языкдолжен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
5. Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединениизвука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрытьрот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать втаком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положениеязыка 4-6 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (каклошадка цокает копытами).
Внимание!
1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняячелюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. Лошадка едет тихо.
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка припроизнесении звука «л».
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущемупражнении, только беззвучно.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончикязыка не должен загибаться внутрь.
3. Кончикязыка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
8. Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть.Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
<!–[if !supportLineBreakNewLine]–>
<!–[endif]–>
Комплексупражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая егогубами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойномположении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Нижнююгубу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Языкдолжен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобыребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролироватьвыполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнениеправильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствуетвыработке направленной воздушной струи.
2. Сделать язык широким.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнююгубу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы нерастягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Невысовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковыекрая языка должны касаться углов рта.
3. Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положитьтоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рототкрывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Еслинижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистыйуказательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будетзакрывать рот).
4. Выполнятьупражнение надо в медленном темпе.
4. Грибок.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всейплоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпкугриба, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковыекрая языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должнаопускаться.
3. Приповторении упражнения надо открывать рот шире.
5. Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущуюпосередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка нанижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку напротивоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняягуба не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзянадувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя былаузкой, а не рассеянной.
6. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не«подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можнопридерживать её пальцем).
2. Языкдолжен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Еслиупражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказатьнепослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять егонаверх и завернуть на верхнюю губу.
7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягиваетсяподъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторенииупражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык вверхнем положении.
Внимание!
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открыватьи закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
8. Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика инаправлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнююгубу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идтипосередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковыекрая языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, вкоторую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержатьязык.
3. Нижняягуба не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
<o:p> может конечно этим должен заниматься специалист, но мамы должны иметь представление и помогать ребенку)))</o:p>
извините,
только ставим «звуки», а не буквы.
Побольше бы таких ответственных мам как вы!!!!
ах да да спасибо)))))поправим))